Ачан - древняя земля драконов

Хабаровский край 20 октября отметит свой очередной день рождения, в 2021 году уже 83-ий. Наш регион - это не только большие города с широкими проспектами, огромными супермаркетами и гигантскими заводами, есть в нём и небольшие поселения и у каждого из них не менее славное прошлое: ИА «Хабаровский край сегодня» расскажет несколько их историй.

Этим летом национальное село Ачан в Амурском районе отметило своё 370-летие. Точнее эта дата приурочена к первому упоминанию об этом поселении в донесениях русских землепроходцев XVII века. На самом деле история Ачана уходит в глубокую древность. Местные из поколения в поколение передают рассказы о героическом противостоянии монгольским завоевателям, о древнем духе - хранителе серебряной пещеры, а археологи пытаются отыскать затерянный в прошлом Ачанский городок Ерофея Хабарова.

Дух древнего воина

О том, что история их родного села насчитывает гораздо больше столетий, а может и целые тысячелетия, жители Ачана знают по тому, что прямо под их ногами, на огородах, из подмытых берегов реки нет-нет да и обнаруживаются древние артефакты.

- Наконечники копий, стрел находили. Монеты с дырочками посередине и иероглифами, - рассказывает руководитель фольклорных ансамблей «Сиун» и «Тасима» села Ачан Нина Гейкер. – Я помню, ещё ребёнком была, возили нас с классом на лодке на раскопки. Работал рядом с нашим селом великий советский археолог Окладников. Очень много больших открытий он сделал.
Жители Ачана рассказывают легенду, будто именно в этом месте в далёком XIII веке проходило одно из решающих сражений предков современных нанайцев, удэгейцев на российском Дальнем Востоке и маньчжуров в Китае чжурчжэней с войсками монгольского завоевателя Чингисхана. Ещё до того, как поработить Русь на западе, степняки начинали свои завоевания здесь, на востоке. Была тогда у чжурчжэней «Золотая империя» Цзинь. Простиралась она от берегов Амура до самой Хуанхэ. С Китаем воевали, этим и воспользовались монголы: заключили союз с китайцами против чжурчжэней, а когда с Цзинь было покончено, монголы взяли власть и в Поднебесной, основав свою династию Юань. Она правила Китаем примерно полтора столетия.

Как рассказывают историки, в бывших владениях чжурчжэней, которые отказались покориться завоевателям, третий сын Чингисхана Угэдэй приказал сжечь все городища и крепости, а местных жителей выгнать в тайгу. Монголы даже установили сторожевые вышки с вооружёнными воинами – они следили, чтобы чжурчжэни не смели вернуться в свои поселения и не возродили земледелия.

- Наши предки, которые жили на месте нынешнего села Ачан, покоряться монголам отказались. Старший в древнем роде Одзял собрал самых сильных воинов. До последнего сражались они с завоевателями. У нас неподалёку есть пещера. Старики говорят, в ней до сих пор живут смелые духи воинов-мэргэнов, а на стене время от времени проступает лицо старика Одзял. Я сама не видела, как-то боязно в эту пещеру заходить, - говорит Нина Гейкер.
В поисках Ачанского острога

Первое упоминание об Ачане и его жителях в русских хрониках сделал знаменитый землепроходец Ерофей Хабаров в середине XVII века. С 1648 по 1653 годы он с отрядом казаков осуществил большой сплав по Амуру. В своих донесениях якутскому воеводе Францбекову Хабаров рассказал о построенном им рядом с улусом местных жителей Ачанском городке. При попытке обложить ачанов и дючеров (так русские называли коренное население этих мест) ясаком те пожаловались маньчжурам, просили прислать войско.

ЭксклюзивОбщество
Исполнилось 375 лет сплаву Василия Пояркова по Охотскому морю
30 августа 2020, 11:00 0

«И марта в 24 день (1652 г.) на утренней зоре сверх Амура-реки на город Ачанский ударила на нас, казаков, сила богдойская (маньчжуры), все люди конные и куячные (облачённые в доспехи. – Прим. ред.). И наш казачий есаул служилый человек Андрей Иванов закричал: «Братцы казаки! Вставайте наскоро и облачайтесь в куяки (доспехи) крепкие!» И метались казаки на город в единых рубашках, на стену городовую. И мы, казаки, с ними, с богдойскими людьми, войском их, дрались из-за стены от зари и до захода солнца. И то войско богдойское на юрты казачьи напали, и не дадут нам, казакам, пройти через город», - писал Ерофей Хабаров в сохранившихся до наших дней донесениях воеводе в Якутск.
После описанного поражения от маньчжуров отряд первопроходцев сжёг остатки Ачанского городка и ушел в верховья главной дальневосточной реки. Ни Ерофею Хабарову, ни последующим за ним первопроходцам утвердиться на берегах Амура не удалось.

