20 декабря 2016 года Правительством РФ было принято решение о создании территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на нижнем Амуре. Она состоит из нескольких площадок как в Николаевске, так и в селах района. Сегодня в ТОСЭР «Николаевск» уже 8 резидентов. Как новый статус отражается на повседневной жизни местных жителей, корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал глава Николаевского района Анатолий Леонов.
- Насколько значим для района статус территории опережающего развития?
- Знаете, мне запало в душу, когда сюда к нам приезжал заместитель главы Минвостокразвития Александр Осипов, как он высказался про ТОСЭР. ТОСЭР – это не только некая точка роста, где есть земельный участок и есть инвесторы, готовые на этом участке строить бизнес. Точкой роста должен быть весь района. Если заявились как территория опережающего развития, то и все должно быть самое лучшее, опережающее сегодняшний день: архитектура, дороги, жилищная сфера, ЖКХ, большая энергетика. Все вопросы должны решаться по-новому, а не так, как это было у нас традиционно. Вот в этом, пожалуй, вся «соль».
- Какие-то ощутимые плоды работы резидентов ТОСЭР уже есть?
- У нас есть особенность, очень важная. Сюда с созданием ТОСЭР пришли состоявшиеся инвесторы, с деньгами. Ведь первые две ТОСЭР – «Хабаровск» и «Комсомольск» были по сути пилотными. И многие инвесторы туда пришли с большими заявками, но без денег, без ничего.
По остальным есть твердая уверенность, что все обещанные финансы они будут вкладывать, будут развиваться. При этом все население местное, имеющее желание работать, всегда будет трудоустроено. Занятость людей – это для района серьезный вопрос.
- Какие-то дополнительные обязанности на администрацию района легли?
- ТОСЭРы еще чем отличаются: они предполагают определенную долю участия бюджета. Определенная сумма должна быть направлена из федерального и регионального бюджета на развитие инфраструктуры. На инженерные сети, энергетику, газификацию, дороги. 1,35 млрд рублей вкладывает в ТОСЭР «Николаевск» федеральный бюджет, 200 млн рублей – бюджет края. Наша обязанность – обеспечить условия для выполнения всех инфраструктурных проектов.
- Есть какие-то приоритеты, что нужно сделать в первую очередь?
- Конечно, потому что объять все и сразу не получится. Самое важное направление работы сейчас – электрификация района. Хотя есть и другие проблемы – со связью, с качеством дорог. Но, взвешивая «за» и «против», мы решили отдать приоритет электрификации.
Из-за того, что сети неразвиты, даже там, куда приходит электричество с ТЭЦ, напряжение не соответствует нормативному. И, например, рыбоперерабатывающие предприятия вынуждены держать собственные дизель-генераторы, и это сказывается на себестоимости продукции.
Расклад такой: цена одного киловатта от дизельной электростанции – 30 рублей, а от ТЭЦ цена – 4-5 рублей. Я говорю о величине для предприятий, потому что для населения цена фиксированная. Так вот, есть разница – 4 рубля или 30?
Поэтому было решено главный упор сейчас сделать на строительство линий электропередач. В восточном направлении до села Оремиф, в западном – новая подстанция и линия от Магинской подстанции до села Иннокентьевка. Ну а дальше второй этап – развитие электросетевого хозяйства, электроэнергия для сел Озерпах и Пуир в восточном направлении. В итоге наше левобережье будет полностью запитано от ТЭЦ. Это плюс ей самой как генерирующему предприятию, ну и тариф для бизнеса уменьшится, что снизит соответственно себестоимость выпускаемой продукции или проводимых работ.
Этот вопрос хотели в свое время еще в начале 2000-х годов решить. Разрабатывали техзадание, была такая строчка в программе «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Но потом – как обычно, корректировка, экономия средств, из федерального бюджета нас выкинули. Но мы осознавали, что никогда не избавимся от дизельных электростанций, если не разовьем систему электрификации. Взяли, посоветовались с инвесторами, и решили, что это сейчас самое главное, даже главнее, чем дороги. К 2020 году полностью на левобережье уйдем от дизелей.
- Какие обязательства, кроме сугубо экономических, берут на себя резиденты ТОСЭР?
- Тут дело даже не в том, кто резидент, а кто - нет. Предприятия, которые работают на территории района, традиционно принимают участие в социальных проектах. Рыбаки, к примеру, вкладывают деньги в строительство детского парка, аттракционы покупают сюда. В этом году 3 млн рублей выделили. На них сделаем интерактивный аттракцион в виде самолета и поставим детскую железную дорогу. Причем только районным центром их забота не ограничивается. Они поддерживают социальные проекты в селах. Сейчас в крае популярен проект «Доступная рыба». У нас в районе, когда начинается путина, в магазинах рыба продается по 36 рублей за кило. И мы это начали делать задолго до начала проекта. На самом деле мы здесь, в Николаевском районе первыми на Дальнем Востоке это сделали. Только вот не называли никак, не объявляли программой.
Так что мы стараемся действительно двигать вперед не только экономику, но и уровень жизни наших земляков.