Куда в Хабаровском крае пропали манегры

Хабаровский край один из самых богатых в этнографическом плане регионов России. Шутка ли, только коренных народов у нас насчитывается восемь! И у каждого своя история, свои древние традиции. А ведь полтора столетия назад в описаниях этнографов значилось ещё больше этносов: дауры, манегры, дючеры и так далее. Какова их судьба, разбирался корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня».

Таёжная конница

Есть в Тугуро-Чумиканском районе на севере нашего края крошечное село Удское. Раскинулось оно на берегах таёжной реки Уда. Сложный путь туда – летом часов пять в одну сторону на лодке, зимой на снегоходах. Не близко, согласитесь. Удское считается старейшим основанным русскими землепроходцами поселением нашего края. 380 лет! Постарше даже патриарха Охотска село будет. Сегодня большая часть селян называют себя эвенками, но есть и потомки забытых манегров.

- На самом деле село у нас многонациональное. У нас живут коренные малочисленные народы Севера. Есть и русские, якуты, остались даже потомки манегров, - рассказывает жительница Удского Ксения Атласова. - Манеграми называли конных эвенков, которые кочевали в XVII – XIX веках от Шилки и Олёкмы на западе до верховий Зеи, Селемджи и Уды на востоке. Называли их русские переселенцы таёжной конницей. Кстати, использовали они особый вид лошадей, которым высокие дальневосточные снега были нипочем.
В середине XIX века значительная их часть перебралась жить в северо-восточный Китай. Там их считают частью китайских эвенков орочонов. У нас после переписи 1926 года манегров тоже стали считать эвенками. Хотя официально как отдельный народ они не признаются, но их потомки горделиво говорят: мы из манегров!

ЭксклюзивКультура
В музее истории города открыли выставку с новым взглядом на историю освоения Амура
02 марта 2021, 14:00 0

Амурские хлебопашцы

Есть у Приамурья ещё одно название – Даурия. А кто же такие дауры и куда они пропали? Впервые об этом народе написали в своих донесениях-«скасках» пришедшие на Амур русские землепроходцы.

«Родится там шесть хлебов: ячмень, овес, просо, греча, горох и конопля. Родится овощ: огурцы, мак, бобы, чеснок, яблоки, груши, орехи грецкие, орехи русские, - писал в середине XVII века Василий Поярков в донесениях якутскому воеводе Головину. - Те землицы людны и хлебны, и соболины, и всякого зверя много, а те реки рыбны, и государевым ратным людям в той землице хлебной скудости ни в чём не будет».

Отряд Пояркова оказался во владениях монголоязычного народа дауров. В отличие от степных сородичей в междуречье Зеи и Буреи, их главным занятием было не кочевое скотоводство, а земледелие. Дань они платили маньчжурам, которые в сороковые годы XVII века были заняты покорением Китая.

Земледельцами были и живущие по берегам Амура вплоть до устья Уссури дючеры. Есть версия, что так на русский манер землепроходцы передали слово «чжурчжэни» – потомки могущественной Золотой империи. Она, на минуточку, покорила Китай - но пала под натиском монголо-татаров. Сейчас и потомки дауров и дючеров живут в северном Китае.

- Употреблялось среди русских большое число ныне подзабытых названий коренных народов: натки, ачаны, например. Это, скорее всего, были наименования отдельных территориальных групп. Были и ныне вышедшие из употребления названия этносов. Нанайцев до революции называли гольдами, нивхов – гиляками, ульчей – мангунами, эвенков – тунгусами, эвенов – ламутами, - объясняет заведующая научно-исследовательским сектором этнографии Гродековского музея Галина Титорева. – Народы не исчезают. Просто в процессе этносы сливаются, получают другие названия.
ЭксклюзивНаш край
В этом лингвистам из Санкт-Петербурга помогут расшифрованные записи просветительницы нанайцев
20 ноября 2023, 14:30 0

Под сенью Дракона

В Солнечном районе есть село Кондон. Расположено оно у подножия похожей на дракона горы Кайласу. Местных коренных официально принято считать нанайцами. Но сами себя они и сейчас называют самагирами – шаманский род Самар. Этнографы говорят, что нынешние горинские нанайцы – так их называют из-за того, что живут на берегах реки Горин – имеют иное происхождение нежели амурские нанайцы. Генетические исследования показали даже отдалённое родство с якутами и хакасами!

- Около 150 лет назад предки горинских нанайцев говорили на совсем другом языке, по своим чертам похожим больше на эвенкийский или негидальский, а потом в результате контактов с амурскими нанайцами они практически полностью перешли на нанайский язык. Тем не менее, в горинском диалекте наблюдаются черты, не характерные для амурских диалектов и, вероятно, связанные с первоначальным языком самагиров. В горинском фольклоре также наблюдаются смешанные черты. Все эти особенности горинского диалекта и фольклора, вызванные такой интересной ситуацией контактов двух народов, ещё предстоит досконально исследовать, - говорит старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) кандидат филологических наук Софья Оскольская.

Согласно старинной легенде, самагиры являются потомками коршуна. Вот что старики рассказывали: «Давным-давно в стойбище пришла страшная болезнь. Всех скосила. Одна девушка в живых осталась. Сильно плакала. Вот раз вышла она из дому, и упал ей на плечо помёт коршуна, кружившегося над домом. После этого родился у девушки сын. Мать вскормила его пищей, оставшейся в домах умерших. Стал мальчик взрослым, женился. Три сына были у них - самые зоркие и храбрые из людей. Так от коршуна-пичуэн произошёл род Самар».

Как бы то ни было, и самагиры, и манегры, и другие забытые народы Дальнего Востока никуда не исчезли. Они сегодня остаются самобытной частью других коренных народов Хабаровского края: нанайцев, эвенков, ульчей и других.

Куда в Хабаровском крае пропали манегры
Автор:
Куда в Хабаровском крае пропали манегры

Исчезнувшие народы прошлого стали частью современной этнической картины нашего региона

Куда в Хабаровском крае пропали манегры
Наш край, 08 февраля, 15:00

Куда в Хабаровском крае пропали манегры

Исчезнувшие народы прошлого стали частью современной этнической картины нашего региона

Куда в Хабаровском крае пропали манегры
Фото: Аксинья Симонова

Хабаровский край один из самых богатых в этнографическом плане регионов России. Шутка ли, только коренных народов у нас насчитывается восемь! И у каждого своя история, свои древние традиции. А ведь полтора столетия назад в описаниях этнографов значилось ещё больше этносов: дауры, манегры, дючеры и так далее. Какова их судьба, разбирался корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня».

Таёжная конница

Есть в Тугуро-Чумиканском районе на севере нашего края крошечное село Удское. Раскинулось оно на берегах таёжной реки Уда. Сложный путь туда – летом часов пять в одну сторону на лодке, зимой на снегоходах. Не близко, согласитесь. Удское считается старейшим основанным русскими землепроходцами поселением нашего края. 380 лет! Постарше даже патриарха Охотска село будет. Сегодня большая часть селян называют себя эвенками, но есть и потомки забытых манегров.

- На самом деле село у нас многонациональное. У нас живут коренные малочисленные народы Севера. Есть и русские, якуты, остались даже потомки манегров, - рассказывает жительница Удского Ксения Атласова. - Манеграми называли конных эвенков, которые кочевали в XVII – XIX веках от Шилки и Олёкмы на западе до верховий Зеи, Селемджи и Уды на востоке. Называли их русские переселенцы таёжной конницей. Кстати, использовали они особый вид лошадей, которым высокие дальневосточные снега были нипочем.
В середине XIX века значительная их часть перебралась жить в северо-восточный Китай. Там их считают частью китайских эвенков орочонов. У нас после переписи 1926 года манегров тоже стали считать эвенками. Хотя официально как отдельный народ они не признаются, но их потомки горделиво говорят: мы из манегров!