Поисками же описанного Хабаровым Ачанского городка на Амуре занялись практически сразу, как в середине XIX века эти земли по Айгунскому договору отошли России. Уже в советские годы отыскать легендарный острог пытался великий археолог Алексей Окладников. Наиболее вероятное место, где стоял Хабаров с отрядом в 1651 году, удалось определить во время экспедиции 1982 года.

«Раскопки 1982 года дали возможность заключить: Ачанский городок Ерофея Хабарова находился именно здесь, в Амурском районе Хабаровского края, на невысокой, полого спускающейся к Серебряной протоке гряде, известной как мыс Кадачан, вблизи озера Болонь, - писал руководивший той экспедицией действительный член Географического общества СССР Андрей Степанов. - Примерно 1000 – 1200 лет тому назад на мысе Кадачан стояла средневековая крепость - чжурчжэньский военный пост, охранявший так называемую Серебряную гору (гору Оджал) и прикрывавший вход к озеру. Землепроходцы могли возвести своё укрепление на месте центральной части старой крепости со стороны Серебряной протоки».
Хотя под Ачаном удалось найти множество предметов русской культуры XVII века - колечки кольчуг, обломки лат, ружейный кремень и так далее - далеко не все учёные согласились с этой версией. Однако именно там в 2001 году решено было установить памятный знак в честь зимовки отряда Хабарова в 1651 году.

Как Болонь стала Ачаном

На месте нынешнего Ачана люди продолжали жить долгие столетия. Нанайскую деревню называли Болонью, как и огромное озеро рядом с селом. В переводе с языка коренных народов Амура Болонь означает «рыбное место». Рыбы здесь и в самом деле очень много.

- Наше село всегда славилось рыбными промыслами. В советские годы был специализированный колхоз «Красный партизан». Очень много рыбы ловили. Сейчас несколько родовых общин работают. Всё так же рыбой живём. Летом частик, осенью кета, - рассказывает Нина Гейкер. – Наше село сначала входило в Нанайский район. А в 1977 году нас решили передать Амурскому. Тогда-то и начались проблемы с названием. Дело в том, что в Амурском районе уже была станция с таким же названием, как у нас – Болонь. Путаница возникла. Почтальоны не знали, куда доставлять письма с пометкой с. Болонь – на станцию Болонь или в село Болонь. Тогда провели сход, решили наше село переименовать. А тогда рядом археологи работали, Ачанский городок искали. Вот и решили дать селу имя Ачан.
В лучшие годы в Ачане жили до трёх с половиной тысяч человек. В село приезжали много русских, представители других народов. Но с крахом колхоза наступили трудные времена, многие разъехались. Сегодня Ачан примерно на 90 процентов - нанайское село.
- У нас тут почти все роды нашего народа переплелись. Одзялы, предки которых с завоевателями бились, Бельды, Гейкер и многие другие. В моей крови два рода смешались: Ходжер и Киле. Покровителем первого считается чёрный водный дракон Пуймур, второго – жёлтый небесный Мудур. Так что получается, что я дитя сразу двух драконов, - шутит Нина Гейкер.
Объединение получило «золото» в номинации «Этнокультурный центр, функционирующий в структуре учреждения культуры»
02 мая 2017, 13:15 0

Нина Гейкер руководит в Ачане фольклорным ансамблем «Сиун», что в переводе означает «Солнце», а также детским коллективом «Тасима», так называются традиционные лепёшки. В Ачане уже много лет проводится фестиваль национальных культур «Аист над Амуром». С недавних пор он уже вышел за рамки районного уровня и в 2019 году вошёл в Национальный календарь событий.

Ачан - древняя земля драконов
Автор:

Первое упоминание об Ачане в русских хрониках сделал знаменитый землепроходец Ерофей Хабаров в середине XVII века

Наш край, 12 октября, 18:23

Ачан - древняя земля драконов

Первое упоминание об Ачане в русских хрониках сделал знаменитый землепроходец Ерофей Хабаров в середине XVII века

Ачан - древняя земля драконов

Хабаровский край 20 октября отметит свой очередной день рождения, в 2021 году уже 83-ий. Наш регион - это не только большие города с широкими проспектами, огромными супермаркетами и гигантскими заводами, есть в нём и небольшие поселения и у каждого из них не менее славное прошлое: ИА «Хабаровский край сегодня» расскажет несколько их историй.

Этим летом национальное село Ачан в Амурском районе отметило своё 370-летие. Точнее эта дата приурочена к первому упоминанию об этом поселении в донесениях русских землепроходцев XVII века. На самом деле история Ачана уходит в глубокую древность. Местные из поколения в поколение передают рассказы о героическом противостоянии монгольским завоевателям, о древнем духе - хранителе серебряной пещеры, а археологи пытаются отыскать затерянный в прошлом Ачанский городок Ерофея Хабарова.

Дух древнего воина

О том, что история их родного села насчитывает гораздо больше столетий, а может и целые тысячелетия, жители Ачана знают по тому, что прямо под их ногами, на огородах, из подмытых берегов реки нет-нет да и обнаруживаются древние артефакты.

- Наконечники копий, стрел находили. Монеты с дырочками посередине и иероглифами, - рассказывает руководитель фольклорных ансамблей «Сиун» и «Тасима» села Ачан Нина Гейкер. – Я помню, ещё ребёнком была, возили нас с классом на лодке на раскопки. Работал рядом с нашим селом великий советский археолог Окладников. Очень много больших открытий он сделал.
Жители Ачана рассказывают легенду, будто именно в этом месте в далёком XIII веке проходило одно из решающих сражений предков современных нанайцев, удэгейцев на российском Дальнем Востоке и маньчжуров в Китае чжурчжэней с войсками монгольского завоевателя Чингисхана. Ещё до того, как поработить Русь на западе, степняки начинали свои завоевания здесь, на востоке. Была тогда у чжурчжэней «Золотая империя» Цзинь. Простиралась она от берегов Амура до самой Хуанхэ. С Китаем воевали, этим и воспользовались монголы: заключили союз с китайцами против чжурчжэней, а когда с Цзинь было покончено, монголы взяли власть и в Поднебесной, основав свою династию Юань. Она правила Китаем примерно полтора столетия.

Как рассказывают историки, в бывших владениях чжурчжэней, которые отказались покориться завоевателям, третий сын Чингисхана Угэдэй приказал сжечь все городища и крепости, а местных жителей выгнать в тайгу. Монголы даже установили сторожевые вышки с вооружёнными воинами – они следили, чтобы чжурчжэни не смели вернуться в свои поселения и не возродили земледелия.

- Наши предки, которые жили на месте нынешнего села Ачан, покоряться монголам отказались. Старший в древнем роде Одзял собрал самых сильных воинов. До последнего сражались они с завоевателями. У нас неподалёку есть пещера. Старики говорят, в ней до сих пор живут смелые духи воинов-мэргэнов, а на стене время от времени проступает лицо старика Одзял. Я сама не видела, как-то боязно в эту пещеру заходить, - говорит Нина Гейкер.
В поисках Ачанского острога

Первое упоминание об Ачане и его жителях в русских хрониках сделал знаменитый землепроходец Ерофей Хабаров в середине XVII века. С 1648 по 1653 годы он с отрядом казаков осуществил большой сплав по Амуру. В своих донесениях якутскому воеводе Францбекову Хабаров рассказал о построенном им рядом с улусом местных жителей Ачанском городке. При попытке обложить ачанов и дючеров (так русские называли коренное население этих мест) ясаком те пожаловались маньчжурам, просили прислать войско.

ЭксклюзивОбщество
Исполнилось 375 лет сплаву Василия Пояркова по Охотскому морю
30 августа 2020, 11:00 0

«И марта в 24 день (1652 г.) на утренней зоре сверх Амура-реки на город Ачанский ударила на нас, казаков, сила богдойская (маньчжуры), все люди конные и куячные (облачённые в доспехи. – Прим. ред.). И наш казачий есаул служилый человек Андрей Иванов закричал: «Братцы казаки! Вставайте наскоро и облачайтесь в куяки (доспехи) крепкие!» И метались казаки на город в единых рубашках, на стену городовую. И мы, казаки, с ними, с богдойскими людьми, войском их, дрались из-за стены от зари и до захода солнца. И то войско богдойское на юрты казачьи напали, и не дадут нам, казакам, пройти через город», - писал Ерофей Хабаров в сохранившихся до наших дней донесениях воеводе в Якутск.
После описанного поражения от маньчжуров отряд первопроходцев сжёг остатки Ачанского городка и ушел в верховья главной дальневосточной реки. Ни Ерофею Хабарову, ни последующим за ним первопроходцам утвердиться на берегах Амура не удалось.

Поисками же описанного Хабаровым Ачанского городка на Амуре занялись практически сразу, как в середине XIX века эти земли по Айгунскому договору отошли России. Уже в советские годы отыскать легендарный острог пытался великий археолог Алексей Окладников. Наиболее вероятное место, где стоял Хабаров с отрядом в 1651 году, удалось определить во время экспедиции 1982 года.

«Раскопки 1982 года дали возможность заключить: Ачанский городок Ерофея Хабарова находился именно здесь, в Амурском районе Хабаровского края, на невысокой, полого спускающейся к Серебряной протоке гряде, известной как мыс Кадачан, вблизи озера Болонь, - писал руководивший той экспедицией действительный член Географического общества СССР Андрей Степанов. - Примерно 1000 – 1200 лет тому назад на мысе Кадачан стояла средневековая крепость - чжурчжэньский военный пост, охранявший так называемую Серебряную гору (гору Оджал) и прикрывавший вход к озеру. Землепроходцы могли возвести своё укрепление на месте центральной части старой крепости со стороны Серебряной протоки».
Хотя под Ачаном удалось найти множество предметов русской культуры XVII века - колечки кольчуг, обломки лат, ружейный кремень и так далее - далеко не все учёные согласились с этой версией. Однако именно там в 2001 году решено было установить памятный знак в честь зимовки отряда Хабарова в 1651 году.

Как Болонь стала Ачаном

На месте нынешнего Ачана люди продолжали жить долгие столетия. Нанайскую деревню называли Болонью, как и огромное озеро рядом с селом. В переводе с языка коренных народов Амура Болонь означает «рыбное место». Рыбы здесь и в самом деле очень много.

- Наше село всегда славилось рыбными промыслами. В советские годы был специализированный колхоз «Красный партизан». Очень много рыбы ловили. Сейчас несколько родовых общин работают. Всё так же рыбой живём. Летом частик, осенью кета, - рассказывает Нина Гейкер. – Наше село сначала входило в Нанайский район. А в 1977 году нас решили передать Амурскому. Тогда-то и начались проблемы с названием. Дело в том, что в Амурском районе уже была станция с таким же названием, как у нас – Болонь. Путаница возникла. Почтальоны не знали, куда доставлять письма с пометкой с. Болонь – на станцию Болонь или в село Болонь. Тогда провели сход, решили наше село переименовать. А тогда рядом археологи работали, Ачанский городок искали. Вот и решили дать селу имя Ачан.
В лучшие годы в Ачане жили до трёх с половиной тысяч человек. В село приезжали много русских, представители других народов. Но с крахом колхоза наступили трудные времена, многие разъехались. Сегодня Ачан примерно на 90 процентов - нанайское село.
- У нас тут почти все роды нашего народа переплелись. Одзялы, предки которых с завоевателями бились, Бельды, Гейкер и многие другие. В моей крови два рода смешались: Ходжер и Киле. Покровителем первого считается чёрный водный дракон Пуймур, второго – жёлтый небесный Мудур. Так что получается, что я дитя сразу двух драконов, - шутит Нина Гейкер.
Объединение получило «золото» в номинации «Этнокультурный центр, функционирующий в структуре учреждения культуры»
02 мая 2017, 13:15 0

Нина Гейкер руководит в Ачане фольклорным ансамблем «Сиун», что в переводе означает «Солнце», а также детским коллективом «Тасима», так называются традиционные лепёшки. В Ачане уже много лет проводится фестиваль национальных культур «Аист над Амуром». С недавних пор он уже вышел за рамки районного уровня и в 2019 году вошёл в Национальный календарь событий.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме