В феврале в таёжных угодьях Хабаровского края стартует ежегодный мониторинг учёта численности тигров и других животных. Специалисты пройдут на лыжах и проедут на снегоходах сотни километров, чтобы по следам определить, в каком состоянии находится популяция редких хищников и их кормовая база. Известный не только в стране, но и в мире хабаровский охотовед Александр Баталов этой работой занимается много десятилетий. С корреспондентом ИА «Хабаровский край сегодня» он поделился некоторыми удивительными историями из своей практики.
Под прицелом камер
Александра Сергеевича Баталова называют главным хранителем дурминской тайги. Так называется созданное им ещё в 1993 году и до сих пор единственное на весь регион лесоохотничье хозяйство в районе имени Лазо. Это одновременно и заповедник, и места для контролируемой охоты на животных, численность которых не вызывает опасений. Одно время там даже вели разумную рубку леса, а еще развивается экологический туризм. Представляете, и это всё одновременно на площади меньше 20 тысяч гектаров!
А вот красавица тигрица Бакса. Так её назвали за полоски, которые уж очень напоминают символ американского доллара на боках. Александр Сергеевич показывает видеокадры, как она заботится о своих четырёх тигрятах. Редчайший случай – сразу четверо детёнышей! И ведь всех подняла, такая умелая она охотница.
Тигры и любовь
Ну а как же Баталов даёт своим тиграм имена? С Желтобокой и Очариком всё понятно. У первой жёлтый бок, а у самца-великана на шкуре есть рисунок в виде маскарадных очков. А вот с тигрицей Хуной связана особая и очень романтичная история.
Есть у Баталова хороший приятель по имени Фабио. Он итальянец, но живёт и работает в Гонконге. Несколько раз приезжал туристом в Дурмин, поразила его дальневосточная природа своей чистотой и тишиной. В последний визит обратился к Александру Сергеевичу за помощью. Влюбился Фабио в кореянку Хуну, но родители её отказались дать добро на свадьбу дочери. Иностранец, восточной культуры не знает, чужак!
Попросил тогда Фабио Баталова ради несостоявшейся любви назвать именем Хуны одну из тигриц. Вскоре молодая хищница с человеческой кличкой отметилась на фотоловушке, нежно поднимая тигрёнка зубами. Трогательная картина! Отправил Баталов этот снимок Фабио, с письмом: мол, просьбу твою исполнил, вот, полюбуйся нашей Хуной и её детёнышем. Родители кореянки Хуны, узнав об этой истории, сменили гнев на милость, доказал Фабио любовь к их дочери, дали добро на свадьбу. Так что скоро у них родился сын Тоби. Этим именем Баталов наградил одного из детёнышей Хуны-тигрицы.
Всё по науке
Всего за последние 10 лет в Дурминском хозяйстве на свет появились примерно три десятка детёнышей полосатых кошек. Прямо настоящий тигриный роддом! Далеко не каждый заповедник может похвастаться такой продуктивностью краснокнижных хищников. В чём же причина успеха? Наука, отмечает Александр Сергеевич.
Ещё будучи ребёнком в алтайской деревне, а потом и юношей в сибирском Новокузнецке, Баталов бредил животным миром. Когда пришло время выбирать вуз, сомнений не оставалось. Мама дала денег в один конец до Иркутска, чтобы сын смог поступить в расположенный там сельхозинститут. Единственное на весь Советский Союз место, где тогда готовили охотоведов с высшим образованием.
Учёба давалась легко, всё-таки выбор сделал по душе. На одной из практик попал Саша в уссурийскую тайгу. Он был ею очарован. Когда однокашники писали дипломы из книг о повадках зверей, Баталов на практическом опыте на Дальнем Востоке разбирался с тем, как животные общаются друг с другом при помощи запахов – меток. Не диплом, а почти диссертация. Так что сразу после окончания вуза сибирского паренька пригласили на работу в Приморье - ни много ни мало старшим охотоведом в краевой охоттрест. Восемь огромных охотничьих хозяйств в подчинении!
Вскоре молодого, но опытного специалиста заметили и в Хабаровске. Позвали в НИИ охотничьего хозяйства и звероводства. Квартиру дали. А к тому времени молодой человек уже создал семью, с Татьяной Ивановной они воспитали сына и дочь.
Огненный цветок
В хабаровском НИИ Александр Баталов занялся изучением вопроса, как крупные таёжные хищники влияют на запасы охотничьих ресурсов. Из тайги не вылезал, тропил тигров, медведей и рысей. То есть, нужно было идти по следу опасного зверя и изучать его рацион, повадки. Так произошла его первая встреча с тигром.
Сейчас он понимает, что действовал неправильно. К тиграм при внезапной встрече нельзя поворачиваться спиной. У них может сработать инстинкт преследования жертвы. В Индии, кстати, люди, посещающие леса, где водятся тигры, надевают на затылок маску. Это помогает избежать случайного нападения зверя.
Категорически не рекомендуется смотреть хищнику в глаза. Это может спровоцировать агрессию. А ещё советуют брать с собой фальшфейеры. Яркая вспышка огня очень эффективно отпугивает тигров и других зверей. Помните повесть Киплинга о Маугли? Именно «огненный цветок» был единственным, чего боялся тигр Шерхан. И это не литературный вымысел!
Опыт бесценен
Александр Баталов удостоен почётного звания заслуженного охотоведа Хабаровского края. Написанную им ещё в 80-х годах книгу о сохранении популяции и правильной охоте на соболя до сих пор можно встретить в зимовьях добытчиков пушнины. Стала настольной. А ещё Баталов оказался фотографом от бога. Его красочные фотоальбомы о тиграх, символе Хабаровского края – белогрудом медведе стали раритетами. А в 2010 году он стал соавтором книги о наших полосатых кошках. Предисловие к ней написал сам Владимир Владимирович Путин, её подарили всем главам 13 государств, которые тогда принимали участие в первом «тигрином» саммите в России.
Обмениваться богатым опытом охотоведа Александр Сергеевич ездил даже в далекую Африку – ЮАР и Замбию. Там пытаются сохранить основательно прореженную браконьерами популяцию гигантов – слонов и носорогов. В своём лесоохотничьем хозяйстве он применил главный принцип. Для спасения вида нужно поддерживать кормовую базу. Для тигров это прежде всего кабаны.
На Дурмине, где ограниченная охота разрешена, охотовед категорически запретил добывать взрослых самок и крупных самцов-производителей. Как итог, Александр Баталов любит показывать съёмку с фотоловушки, где по тайге идут две молодые дикие свиньи, а за ними выводок аж из 18 поросят-подростков. При первых признаках вспышки африканской чумы свиней охоту на кабанов в Дурминском закрыли полностью. Решение губернатора Михаила Дегтярева запретить на три года добычу кабана на всей территории Хабаровского края охотовед называет единственно верным и мудрым. Кабаны уже постепенно возвращаются в тайгу.