Хабаровский техникум транспортных технологий — по-своему уникальное для нашего региона учреждение среднего профессионального образования. С момента своего основания в 1941 году, с небольшим перерывом, оно продолжает готовить самых востребованных железнодорожных специалистов, не размениваясь на побочные направления обучения. Сегодня ХТТТ — это молодой коллектив, современные лаборатории и выпускники, ни один из которых не остаётся без работы, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
По потребностям времени
ХТТТ начал свою историю в годы Великой Отечественной войны как Железнодорожное училище №4. Потребность в нём была крайне высока — в стране тогда ощущалась острая нехватка профильных кадров. Первый набор был проведен в августе 1941 года. Тогда за парты сели будущие помощники машинистов, дежурные по станции, токари и кузнецы. Но время шло, и в 1951 году, согласно потребностям послевоенной экономики, учебное заведение было перепрофилировано в строительное училище, которые призвано было готовить рабочих для дорожного треста Дальневосточной железной дороги.
С того времени силами учащихся и выпускников у нас в городе появились такие знаковые объекты железнодорожной инфраструктуры как цеха вагонного пассажирского депо Хабаровск-1 и вагонное депо Хабаровск-2. Приложили выпускники свои руки и к строительству целого жилого района, который мы сейчас называем Вторым Хабаровском. Однако в 1963 году в связи с переходом железной дороги на тепловую тягу образовательное учреждение вернулось к своим истокам и не потеряло свою специфику по сей день. И второго такого техникума в Хабаровском крае больше нет.
Полный аншлаг
Сегодня в техникуме готовят бригадиров-путейцев, помощников машиниста, слесарей по обслуживанию и ремонту подвижного состава, электриков, операторов по обработке перевозочных документов, проводников и графических дизайнеров. Последняя специальность на первый взгляд не очень вяжется с железной дорогой, но это совсем не так. Мы живём в XXI веке, когда сервис должен быть не только качественным, но и хорошо оформленным внешне, и тут уже без специалистов такого профиля просто не обойтись. Однако это ещё не всё.
Новые мастерские
Чем однозначно может похвастаться Оксана Ярица, так это высокомотивированными студентами. Хотелось бы, конечно, чтобы их было больше, но работает техникум на пределе своих площадей. И больше, чем 850 человек, разместить учреждение сейчас объективно не может, хотя железная дорога требует ещё и ещё. Но в ХТТТ пытаются найти выход из сложившегося положения, причём весьма интересным способом. Так, совместно с «железкой» была разработана система, когда студенты выпускных курсов уже работают на объектах, а на занятия ходят по индивидуальному графику — это позволяет как разгрузить учебное заведение, так и частично закрыть кадровую потребность. Такая система хороша и для студентов, которые получают возможность неплохо зарабатывать.
Кроме того, такая система позволяет самой железной дороге в итоге получить максимально квалифицированные кадры. Для студента же такой труд позволяет заранее адаптироваться в трудовом коллективе и с легкостью сдать итоговые испытания. Доходит даже до того, что в комиссии присутствует непосредственное руководство молодого специалиста, которое хорошо знает все его плюсы и минусы. Не удивительно, что в таких условиях ни один из выпускников ХТТТ без работы не остаётся, что сейчас является огромной редкостью в учреждениях среднего профессионального образования.
Похвастаться техникум может и своей материальной базой, за что отдельное спасибо Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики. Ранее учебное заведение очень выручала Дальневосточная железная дорога, где есть собственный практический учебный центр, но в прошлом году ХТТТ построил шесть своих современных мастерских, оборудованных всем необходимым. Там сейчас занимаются будущие помощники машинистов электровозов, проводники, операторы по обработке перевозочных документов, электромонтёры, слесари и дежурные по станции. Такие учебные мощности обошлись в 25 миллионов рублей.
Несмотря на уже достигнутые результаты, останавливаться руководство техникума не собирается. Директор упомянула, что они вошли в программу Минвостокразвития на будущий год, благодаря чему в планах оборудовать в учреждении ещё шесть мастерских. Мечтает она в первую очередь о собственном вагоне, который мог бы стать очень серьёзной базой для большинства программ обучения, но больше всего такое «учебное пособие» пригодилось бы будущим проводникам — там они могли бы попробовать себя в реальных условиях работы. В новосибирском железнодорожном техникуме такой вагон, кстати, есть.
Кроме того, вместе с железной дорогой сейчас прорабатывается вопрос о наборе группы помощников машиниста, которая бы состояла полностью из девушек. Раньше эта профессия была закрыта для слабого пола, но вместе с изменениями в трудовом законодательстве такое ограничение сняли. И опыт у техникума есть — они уже выпустили двух девушек, одна из которых трудится на железной дороге.