ЭксклюзивКультура
В музее истории города открыли выставку с новым взглядом на историю освоения Амура
02 марта 2021, 14:00 0

Амурские хлебопашцы

Есть у Приамурья ещё одно название – Даурия. А кто же такие дауры и куда они пропали? Впервые об этом народе написали в своих донесениях-«скасках» пришедшие на Амур русские землепроходцы.

«Родится там шесть хлебов: ячмень, овес, просо, греча, горох и конопля. Родится овощ: огурцы, мак, бобы, чеснок, яблоки, груши, орехи грецкие, орехи русские, - писал в середине XVII века Василий Поярков в донесениях якутскому воеводе Головину. - Те землицы людны и хлебны, и соболины, и всякого зверя много, а те реки рыбны, и государевым ратным людям в той землице хлебной скудости ни в чём не будет».

Отряд Пояркова оказался во владениях монголоязычного народа дауров. В отличие от степных сородичей в междуречье Зеи и Буреи, их главным занятием было не кочевое скотоводство, а земледелие. Дань они платили маньчжурам, которые в сороковые годы XVII века были заняты покорением Китая.

Земледельцами были и живущие по берегам Амура вплоть до устья Уссури дючеры. Есть версия, что так на русский манер землепроходцы передали слово «чжурчжэни» – потомки могущественной Золотой империи. Она, на минуточку, покорила Китай - но пала под натиском монголо-татаров. Сейчас и потомки дауров и дючеров живут в северном Китае.

- Употреблялось среди русских большое число ныне подзабытых названий коренных народов: натки, ачаны, например. Это, скорее всего, были наименования отдельных территориальных групп. Были и ныне вышедшие из употребления названия этносов. Нанайцев до революции называли гольдами, нивхов – гиляками, ульчей – мангунами, эвенков – тунгусами, эвенов – ламутами, - объясняет заведующая научно-исследовательским сектором этнографии Гродековского музея Галина Титорева. – Народы не исчезают. Просто в процессе этносы сливаются, получают другие названия.
ЭксклюзивНаш край
В этом лингвистам из Санкт-Петербурга помогут расшифрованные записи просветительницы нанайцев
20 ноября 2023, 14:30 0

Под сенью Дракона

В Солнечном районе есть село Кондон. Расположено оно у подножия похожей на дракона горы Кайласу. Местных коренных официально принято считать нанайцами. Но сами себя они и сейчас называют самагирами – шаманский род Самар. Этнографы говорят, что нынешние горинские нанайцы – так их называют из-за того, что живут на берегах реки Горин – имеют иное происхождение нежели амурские нанайцы. Генетические исследования показали даже отдалённое родство с якутами и хакасами!

- Около 150 лет назад предки горинских нанайцев говорили на совсем другом языке, по своим чертам похожим больше на эвенкийский или негидальский, а потом в результате контактов с амурскими нанайцами они практически полностью перешли на нанайский язык. Тем не менее, в горинском диалекте наблюдаются черты, не характерные для амурских диалектов и, вероятно, связанные с первоначальным языком самагиров. В горинском фольклоре также наблюдаются смешанные черты. Все эти особенности горинского диалекта и фольклора, вызванные такой интересной ситуацией контактов двух народов, ещё предстоит досконально исследовать, - говорит старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) кандидат филологических наук Софья Оскольская.

Согласно старинной легенде, самагиры являются потомками коршуна. Вот что старики рассказывали: «Давным-давно в стойбище пришла страшная болезнь. Всех скосила. Одна девушка в живых осталась. Сильно плакала. Вот раз вышла она из дому, и упал ей на плечо помёт коршуна, кружившегося над домом. После этого родился у девушки сын. Мать вскормила его пищей, оставшейся в домах умерших. Стал мальчик взрослым, женился. Три сына были у них - самые зоркие и храбрые из людей. Так от коршуна-пичуэн произошёл род Самар».

Как бы то ни было, и самагиры, и манегры, и другие забытые народы Дальнего Востока никуда не исчезли. Они сегодня остаются самобытной частью других коренных народов Хабаровского края: нанайцев, эвенков, ульчей и других.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме