Главное
Наш край, 15 октября, 19:15

Сукпай: луч света в глухой тайге

Кубинский след в истории неродившегося города в «Долине обезьян»

Сукпай: луч света в глухой тайге
Фото: музея района им. Лазо

К 83 дню рождения Хабаровского края, которое мы отметим 20 октября, ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает серию публикаций о прошлом и настоящем посёлков нашего региона. У каждого своя неповторимая судьба.

Сукпай считается одним из самых отдалённых и при этом молодых посёлков в районе имени Лазо. Расположен он в отрогах Сихотэ-Алиня, среди бескрайней тайги, которая и дала повод к рождению в месте слияния рек Сукпай и Хор так и не реализованного проекта большого города лесозаготовителей.

«Долина обезьян»

Название реки Сукпай, именем которой назван посёлок, в переводе с языка удэгейцев – коренных жителей этих мест означает «луч солнца». О непростой жизни лесных людей, которые издревле охотились на её берегах, написал первый удэгейский писатель Джанси Кимонко в своей автобиографической повести «Там, где бежит Сукпай».

«Яркое летнее солнце разливало горячие тучи над рекой, над нашим временным стойбищем», - так описывал смысл названия Сукпай автор.

Джанси Кимонко в своей повести передал потомкам в пересказе предков-героев древние мифы и легенды своего народа, которые так или иначе связаны с этим местом. По удэгейским преданиям, именно отсюда происходят корни японцев.

«Жила – была обезьяна, и никого у неё не было. Пошла обезьяна на берег моря и утопилась с горя. На морском дне её подобрал морской дракон. И стали они жить вместе. Наплодили много, много детей. Эти дети вылезли на остров. Так появились японцы», - писал Джанси Кимонко.

Понятное дело, передаваемая из поколения в поколение веками древняя легенда обрастает выдумками, но, как показали исследования современных учёных, какая-то реальная основа у этих сказаний была.

В 70-х годах прошлого века археолог из Приморья Владимир Дьяков впервые обнаружил на берегу реки Сукпай древние наскальные рисунки. Расположены они были в 14 километрах выше по течению от нынешнего посёлка. Если в Сикачи-Аляне, Шереметьево или на берегах Кии петроглифы древние обитатели Приамурья выбивали в камне, то рисунки Сукпайской писаницы нанесены красной охрой на камне.

- В 1995 году экспедиция Хабаровского краеведческого музея под руководством Аркадия Шиповалова детально обследовала Сукпайскую писаницу. Удэгеец по фамилии Кялундзюга, который выступил у них проводником, назвал это место священным для своего народа. Называл его Энгусичи, что в переводе означает «Долина обезьян», - рассказал заведующий сектором археологии КГБУК «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры», кандидат исторических наук Артур Ласкин.

Понятное дело, обезьяны в нашей тайге в обозримом историческом прошлом водиться не могли. Однако образ этого животного считался священным у чжурчжэней – средневековых обитателей Приамурья и Приморья. А потомками одного из их племён являются современные удэгейцы.

СУКПАЙСКАЯ писаница таблицка.jpg

Вглубь тайги

Рождение нынешнего посёлка Сукпай тесно связано с планами советского руководства освоить богатые древесиной сопки хребта Сихотэ-Алинь. В 30-х годах на восток района имени Лазо тянулась ныне разобранная Оборская железная дорога. По ней ещё до начала 1970-х годов на паровозах лес везли из Дурмина, а с 50-х годов и из Мухена (станция Немпту) в Кругликово, а там брёвна перегружали на Транссиб.

Кстати, именно на Оборской железной дороге работал легендарный паровоз ОВ-7024, который отремонтировали на первом коммунистическом субботнике в апреле 1919 года.

«Весть о том, что найден один из паровозов, отремонтированных на первом коммунистическом субботнике, сделала эту машину популярной. За право работать на ней стали соревноваться паровозные бригады леспромхоза. По просьбе коллектива депо Москва-Сортировочная было решено вернуть ОВ-7024 родному предприятию. 2 марта 1959 года его отремонтировали на коммунистическом субботнике в депо Хабаровск-2 и в холодном состоянии отправили в Москву. 12 апреля 1959 года в 40-летний юбилей первого коммунистического субботника ОВ-7024 был торжественно установлен на вечную стоянку в цехе № 2 периодического ремонта депо Москва-Сортировочная», - так описывал историю раритетного локомотива с Оборской ветки автор журнала «Моделист-конструктор» Евгений Хитряк.

ПАРОВОЗ Ов-7024 с Оборской ветки на станции Москва-Сортировочная.jpg

В 70-х годах за Оборскую железную дорогу взялись основательно. Давным-давно отслужившие паровозы заменили локомотивы с тепловой тягой, а саму ветки власти решили продлить вплоть до морского побережья с выходом в порт Нельма на берегу Японского моря. Первым этапом грандиозного проекта стало строительство железнодорожной ветки от посёлка Золотой до основанного в 1975 году в месте слиянии рек Сукпай и Хор нового посёлка Сукпай.

- В верховьях рек Хор и Сукпай планировалось открыть три крупных леспромхоза, которые бы заготавливали в год по миллиону кубометров леса, были планы и на создание мощностей для углублённой переработки древесины. Вглубь хорской тайги устремились дорожно-строительные отряды - мостоотряд №50, передвижная механизированная колонна №15 спецназначения. Железную дорогу тянул строительно-монтажный поезд №275, - вспоминает бывшая глава администрации Сукпая Лидия Васина. – Для первых поселенцев будущего посёлка Хорский ДОК стал поставлять готовые одно- и двухквартирные домики, первыми жильцами которых стали семьи Брусак, Вьюковых, Мироновых. Для прибывающего населения бригады плотников ускоренными темпами возводили из деревянных панелей временное жильё.

Официальным днём рождения Сукпая считается 5 июля 1975 года, когда состоялось первое заседание Сукпайского сельского совета народных депутатов. Его председателем тогда была избрана Любовь Брусак. Уже через четыре года Сукпай признают самым благоустроенным и лучшим по производственным показателям посёлком Хабаровского края.

Viva la Cuba!

В самом начале 80-х годов до Сукпая дотянулась линия электропередачи, по Оборской железной дороге стали возить не только лес, появился пассажирский поезд. Сукпайский леспромхоз выбился в передовики. Но сам посёлок всё-таки больше напоминал большое село посреди тайги. Сил и средств превратить Сукпай в город катастрофически не хватало. Ведь одновременно завершался грандиозный проект БАМа, в районе села Нижнетамбовское Комсомольского района в Хабаровском крае дали старт последней всесоюзной стройке – так и не осуществлённого города Бонивур. Дефицит рабочей силы для Сукпая решено было восполнить за счёт братской социалистической Кубы.

- В марте 1987 года в Сукпае прошло совещание трудящихся и партийно-хозяйственного актива во главе с тогдашним первым секретарём крайкома КПСС Алексеем Клементьевичем Чёрным. Обсуждался вопрос государственной важности - о работе в районе посланцев далёкой дружественной Кубы. Сотрудничество сулило Сукпаю большие перспективы, - говорит Лидия Васина.

В этом же году в холодный Сукпай прибыли бригады из примерно 800 посланцев солнечной Кубы. Было создано даже специальное подразделение «Кубалес». Перед гостями из тропиков стояла задача: построить в тайге настоящий город. В обмен кубинцам дали право заготавливать бесплатно дефицитную на острове Свободы древесину.

- Морозы наши 40-градусные они сперва, конечно, тяжело переносили. Помню их внешний вид: закутанные в фуфайки, на голове шапка-ушанка, с которых даже бирки не снимали, а сверху ещё вафельное полотенце, - вспоминает житель Сукпая Олег Трофимов. – Я тогда работал на узле связи. Нам задачу поставили – наладить устойчивую связь с Гаваной. Для кубинцев звонки были бесплатные. Часами они на нашем переговорном пункте с родиной по телефону говорили. Связь была идеальной.

Работали кубинцы быстро. За три года вырос на левом берегу реки Сукпай целый микрорайон из многоквартирных «панелек» и кирпичных домов.

- Дружно с ними жили очень. Их руководители все после советских вузов по-русски отлично говорили, ну а с простыми работягами жестами объяснялись. Весёлые ребята кубинцы. В одной из новостроек даже свой «Гавана-бар» открыли. Музыкальные очень. Но за порядком они среди своих следили. Помню, был у них полицейский по имени Сеперо – здоровенный чёрный парень. Он говорил: нельзя позволить, чтобы наши (то есть кубинцы) больше трёх собирались. И приводит пример. Работают двое кубинцев на стройке. Подходит к ним третий. Вся работа встала, вёдра оцинкованные они переворачивают – это уже барабаны, и начинают петь и танцевать. Вот тут-то и вмешивался Сеперо, - вспоминает Олег Трофимов.

Первые знакомства с производством разделки древесины. Знакомит бригадир_.JPG

Время советско-кубинской дружбы, как говорят жители Сукпая, стало самыми яркими и запоминающимися годами в истории посёлка. До сих пор большая часть населения живёт в построенном гостями микрорайоне – его, в отличие от застроенного времянками 70-х – начала 80-х годов нижнего посёлка, уважительно называют Городом.

