Дальневосточники, как недавно переехавшие в регион, так и коренные, ведущие род от казаков-переселенцев и аборигенов из народов Севера, не просто так любят свою землю. Рядом с нами, иногда буквально по соседству, живут и работают уникальные личности, творцы и созидатели – о таких людях ИА «Хабаровский край сегодня» в рубрике «Есть кем гордиться» расскажет в серии публикаций, основанных на книге Натальи Думчевой «Личность. История Хабаровского края в лицах». Первым нашим героем стал Евгений Николаевич Пошатаев (1924 - 1988). Первоклассный организатор производства документальных фильмов на Дальнем Востоке. Фронтовик. Обладатель боевых наград. Профессиональный журналист. Заслуженный работник культуры РСФСР.
Путь в профессию
Нам, людям первого послевоенного поколения, грех обижаться на своих начальников. За редким исключением, это были люди с приличным партийным стажем и большим жизненным опытом, порядочные и доброжелательные. Многие из них вдоволь «понюхали пороха» на фронтах Великой Отечественной. Евгений Николаевич Пошатаев был именно из таких.
К началу войны он успел окончить школу. И стал работать, сначала учеником токаря, потом – токарем в судоремонтных мастерских г. Ленинграда. В 1942 году был призван в Военно-морской флот. И до самого дня Победы участвовал в боевых операциях 2-го Гвардейского Краснознаменного Печенгского дивизиона малых охотников за подводными лодками. На фронте вступил в партию. Воевал, как надо, о чём свидетельствуют орден Красного Знамени и медали: «За боевые заслуги», «За оборону советского Заполярья». Демобилизовался Евгений Пошатаев только в 1950 году.
Теперь уже никто не скажет – почему, но была у парня мечта стать журналистом. Первые шаги в овладении этой профессией Пошатаев сделал на Ленинградском судостроительном заводе, где стал редактором заводского радиовещания. Без отрыва от работы окончил заочно факультет журналистики Ленинградского госуниверситета. Потом была ещё учёба в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. Пошатаеву довелось быть и инструктором сектора печати Ленинградского обкома КПСС, а также редактором газеты «Вперёд» в городе Ломоносове. Собкором по Балтийскому бассейну общероссийской газеты «Водный транспорт». А в апреле 1960 года сектор печати ЦК КПСС направил Евгения Николаевича Пошатаева в Хабаровск, в редакцию газеты «Тихоокеанская звезда». Здесь н проработал заведующим отделом, ответственным секретарём, заместителем главного редактора в общей сложности 12 лет. В марте 1972 года, по решению бюро крайкома КПСС, Пошатаев был назначен директором Дальневосточной студии кинохроники.
Любимое дело
«Наследство» ему досталось, прямо скажем, знатное. Прежнему директору, тоже участнику Великой Отечественной войны, Заслуженному деятелю искусств РСФСР Борису Константиновичу Сарахатунову удалось сформировать отличный коллектив талантливых и любящих своё дело профессионалов: Александр Личко, Игорь Мирный, Алла и Юрий Михлик и многие другие. Ну, и, конечно, режиссёр-оператор Фёдор Фартусов, ставший легендой дальневосточного документального кино.
Студия процветала. Еженедельно (это не опечатка!) готовился и выходил на экраны киножурнал «Дальний Восток». Одновременно снималось много фильмов. Благодаря Евгению Николаевичу Пошатаеву студия стала получать ещё больше заказов. Он умел расположить к себе людей, легко находил общий язык, как с вышестоящим начальником, так и со своими подчинёнными. Он чувствовал «кожей» тему фильма, его злободневность и необходимость.
В историческом здании бывшей хабаровской электростанции, где размещалась студия кинохроники, жизнь кипела с утра до позднего вечера. Особенно в дни всенародных праздников. Нужно было успеть отснять парад и демонстрацию. Проявить и обработать плёнку, смонтировать, чтобы в тот же день зрители в «Гиганте» перед последним сеансом смогли посмотреть киножурнал «Дальний Восток» с праздничным репортажем.
Кстати, каждый выпуск журнала «Дальний Восток» оценивался по 4 группам. Первая свидетельствовала о самом высоком качестве. К какой группе отнести тот или иной выпуск, решал художественный совет студии. А утверждало это решение Госкино. И наши дальневосточные журналы всегда по первой группе шли.
Не менее высокую оценку получали и документальные фильмы: «Я люблю эту землю» (режиссёр Фартусов, оператор Михлик); «Обживаем край таёжный» (режиссёр-оператор Мирный, оператор Зинатулин); «Подвиг на островах» и «Дороги сильных» (режиссёр-оператор Фартусов, оператор Фомина); «Из рода Улукиткана» (режиссёр-оператор Пушмин); «Солнце над Уэлденом» и «Радуга над Амуром» (режиссёр Герасимов, оператор Якуббо) и другие.
Важное место в работе студии занимала тема Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Фильмы режиссёра А.В. Личко – это настоящая кинолетопись всесоюзной стройки: «Первый год Ургала», «Встреча на БАМе», «Школа на БАМе», «Солдаты БАМа»…
Одной из значительных работ студии тех лет был фильм «Где купить живую рыбу?», снятый Г. Лысяковым и С. Верченко в 1985 году. Съёмки велись во Владивостоке, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Москве, Мурманске. Речь шла об эффективном использовании выловленной рыбы. Колхозникам-рыбакам не разрешали вести её переработку. Картина наделала много шума. В результате, решением Совета Министров СССР переработка рыбы, в частности, камчатскому рыболовецкому колхозу имени В.И. Ленина, была разрешена. Это была большая победа.
В фильмах – весь Дальний – но нашенский
В 70-е годы прошлого столетия на студии кинохроники ежегодно снималось 12 – 14 фильмов и свыше 250 сюжетов для киножурнала «Дальний Восток». В них нашли отражение все значимые события жизни огромного региона: открытие Зейской ГЭС, землетрясение на Курилах, извержение камчатских вулканов, ввод в строй новых заводов, сельскохозяйственных комплексов и крупных энергетических объектов…
Евгений Николаевич Пошатаев и сам охотно писал тексты к некоторым из этих сюжетов. Кроме того, он – автор сценариев, сценарных планов и директорского текста шестнадцати документальных фильмов. А его статьи о работе Дальневосточной студии кинохроники и о проблемах документального кино печатались не только в местной, но и в центральной прессе.
Из истории Дальневосточной студии кинохроники: - В одном из сюжетов о посещении Дальнего Востока советскими генсеками, писателями и актёрами есть любопытный эпизод: молодой Никита Сергеевич Михалков в парадной морской форме стоит в строю по стойке смирно. Это было снято, когда начинающий актёр и будущий известный кинорежиссёр проходил службу на флоте на Камчатке. По словам Александра Личко: - когда к Михалкову, снявшемуся в фильме «Я шагаю по Москве», пришла первая слава, его знаменитый отец-писатель решил, что сыну нужно поучиться уму-разуму, и попросил военкома отправить Никиту послужить Отечеству. Вот так будущий обладатель «Оскара», «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и отечественной кинопремии «Ника» оказался в морфлоте. И добросовестно отслужил положенный в те годы срок службы на Камчатке.
А не менее знаменитый кинорежиссёр Эльдар Рязанов, будучи студентом ВГИКа, приезжал на Дальневосточную студию кинохроники практикантом.
Об атмосфере, которая в те годы царила на студии кинохроники, говорит хотя бы то, что сценарии будущих фильмов обсуждались и, по сути, утверждались всем творческим коллективом. За исключением, конечно, тех, кто в это время был в командировках. Взаимопомощь и взаимовыручка, как в рабочих моментах, так и в жизненных ситуациях, была делом обычным и естественным.
Мирный, оператор, выращивал большущие арбузы. Я любила стряпать. И всегда пироги пекла. Там же дни рождения свои устраивали. Мы же на берегу Амура находились. Теплоходы проходят, музыка играет, солнце светит, птички поют… Все любили эти коллективные праздники. Вообще, хорошо мы тогда жили. Горели на работе, творили, хотелось делать ещё больше…
И работали хорошо, о чём свидетельствует орден «Знак Почёта», которым Президиум Верховного Совета СССР наградил Дальневосточную студию кинохроники в 1977 году.
Главным вдохновителем и организатором всех творческих замыслов был Евгений Николаевич Пошатаев. Студия работала на весь Дальний Восток. Но Хабаровский край был на первом плане.
Он отлично знал проблемы и успехи края. Ещё лучше знал людей, руководителей и рядовых, во всех отраслях народного хозяйства.
Всегда настраивал своих подопечных: в любом деле – главное человек. Он властелин, он повелитель. Надо показать в фильме его роль, его заботы, его трудности. Не вычурно, а тепло, искренне, с огоньком. Люди труда этого заслуживают. В любое время.