Главное
Наш край, 14 июня, 10:30

«Третье дыхание» Верхнебуреинского района

90 лет назад здесь жили 392 человека, из них 38 русских

«Третье дыхание» Верхнебуреинского района

Сегодня, 14 июня Верхнебуреинский район Хабаровского края отмечает юбилей, 90 лет со дня основания. 


38 русских на территории, размером с три Бельгии

Территория Верхнебуреинского района из-за сложного рельефа и климата у древних людей особого интереса не вызывала. К приходу в эти места русских купцов численность эвенков и родственных им бираров не превышала одной тысячи человек – и это на площади размерами в Бельгию вместе с Голландией. Местные племена жили охотой и рыбалкой, обменивая у якутских и русских купцов шкуры животных, мясо и пушнину на железные ножи и котлы. С юга иногда приходили даурские торговцы.

- Русские на верхней Бурее появились вслед за слухами о богатых месторождениях золота, это случилось примерно 160 лет назад, - рассказала ИА «Хабаровский край сегодня» сотрудник Чегдомынского краеведческого музея Ольга Лештаева. - Постоянных населенных пунктов перед революцией на территории района было всего два. В Чекунде, которая была перевалочной базой для доставки грузов на Софийские золотые прииски, проводились торговые ярмарки, а посёлок Тырма был по сути персональной заимкой спекулянта Караваева, который обменивал добытую местными жителями пушнину и шкуры на продукты и охотничьи припасы, порох и свинец.
После революции и Гражданской войны купцы прекратили выездную торговлю и аборигены за необходимыми для жизни товарами вынужденно перебирались поближе к Чекунде и Тырме, а в 1927 году был официально создан Верхнебуреинский туземный район народа эвенков (тунгусов) Дальневосточного края. По переписи 1926 года на территории 70 тыс кв км постоянно проживали 392 человека, из них 38 русских.

Первые сведения о месторождениях каменного угля на территории района относятся к 1844 году. Ученый Александр Миддендорф во время исследования реки Буреи обнаружил выходы пластов угля на крутых берегах. Геологическая партия под руководством Василия Скорохода в 1932 году подтвердила гигантские запасы топлива. Кстати, этот талантливый геолог несколькими годами позже на севере Хабаровского края, в Аяно-Майском районе нашел крупное месторождение нефти, руки до которого у государства дошли лишь три года назад.


Геолог - Скороход В.З. - один из первооткрывателей Буреинского угольного бассейна.JPG

Первый рывок

В 1934 году на XVII съезде партии было принято решение о промышленном использовании и освоении Буреинского бассейна. К 1940 году в районе заложили 4 шахты с добычей 700 тыс тонн «чёрного золота» в год, планировалось открыть еще восемь шахт и молодежь со всех концов страны, в том числе из Донбасса, приехала осваивать дальневосточные богатства. К началу Великой Отечественной войны население выросло до 14 тыс человек.


1935 г. Начало разведки угля, строительство первых штолен. первый самодельный шахтный вентилятор.jpg
- Верхняя Бурея является одним из богатейших районов Советского Союза, здесь в недрах таятся огромнейшие запасы полезных ископаемых: угля, молибдена, золота, руд — олова, сурьмы, ртути и вольфрама, - писала газета «Амурская правда» 8 апреля 1941 года. – Ценнейшим ископаемым является уголь, он залегает на площади от Чекунды до Амгуни и от Умальты до Тырмы. В 1941 году правительством отпущены огромные средства на строительство шахт, поверхностных сооружений и рабочих поселков. За короткое время нужно построить многое - бассейн должен дать уголь «Амурстали».
Активно шло строительство БАМа. В частности, на территории района началось сооружение Дуссе-Алиньского тоннеля для будущей трассы. Первые рабочие, в основном, заключенные, прибыли сюда в 1939-м году, тогда же началась проходка.

фотоальбом дуссе-алинь.jpg


Завтра была война

Война полностью разрушила все планы развития страны, хотя и БАМ, и новые шахты в районе по инерции еще несколько военных месяцев продолжали строить. 

Строительство шахт и БАМа было остановлено лишь в конце 1942 года. В этом же году были остановлены работы на магистрали вообще, и на Дуссе-Алиньского тоннеле в частности.

Все уложенные рельсы сняли и отвезли под Сталинград – строить временную рокадную (идущую вдоль линии фронта) железную дорогу для маневрирования резервами и подвоза грузов.

После захвата немцами молибденовых рудников на западе страны стратегическое значение получил молибденовый рудник в Умальте – это было теперь единственное месторождение, снабжавшее ценным металлом оборонную промышленность Советского Союза.


image (3).jpg

Работали на Умальте, в основном, ссыльные немцы Поволжья, привезенные сюда в конце 1941 года.

