К 83 дню рождения Хабаровского края, которое мы отметим 20 октября, ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает серию публикаций о прошлом и настоящем посёлков нашего региона. У каждого своя неповторимая судьба.
Сукпай считается одним из самых отдалённых и при этом молодых посёлков в районе имени Лазо. Расположен он в отрогах Сихотэ-Алиня, среди бескрайней тайги, которая и дала повод к рождению в месте слияния рек Сукпай и Хор так и не реализованного проекта большого города лесозаготовителей.
«Долина обезьян»
Название реки Сукпай, именем которой назван посёлок, в переводе с языка удэгейцев – коренных жителей этих мест означает «луч солнца». О непростой жизни лесных людей, которые издревле охотились на её берегах, написал первый удэгейский писатель Джанси Кимонко в своей автобиографической повести «Там, где бежит Сукпай».
Джанси Кимонко в своей повести передал потомкам в пересказе предков-героев древние мифы и легенды своего народа, которые так или иначе связаны с этим местом. По удэгейским преданиям, именно отсюда происходят корни японцев.
Понятное дело, передаваемая из поколения в поколение веками древняя легенда обрастает выдумками, но, как показали исследования современных учёных, какая-то реальная основа у этих сказаний была.
В 70-х годах прошлого века археолог из Приморья Владимир Дьяков впервые обнаружил на берегу реки Сукпай древние наскальные рисунки. Расположены они были в 14 километрах выше по течению от нынешнего посёлка. Если в Сикачи-Аляне, Шереметьево или на берегах Кии петроглифы древние обитатели Приамурья выбивали в камне, то рисунки Сукпайской писаницы нанесены красной охрой на камне.
Понятное дело, обезьяны в нашей тайге в обозримом историческом прошлом водиться не могли. Однако образ этого животного считался священным у чжурчжэней – средневековых обитателей Приамурья и Приморья. А потомками одного из их племён являются современные удэгейцы.
Вглубь тайги
Рождение нынешнего посёлка Сукпай тесно связано с планами советского руководства освоить богатые древесиной сопки хребта Сихотэ-Алинь. В 30-х годах на восток района имени Лазо тянулась ныне разобранная Оборская железная дорога. По ней ещё до начала 1970-х годов на паровозах лес везли из Дурмина, а с 50-х годов и из Мухена (станция Немпту) в Кругликово, а там брёвна перегружали на Транссиб.
Кстати, именно на Оборской железной дороге работал легендарный паровоз ОВ-7024, который отремонтировали на первом коммунистическом субботнике в апреле 1919 года.
В 70-х годах за Оборскую железную дорогу взялись основательно. Давным-давно отслужившие паровозы заменили локомотивы с тепловой тягой, а саму ветки власти решили продлить вплоть до морского побережья с выходом в порт Нельма на берегу Японского моря. Первым этапом грандиозного проекта стало строительство железнодорожной ветки от посёлка Золотой до основанного в 1975 году в месте слиянии рек Сукпай и Хор нового посёлка Сукпай.
Официальным днём рождения Сукпая считается 5 июля 1975 года, когда состоялось первое заседание Сукпайского сельского совета народных депутатов. Его председателем тогда была избрана Любовь Брусак. Уже через четыре года Сукпай признают самым благоустроенным и лучшим по производственным показателям посёлком Хабаровского края.
Viva la Cuba!
В самом начале 80-х годов до Сукпая дотянулась линия электропередачи, по Оборской железной дороге стали возить не только лес, появился пассажирский поезд. Сукпайский леспромхоз выбился в передовики. Но сам посёлок всё-таки больше напоминал большое село посреди тайги. Сил и средств превратить Сукпай в город катастрофически не хватало. Ведь одновременно завершался грандиозный проект БАМа, в районе села Нижнетамбовское Комсомольского района в Хабаровском крае дали старт последней всесоюзной стройке – так и не осуществлённого города Бонивур. Дефицит рабочей силы для Сукпая решено было восполнить за счёт братской социалистической Кубы.
В этом же году в холодный Сукпай прибыли бригады из примерно 800 посланцев солнечной Кубы. Было создано даже специальное подразделение «Кубалес». Перед гостями из тропиков стояла задача: построить в тайге настоящий город. В обмен кубинцам дали право заготавливать бесплатно дефицитную на острове Свободы древесину.
Работали кубинцы быстро. За три года вырос на левом берегу реки Сукпай целый микрорайон из многоквартирных «панелек» и кирпичных домов.
Время советско-кубинской дружбы, как говорят жители Сукпая, стало самыми яркими и запоминающимися годами в истории посёлка. До сих пор большая часть населения живёт в построенном гостями микрорайоне – его, в отличие от застроенного времянками 70-х – начала 80-х годов нижнего посёлка, уважительно называют Городом.
Несколько лет назад журналисты телепрограммы «Вести в субботу с Сергеем Брилёвым» попытались найти на Кубе работавших в Сукпае лесозаготовителей. Сделать это не удалось, но привезённые с Дальнего Востока советские мотоциклы по улицам Гаваны ездят до сих пор.
Как говорят в Сукпае, после отъезда горячих кубинских парней родились несколько тёмненьких ребятишек. Правда, они уже давно выросли и из таёжного посёлка переехали.
Вопреки трудностям
В самом начале 90-х годов развитие Сукпая ещё по инерции продолжалось. В 1992 году самым памятным событием стала сдача автомобильного моста через реку Хор, который связал недостроенный кубинцами город с трассой через весь район имени Лазо. Но в дальнейшем для сукпайцев начались трудные времена.
Население Сукпая за годы сократилось с пяти до чуть больше тысячи жителей. Но на смену кубинцам в тайгу пришла малайзийская компания «Римбунан Хиджау». Заготовкой леса они занимаются до сих пор, а древесину везут на свою фабрику в посёлке Хор. Работает и российское лесозаготовительное предприятие «Рос-ДВ».
Пока Сукпай остаётся посёлком лесозаготовителей. Таким его и создавали. Но все прекрасно понимают, что лес рано или поздно закончится. Но «луч света» у затерянного посреди тайги городка есть.
Кстати, уникальная Сукпайская писаница с древними рисунками охрой на скалах несколько лет назад была спасена. За два тысячелетия дожди и снег едва не смыли оставленные предками изображения. Но специалисты краевого центра ОПИК отправились в экспедицию, на камни с рисунками нанесли специально разработанный раствор, который законсервировал изображения на века. А значит уникальный памятник будет доступен ещё многим наших потомкам.