Сегодня, 14 июня Верхнебуреинский район Хабаровского края отмечает юбилей, 90 лет со дня основания.
38 русских на территории, размером с три Бельгии
Территория Верхнебуреинского района из-за сложного рельефа и климата у древних людей особого интереса не вызывала. К приходу в эти места русских купцов численность эвенков и родственных им бираров не превышала одной тысячи человек – и это на площади размерами в Бельгию вместе с Голландией. Местные племена жили охотой и рыбалкой, обменивая у якутских и русских купцов шкуры животных, мясо и пушнину на железные ножи и котлы. С юга иногда приходили даурские торговцы.
Первые сведения о месторождениях каменного угля на территории района относятся к 1844 году. Ученый Александр Миддендорф во время исследования реки Буреи обнаружил выходы пластов угля на крутых берегах. Геологическая партия под руководством Василия Скорохода в 1932 году подтвердила гигантские запасы топлива. Кстати, этот талантливый геолог несколькими годами позже на севере Хабаровского края, в Аяно-Майском районе нашел крупное месторождение нефти, руки до которого у государства дошли лишь три года назад.

Первый рывок
В 1934 году на XVII съезде партии было принято решение о промышленном использовании и освоении Буреинского бассейна. К 1940 году в районе заложили 4 шахты с добычей 700 тыс тонн «чёрного золота» в год, планировалось открыть еще восемь шахт и молодежь со всех концов страны, в том числе из Донбасса, приехала осваивать дальневосточные богатства. К началу Великой Отечественной войны население выросло до 14 тыс человек.


Завтра была война
Война полностью разрушила все планы развития страны, хотя и БАМ, и новые шахты в районе по инерции еще несколько военных месяцев продолжали строить.
Строительство шахт и БАМа было остановлено лишь в конце 1942 года. В этом же году были остановлены работы на магистрали вообще, и на Дуссе-Алиньского тоннеле в частности.
Все уложенные рельсы сняли и отвезли под Сталинград – строить временную рокадную (идущую вдоль линии фронта) железную дорогу для маневрирования резервами и подвоза грузов.
После захвата немцами молибденовых рудников на западе страны стратегическое значение получил молибденовый рудник в Умальте – это было теперь единственное месторождение, снабжавшее ценным металлом оборонную промышленность Советского Союза.

Работали на Умальте, в основном, ссыльные немцы Поволжья, привезенные сюда в конце 1941 года.
Дорог до Умальты не было. Для доставки молибдена с рудника было специально создано авиазвено особого назначения. До Чекунды молибденовый концентрат доставляли на малюсеньких «кукурузниках» По 2-3 мешка весом 60 кг. Затем концентрат в Чекунде перегружали в самолеты ПС-40 грузоподъемностью до 800 кг и доставляли до Архары на Транссибе.
В ряды Красной Армии ушли более 6 тыс верхнебуреинцев, после Победы 1063 человека не вернулись домой, - погибли или пропали без вести. Настало время восстанавливать производство и мирную трудовую жизнь.

Золотое время
Послевоенное время стало действительно золотым в истории района – развивалась угледобыча, возводились новые жилые дома, открывались современные предприятия, школы, клубы, кинотеатры и больницы.

Появился даже сокоэкстрактный завод, который из собранных в тайге ягод производил в том числе и джемы из дикоросов, известные во всем СССР. В районе был организован первый в практике охотничьего хозяйства страны племрассадник по переселению соболей – зверей отлавливали живьём и, после карантина, отправляли в соседние таёжные регионы.

Особые перспективы перед районом открывались в связи со строительством БАМа.
Кстати, Дуссе-Алинский тоннель был окончательно достроен лишь в 1977-м году. Его проходка возобновилась после войны и была закончена в 1950-м году. Однако после смерти Сталина строительство БАМа было вновь остановлено, все рельсы вновь сняты. Тоннель забросили, и когда в 70-х годах к нему вновь подошли строители, они обнаружили практически готовое сооружение, полностью забитое спрессованным, не тающим даже летом, льдом.

Но едва БАМ достроили, пришла перестройка и реформы. По своим последствиям для района это было едва ли не хуже, чем война.
Новая жизнь
Сейчас Верхнебуреинский район получил «третье дыхание»: начато строительство нового жилья, идет модернизация угледобычи, разрабатывается крупное Правоурмийское месторождение олова. Отдельное внимание федеральных властей - к моногородам, в число которых входит и Чегдомын. Реализуется проект обновления Байкало-Амурской магистрали, строится автодорога Комсомольск - Чегдомын.
Запланировано возобновление регулярного авиасообщения между Чегдомыном и Хабаровском. Его не было больше 20 лет.
Сейчас идет ремонт взлётно-посадочной полосы и здания аэровокзала Чегдомына. По расчётам строителей, модернизация завершится к концу июля и в начале августа аэропорт начнёт принимать регулярные пассажирские авиарейсы из Хабаровска. Полёты планируется начать со 2 августа.

С юбилеем жителей района поздравил глава региона Вячеслав Шпорт.
Это земля несметных природных богатств. Здесь сосредоточено много месторождений полезных ископаемых и ценных металлов, но главное богатство – это люди. Сочетание земных богатств и сильных духом людей – это основа благополучия, сила и залог будущего процветания района. Особого уважения заслуживают ветераны, старожилы Верхнебуреинского района, внесшие своим трудом большой вклад в его развитие.
Важнейшая составляющая экономики района является угледобыча, а профессия шахтера всегда была почетной и уважаемой.
У Верхнебуреинского района с таким высоким потенциалом, богатой историей, природными ресурсами и трудолюбивыми людьми - достойное будущее.
Уважаемые земляки! Уверен, что вы продолжите свято хранить и приумножать славные традиции дальневосточной земли. Желаю вам трудовых успехов, крепкого здоровья, неиссякаемых жизненных сил и благополучия!
Пусть будут реализованы самые смелые проекты и взяты новые вершины! И пусть нынешний юбилей послужит очередной точкой отсчёта в дальнейшем успешном развитии Верхнебуреинского района».