Дорог до Умальты не было. Для доставки молибдена с рудника было специально создано авиазвено особого назначения. До Чекунды молибденовый концентрат доставляли на малюсеньких «кукурузниках» По 2-3 мешка весом 60 кг. Затем концентрат в Чекунде перегружали в самолеты ПС-40 грузоподъемностью до 800 кг и доставляли до Архары на Транссибе.

В ряды Красной Армии ушли более 6 тыс верхнебуреинцев, после Победы 1063 человека не вернулись домой, - погибли или пропали без вести. Настало время восстанавливать производство и мирную трудовую жизнь.


image.jpg


Золотое время

Послевоенное время стало действительно золотым в истории района – развивалась угледобыча, возводились новые жилые дома, открывались современные предприятия, школы, клубы, кинотеатры и больницы.


Чегдомынский сокоэкстрактный зовод в цехе. 1972 г..JPG

Появился даже сокоэкстрактный завод, который из собранных в тайге ягод производил в том числе и джемы из дикоросов, известные во всем СССР. В районе был организован первый в практике охотничьего хозяйства страны племрассадник по переселению соболей – зверей отлавливали живьём и, после карантина, отправляли в соседние таёжные регионы.


134.jpg

Особые перспективы перед районом открывались в связи со строительством БАМа. 

Кстати, Дуссе-Алинский тоннель был окончательно достроен лишь в 1977-м году. Его проходка возобновилась после войны и была закончена в 1950-м году. Однако после смерти Сталина строительство БАМа было вновь остановлено, все рельсы вновь сняты. Тоннель забросили, и когда в 70-х годах к нему вновь подошли строители, они обнаружили практически готовое сооружение, полностью забитое спрессованным, не тающим даже летом, льдом.


Туннель Дуссе-Алинь..JPG

Но едва БАМ достроили, пришла перестройка и реформы. По своим последствиям для района это было едва ли не хуже, чем война.


Новая жизнь

Сейчас Верхнебуреинский район получил «третье дыхание»: начато строительство нового жилья, идет модернизация угледобычи, разрабатывается крупное Правоурмийское месторождение олова. Отдельное внимание федеральных властей - к моногородам, в число которых входит и Чегдомын. Реализуется проект обновления Байкало-Амурской магистрали, строится автодорога Комсомольск - Чегдомын. 

Запланировано возобновление регулярного авиасообщения между Чегдомыном и Хабаровском. Его не было больше 20 лет.

Сейчас идет ремонт взлётно-посадочной полосы и здания аэровокзала Чегдомына. По расчётам строителей, модернизация завершится к концу июля и в начале августа аэропорт начнёт принимать регулярные пассажирские авиарейсы из Хабаровска. Полёты планируется начать со 2 августа.

- Стоимость полета из Хабаровска в Чегдомын будет около 5500 рублей, при том, что проезд в плацкартном вагоне по тому же маршруту сейчас стоит примерно 2500 рублей, - рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» глава Верхнебуреинского района Пётр Титков. – Нам еще предстоит решить еще множество задач по повышению транспортной доступности, привести в порядок объекты социальной и коммунальной инфраструктуры. Но в целом можно сказать, что затяжную полосу кризиса район пережил, сейчас он снова на этапе развития.

37555_x922.jpg

С юбилеем жителей района поздравил глава региона Вячеслав Шпорт.

«Суровый климат, необъятные просторы выковывают особый характер северян, и сегодня здесь живут люди мужественные, умеющие преодолевать любые трудности, - сказал губернатор Хабаровского края.
Верхнебуреинский район – это один из перспективнейших районов Хабаровского края. Год от года прирастает экономика района. Значительный толчок развитию района и важной вехой в его трудовой истории стало строительство Байкало-Амурской магистрали.

Это земля несметных природных богатств. Здесь сосредоточено много месторождений полезных ископаемых и ценных металлов, но главное богатство – это люди. Сочетание земных богатств и сильных духом людей – это основа благополучия, сила и залог будущего процветания района. Особого уважения заслуживают ветераны, старожилы Верхнебуреинского района, внесшие своим трудом большой вклад в его развитие.

Важнейшая составляющая экономики района является угледобыча, а профессия шахтера всегда была почетной и уважаемой.

У Верхнебуреинского района с таким высоким потенциалом, богатой историей, природными ресурсами и трудолюбивыми людьми - достойное будущее.

Уважаемые земляки! Уверен, что вы продолжите свято хранить и приумножать славные традиции дальневосточной земли. Желаю вам трудовых успехов, крепкого здоровья, неиссякаемых жизненных сил и благополучия!

Пусть будут реализованы самые смелые проекты и взяты новые вершины! И пусть нынешний юбилей послужит очередной точкой отсчёта в дальнейшем успешном развитии Верхнебуреинского района».

32702_x922.jpg

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме