Главное
Наш край, 24 июля, 10:00

На левобережье уйдем от дизелей – глава Николаевского района

Самое важное направление работы сейчас – электрификация района

На левобережье уйдем от дизелей – глава Николаевского района

20 декабря 2016 года Правительством РФ было принято решение о создании территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на нижнем Амуре. Она состоит из нескольких площадок как в Николаевске, так и в селах района. Сегодня в ТОСЭР «Николаевск» уже 8 резидентов. Как новый статус отражается на повседневной жизни местных жителей, корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал глава Николаевского района Анатолий Леонов.


- Насколько значим для района статус территории опережающего развития?

- Знаете, мне запало в душу, когда сюда к нам приезжал заместитель главы Минвостокразвития Александр Осипов, как он высказался про ТОСЭР. ТОСЭР – это не только некая точка роста, где есть земельный участок и есть инвесторы, готовые на этом участке строить бизнес. Точкой роста должен быть весь района. Если заявились как территория опережающего развития, то и все должно быть самое лучшее, опережающее сегодняшний день: архитектура, дороги, жилищная сфера, ЖКХ, большая энергетика. Все вопросы должны решаться по-новому, а не так, как это было у нас традиционно. Вот в этом, пожалуй, вся «соль».


- Какие-то ощутимые плоды работы резидентов ТОСЭР уже есть?

- У нас есть особенность, очень важная. Сюда с созданием ТОСЭР пришли состоявшиеся инвесторы, с деньгами. Ведь первые две ТОСЭР – «Хабаровск» и «Комсомольск» были по сути пилотными. И многие инвесторы туда пришли с большими заявками, но без денег, без ничего.

Наши же инвесторы - с деньгами и реальными планами. И они долго ждали решения российского правительства о создании площадки. За это время некоторые уже начали вкладывать средства и строить заводы, я говорю о рыбопереработчиках. Или, к примеру, Николаевская судоремонтная компания – они уже начали суда ремонтировать. Пока только один из потенциальных резидентов все еще обдумывает заявку. Это компания «Ухта-Пром», ей принадлежит РЭБ флота, которая тоже может войти в ТОСЭР.

По остальным есть твердая уверенность, что все обещанные финансы они будут вкладывать, будут развиваться. При этом все население местное, имеющее желание работать, всегда будет трудоустроено. Занятость людей – это для района серьезный вопрос.


- Какие-то дополнительные обязанности на администрацию района легли?

- ТОСЭРы еще чем отличаются: они предполагают определенную долю участия бюджета. Определенная сумма должна быть направлена из федерального и регионального бюджета на развитие инфраструктуры. На инженерные сети, энергетику, газификацию, дороги. 1,35 млрд рублей вкладывает в ТОСЭР «Николаевск» федеральный бюджет, 200 млн рублей – бюджет края. Наша обязанность – обеспечить условия для выполнения всех инфраструктурных проектов.


- Есть какие-то приоритеты, что нужно сделать в первую очередь?

- Конечно, потому что объять все и сразу не получится. Самое важное направление работы сейчас – электрификация района. Хотя есть и другие проблемы – со связью, с качеством дорог. Но, взвешивая «за» и «против», мы решили отдать приоритет электрификации.

Наша Николаевская ТЭЦ сегодня загружена на 40%. Она тупиковая у нас. Рядом Ульчский район, там одни газопоршневые станции, у нас здесь в районе кругом дизельные электростанции. Все потому, что сетевое электрическое хозяйство неразвито, нет трансформаторных подстанций.

Из-за того, что сети неразвиты, даже там, куда приходит электричество с ТЭЦ, напряжение не соответствует нормативному. И, например, рыбоперерабатывающие предприятия вынуждены держать собственные дизель-генераторы, и это сказывается на себестоимости продукции. 

Расклад такой: цена одного киловатта от дизельной электростанции – 30 рублей, а от ТЭЦ цена – 4-5 рублей. Я говорю о величине для предприятий, потому что для населения цена фиксированная. Так вот, есть разница – 4 рубля или 30?

Поэтому было решено главный упор сейчас сделать на строительство линий электропередач. В восточном направлении до села Оремиф, в западном – новая подстанция и линия от Магинской подстанции до села Иннокентьевка. Ну а дальше второй этап – развитие электросетевого хозяйства, электроэнергия для сел Озерпах и Пуир в восточном направлении. В итоге наше левобережье будет полностью запитано от ТЭЦ. Это плюс ей самой как генерирующему предприятию, ну и тариф для бизнеса уменьшится, что снизит соответственно себестоимость выпускаемой продукции или проводимых работ.

Этот вопрос хотели в свое время еще в начале 2000-х годов решить. Разрабатывали техзадание, была такая строчка в программе «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Но потом – как обычно, корректировка, экономия средств, из федерального бюджета нас выкинули. Но мы осознавали, что никогда не избавимся от дизельных электростанций, если не разовьем систему электрификации. Взяли, посоветовались с инвесторами, и решили, что это сейчас самое главное, даже главнее, чем дороги. К 2020 году полностью на левобережье уйдем от дизелей.


- Какие обязательства, кроме сугубо экономических, берут на себя резиденты ТОСЭР?

- Тут дело даже не в том, кто резидент, а кто - нет. Предприятия, которые работают на территории района, традиционно принимают участие в социальных проектах. Рыбаки, к примеру, вкладывают деньги в строительство детского парка, аттракционы покупают сюда. В этом году 3 млн рублей выделили. На них сделаем интерактивный аттракцион в виде самолета и поставим детскую железную дорогу. Причем только районным центром их забота не ограничивается. Они поддерживают социальные проекты в селах. Сейчас в крае популярен проект «Доступная рыба». У нас в районе, когда начинается путина, в магазинах рыба продается по 36 рублей за кило. И мы это начали делать задолго до начала проекта. На самом деле мы здесь, в Николаевском районе первыми на Дальнем Востоке это сделали. Только вот не называли никак, не объявляли программой.

Так что мы стараемся действительно двигать вперед не только экономику, но и уровень жизни наших земляков.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме