В этом году природа напомнила, что Хабаровский край находится в зоне высокой сейсмичности. В августе ощутимое землетрясение случилось в Николаевске-на-Амуре, в сентябре мебель качало у жителей района им. Полины Осипенко. Молодой учёный Константин Рябинкин считает, что нашему региону крайне необходим сейсмологический суверенитет. Об этом и не только специалист рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».
Двойное назначение
С сотрудником департамента инновационной политики и разработок ТОГУ Константином Рябинкиным мы встречаемся в его лаборатории на первом этаже госуниверситета. Здесь установлена сейсмостанция – первая из будущей разветвлённой по всему нашему краю сети. С виду обычный пластмассовый контейнер, что продаётся в супермаркетах для хранения продуктов. Внутри микрокомпьютер китайского производства, проводами присоединены три датчика, установленные в грунте.
- Наполовину мы уже делаем наши мини-сейсмостанции из отечественных деталей. Остальное Китай. Но будем поднимать процент импортозамещения постепенно, - улыбается Константин. – В середине прошлого века на Дальнем Востоке оборудовались сейсмостанции по всем правилам. Вдалеке от населённых пунктов, от железных дорог, чтобы избежать посторонних шумов, выкапывались глубокие шахты – метров 15 глубиной. В них оборудовались сейсмологические павильоны.
Такие станции есть на Курилах, на Камчатке. Ближайшая к нам советская сейсмостанция расположена в окрестностях курортного посёлка Кульдур в ЕАО. Кстати, создавалась она скорее не для мониторинга землетрясений, а для отслеживания подземных ядерных испытаний наших стратегических противников в Холодной войне.
- Да-да, сейсмологические станции – это технологии двойного назначения. У нас система сейсмического мониторинга очень слаборазвитая. Даже вот эти сейсмические станции, которые у нас стоят, - по большей части их нам дарили американцы и японцы в 90-е годы прошлого века. Потому что они поняли, что общую землю надо как-то обследовать. И был договор с ними. Мы вам оборудование устанавливаем, а вы нам - данные, - говорит сейсмолог. - Надо понимать, в каких мы сейчас находимся реалиях. Те сейсмические станции, которые сейчас стоят и которые американцы еще давали, -широкополосные. Они очень точные, очень качественные и очень дорогие, соответственно. Но проблема заключается в том, что этих сейсмических станций всё равно мало для проведения хорошего мониторинга.
А нам они, как показывают периодические землетрясения, очень даже нужны. Тут требуется переходить на импортозамещение.
По поручению президента
Ещё в школе любимым предметом Константина была физика. Нравилось ставить опыты. Когда пришло время определяться с высшим образованием, выбрал хабаровский ТОГУ. Но теоретическая физика показалась слишком оторванной от практической жизни.
- Среднестатистическому человеку очень тяжело объяснить, зачем нужна математическая физика, физика конденсированного состояния и так далее. Люди это не понимают. Это не то, что дает красивую, понятную картинку для обывателя. И когда я был на третьем курсе, к нам в институт пришли ребята из института геофизики и предложили: давайте вы станете геофизиками. Я подумал: что-то интересное, что-то понятное. Изучение земли, полезных ископаемых и так далее. Ну и так получилось, что я попал в лабораторию сейсмологии, - говорит Константин Рябинкин.
В качестве совместного эксперимента Константин прошёл обучение на базе двух учреждений. Десять лет отработал в институте тектоники и геофизики ДВО РАН. Сейчас вернулся в ТОГУ. Вуз вступил в запущенный по поручению президента России Владимира Путина проект «Приоритет - 2030». Именно на эти средства получается собирать и разворачивать в районах Хабаровского края сеть портативных сейсмостанций.
- Сейчас на территории Хабаровского края работает всего лишь шесть сейсмостанций с поставленным японцами и американцами оборудованием. Две из них уже вышли из строя. По понятным причинам - обновления оборудования не происходит, - говорит сейсмолог. – В Хабаровске сейсмостанция работает в здании на улице Шевченко. Она обошлась в миллионы рублей. Наша портативная стоит всего лишь 70 тысяч рублей. А по качеству данных не уступает импортному аналогу.
На стыке литосферных плит
Хабаровский край расположен на стыке литосферных плит. Так называют фрагменты или куски поверхности земной коры. Амурская плита трётся о Евразийскую и Охотоморскую. Оттого и возможны землетрясения. Весьма ощутимые толчки в августе этого года почувствовали жители Николаевского района.
- Их магнитуда составила 4,5, а эпицентр находился в 25 километрах севернее Николаевска-на-Амуре, в морской акватории. Работники добывающей организации, чья производственная база оказалась совсем рядом с эпицентром, ощутили три сильных толчка. В городе люди заметили только один. Везде землетрясение ощущалось по-разному. Где-то мебель ходуном ходила, люди из домов выбегали, - рассказал корреспонденту нашего издания глава администрации Николаевского района Анатолий Леонов. – Последний раз подобной силы землетрясение у нас было в 1995 году. Это были отголоски сейсмособытия, которое полностью стёрло с лица земли сахалинский Нефтегорск. В посёлке Лазарев примерно через неделю начали трещины на фундаментах появляться. Провели обследование зданий и сооружений. Первым делом оценили сохранность дамб на местах складирования «хвостов» золотодобывающего производства в Многовершинном.
Следить за такими землетрясениями позволит сеть портативных сейсмостанций. Первые восемь установлены в Хабаровске, Верхнебуреинском районе. На очереди Николаевск-на-Амуре, другие северные районы края. Всего по проекту предполагается установка минимум 50 станций.
- Сегодня прогнозирование землетрясений в мире находится на том же уровне, на каком находились метеорологические службы в середине XIX века, когда деятельность синоптиков сравнивали с гаданием на кофейной гуще. Со временем люди научились выявлять взаимосвязи между температурой, влажностью, скоростью и направлением ветров - и создали большую сеть метеостанций, отслеживающих эти процессы, - говорит Константин Рябинкин. - Уверен, также будет и с прогнозированием землетрясений.
КСТАТИ:
Подробнее о необходимости построения сети минисейсмостанций, а также о том, почему и как случаются землетрясения, Константин Рябинкин рассказал в своём видеоролике.