- Но на самом деле города из Сукпая не получилось. Когда Союз уже начал разваливаться, Фидель Кастро принял решение своих людей с Дальнего Востока отозвать. До сих пор помню, как в 1990-м кубинцы, а зарабатывали на интернациональной стройке и тем более лесе они очень хорошо, скупали мотоциклы да холодильники, паковали всё это в контейнеры и отправляли морем домой на Кубу, - рассказал Олег Евгеньевич.

Несколько лет назад журналисты телепрограммы «Вести в субботу с Сергеем Брилёвым» попытались найти на Кубе работавших в Сукпае лесозаготовителей. Сделать это не удалось, но привезённые с Дальнего Востока советские мотоциклы по улицам Гаваны ездят до сих пор.

- Мой дядя работал где-то на севере России, кажется, лес валил, заработал прилично. Привез холодильник и этот мотоцикл. Дяди уже нет, а вот мотоцикл до сих пор ездит. Мне он нравится, он надёжный, - рассказал российским тележурналистам житель кубинской столицы Ванкальдо Личао, хвастаясь своим «Восходом» 1987 года выпуска.

Как говорят в Сукпае, после отъезда горячих кубинских парней родились несколько тёмненьких ребятишек. Правда, они уже давно выросли и из таёжного посёлка переехали.

Первыми Кубинцы подружились с детьми с посёлка Сукпай.JPG

Вопреки трудностям

В самом начале 90-х годов развитие Сукпая ещё по инерции продолжалось. В 1992 году самым памятным событием стала сдача автомобильного моста через реку Хор, который связал недостроенный кубинцами город с трассой через весь район имени Лазо. Но в дальнейшем для сукпайцев начались трудные времена.

- С переходом на рыночную экономику обанкротилось главное предприятие посёлка – Сукпайский ЛПХ. Начались тяжёлые годы: несвоевременная выплата заработной платы, безработица, невозможность выехать в райцентр, Хабаровск - пассажиров по Оборской железной дороги возить перестали, а затем пути и вовсе разобрали, а автобусы по грунтовой лесовозной трассе пускать запрещено до сих пор, - грустно вздыхает Лидия Васина. – Жители верхнего посёлка (того самого, что построили кубинцы) до сих пор вспоминают зиму 1998 года без отопления, воды и прочих удобств. В «лихие девяностые» люди выживали за счёт личных подсобных хозяйств, рыбалки, даров тайги.

Население Сукпая за годы сократилось с пяти до чуть больше тысячи жителей. Но на смену кубинцам в тайгу пришла малайзийская компания «Римбунан Хиджау». Заготовкой леса они занимаются до сих пор, а древесину везут на свою фабрику в посёлке Хор. Работает и российское лесозаготовительное предприятие «Рос-ДВ».

- У нас в Сукпае остался тот самый костяк, который стоял у основания посёлка. Мои родители, которые приехали сюда в 70-х годах, до сих пор тут. Я выучилась, в родном посёлке работаю. Очень у нас добрые и отзывчивые люди. Живём как одна большая семья, - считает руководитель поселкового ДК Наталья Шакирова.

Пока Сукпай остаётся посёлком лесозаготовителей. Таким его и создавали. Но все прекрасно понимают, что лес рано или поздно закончится. Но «луч света» у затерянного посреди тайги городка есть.

- Безусловно, если говорить о развитии посёлка Сукпай, то нужно делать ставку на его уникальное географическое положение. Да, он удалённый, но ведь очень многие горожане готовы специально ехать в такие места, чтобы отдохнуть от городской суеты. Сукпай расположен на высоте 500 метров над уровнем моря. Чистейший горный воздух, пропитанный таёжной свежестью. Та же Сукпайская писаница – уникальный объект, который интересно было бы увидеть многим. Развитие глэмпингов, организация туристических маршрутов станут безусловным приоритетом для этого посёлка, - уверен экс-глава администрации района им. Лазо, а ныне министр сельского хозяйства Хабаровского края Павел Сторожук.

Кстати, уникальная Сукпайская писаница с древними рисунками охрой на скалах несколько лет назад была спасена. За два тысячелетия дожди и снег едва не смыли оставленные предками изображения. Но специалисты краевого центра ОПИК отправились в экспедицию, на камни с рисунками нанесли специально разработанный раствор, который законсервировал изображения на века. А значит уникальный памятник будет доступен ещё многим наших потомкам.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме