Хабаровский край один из самых богатых в этнографическом плане регионов России. Шутка ли, только коренных народов у нас насчитывается восемь! И у каждого своя история, свои древние традиции. А ведь полтора столетия назад в описаниях этнографов значилось ещё больше этносов: дауры, манегры, дючеры и так далее. Какова их судьба, разбирался корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня».
Таёжная конница
Есть в Тугуро-Чумиканском районе на севере нашего края крошечное село Удское. Раскинулось оно на берегах таёжной реки Уда. Сложный путь туда – летом часов пять в одну сторону на лодке, зимой на снегоходах. Не близко, согласитесь. Удское считается старейшим основанным русскими землепроходцами поселением нашего края. 380 лет! Постарше даже патриарха Охотска село будет. Сегодня большая часть селян называют себя эвенками, но есть и потомки забытых манегров.
Амурские хлебопашцы
Есть у Приамурья ещё одно название – Даурия. А кто же такие дауры и куда они пропали? Впервые об этом народе написали в своих донесениях-«скасках» пришедшие на Амур русские землепроходцы.
Отряд Пояркова оказался во владениях монголоязычного народа дауров. В отличие от степных сородичей в междуречье Зеи и Буреи, их главным занятием было не кочевое скотоводство, а земледелие. Дань они платили маньчжурам, которые в сороковые годы XVII века были заняты покорением Китая.
Земледельцами были и живущие по берегам Амура вплоть до устья Уссури дючеры. Есть версия, что так на русский манер землепроходцы передали слово «чжурчжэни» – потомки могущественной Золотой империи. Она, на минуточку, покорила Китай - но пала под натиском монголо-татаров. Сейчас и потомки дауров и дючеров живут в северном Китае.
Под сенью Дракона
В Солнечном районе есть село Кондон. Расположено оно у подножия похожей на дракона горы Кайласу. Местных коренных официально принято считать нанайцами. Но сами себя они и сейчас называют самагирами – шаманский род Самар. Этнографы говорят, что нынешние горинские нанайцы – так их называют из-за того, что живут на берегах реки Горин – имеют иное происхождение нежели амурские нанайцы. Генетические исследования показали даже отдалённое родство с якутами и хакасами!
Согласно старинной легенде, самагиры являются потомками коршуна. Вот что старики рассказывали: «Давным-давно в стойбище пришла страшная болезнь. Всех скосила. Одна девушка в живых осталась. Сильно плакала. Вот раз вышла она из дому, и упал ей на плечо помёт коршуна, кружившегося над домом. После этого родился у девушки сын. Мать вскормила его пищей, оставшейся в домах умерших. Стал мальчик взрослым, женился. Три сына были у них - самые зоркие и храбрые из людей. Так от коршуна-пичуэн произошёл род Самар».
Как бы то ни было, и самагиры, и манегры, и другие забытые народы Дальнего Востока никуда не исчезли. Они сегодня остаются самобытной частью других коренных народов Хабаровского края: нанайцев, эвенков, ульчей и других.