Совсем скоро, 20 октября, Хабаровский край отметит день рождения – 83 года. Наш регион расположен на 788 600 квадратных километрах и поделён на 17 муниципальных районов.
История края – это прежде всего люди. Они приходили на эти земли, основывали деревни и села, создавали свой мир, формировали традиции и культуру. Все эти населенные пункты укладывались как пазлы в общую картину большого и прекрасного региона. О самых интересных из них мы расскажем в нашей новой рубрике.
Начать предлагаем с небольшого поселения Кондон, на месте которого люди, судя по находкам археологов, жили больше 4,5 тысячелетий. Единственное нанайское село в Солнечном районе Хабаровского края стоит в живописнейшем месте на берегу реки Хуин (Девятка). Слово Кондон означает «кедр» и как деревня Кэндэ племени шамагиров упоминается ещё в дневниках первопроходцев Ивана Москвитина от 1644 года и Ерофея Хабарова от 1652 года.
Под охраной главного сэвэна
Наверное, это самый большой дух-хранитель древних народов Приамурья, похожий на дракона «сэвэн» в виде огромной скалистой сопки. Нанайцы назвали чудовище Кайласу, его священная голова смотрит на стойбище Кондон, жители Ямихты видят живот зверя, из земли Сорголь - ноги, а люди из стойбища Ургули смотрят на хвост. Есть несколько версий, как этот гигант оказался на берегу Девятки: по одной легенде, он долго летал и, устав, решил отдохнуть, напился воды и заснул. Так как никто не решился чудовище разбудить, крепкий сон продлился на века
- Когда дракон проснулся и попытался взлететь, то понял – сквозь его шкуру проросли деревья, приковали к земле, - говорит директор краеведческого музея посёлка Солнечный Любовь Фадеева. – Ну, а раз такое дело, место хорошее, удобное, никто не тревожит, можно ещё немного поспать. Так до сегодняшнего дня и спит.
Легенда не говорит о том, что будет, если Кайласу разбудить. С какой ноги он встанет со своей вековой постели - с доброй правой или с ужасной левой, начнёт ли он есть людей? Из древности сохранилась нанайская традиция на всякий случай покормить чудовище.
- Конечно, самое сильное место - это голова, но приношение можно оставить и у лап, и у хвоста, - рассказывает жительница Кондона Раиса Самар. – Сопка у нас считается священной, я к ней хожу, когда приезжает наша пожилая родственница, мы с ней что-то привозим. Это же сэвэн, а любому священному духу в подношение варят кашу. Пшённую или из чумизы, а если рисовую, то это слишком богато, зато если угостил Кайласу рисовой кашей, считай, точно ублажил.
По другой легенде, этот дракон уже никогда не проснётся. Рассказывают нанайцы, что когда-то жил на земле воин-мэргэн по имени Эворон, у которого было восемь сыновей и прекрасная дочь Хуин. Посватался к ней князь Гэрин, но суровый богатырь выгнал жениха, чем сильно расстроил влюблённых. Убежала из дому Хуин, отправилась в стойбище суженого, а взбешённый отец отправил за ней в погоню дракона. Догнал летающий зверь девушку у самого порога Гэрина, вступился за неё Гэрин, долго бились юноша и чудовище, оба погибли от ран. Жених после смерти стал холодной рекой, Кайласу застыл рядом с ним камнем, стала речкой и красавица Хуин – так и бежит до сих пор, догоняя любимого.
Первая блесна на планете
Село Кондон, в котором сейчас живут около 600 человек, широко известно в среде археологов и историков всего мира. Когда-то учёный Алексей Окладников, ещё до получения им звания академика, проводил здесь раскопки. Его вообще считают особым счастливчиком, человеком с божьим даром – где ни начнёт работу, там найдёт что-то, удивляющее всех коллег. В случае с этим поселением древних артефактов оказалось несколько. Во-первых, это самая первая в мире рыболовная блесна, пластинка из полудрагоценного камня нефрита. То, что предмет не является частью бус или украшением, поймёт любой увлекающийся ловлей рыбы человек и где, как не на богатом Амуре и его притоках, сделать такое изобретение. Ученые определили, что блесны выточены здесь же, а произошло это в неолите, около 4600 лет назад. Орудие промысла пользовалось у древних большой популярностью и использовалось вместе с сетями, сплетёнными из волокон крапивы, гарпунами и острогами.
К тем же далёким временам относится и самый известный артефакт из этих мест - статуэтка, получившая собственные названия «Кондонская Венера» или «Амурская Нефертити». Небольшая фигурка из глины изображает девушку с тонкими азиатскими чертами, очень похожими на лица юных нанайских красавиц.
«Первое, что схватывает глаз зрителя, - это, конечно, нежно очерченный широкий овал лица с обычными для монголоидов широкими и выпуклыми скулами, - пишет Алексей Окладников о находке. - Миниатюрный подбородок и такие же миниатюрные, удивительно выпуклые, вытянутые вперед губы. Примечателен нос, узкий и длинный, как у североамериканских индейцев. Утрированно узкие и длинные глаза, глубоко прорезанные в мягкой пластичной глине. Самое неожиданное в кондонской статуэтке - легкий наклон головы и тонкой хрупкой шеи вперед, к зрителю. Он сразу напомнил что-то столь же близкое, как и далекое. Уж не знаменитую ли египетскую царицу? В тот же час она получила от студентов-раскопщиков имя «Амурская Нефертити».
В округе Кондона археологи нашли несколько древних поселений эпохи неолита, полуземлянки примыкали друг к другу, не выстраиваясь в улицу, в каждом доме - место для очага в центре. Для в основном безлюдных просторов Приамурья здесь, у речки Хуин, жизнь кипела: чистая вода из ручья, много легкодоступной пищи. Об этом, кстати, писал ещё Ерофей Хабаров якутскому воеводе в феврале 1652 года, что по берегам большого озера (Эворон) «где рыбы видимо-невидимо», проживает большое племя шамагиров.
Долгие века рода Самар
Есть у нанайцев легенда, что пришли они на Амур из Забайкалья, после того, как два брата поссорились, и младшему с семьёй пришлось искать новое место для жилья. Долго они плыли на оморочке, но нигде не нравилось и тут – чистая речка, полная рыбы, кета идёт на нерест. Назвал младший брат реку Гэрин, что значит «светлая» или «прозрачная», и прошёл вверх по её течению.
- Столько следов зверей увидел, столько сброшенных рогов сохатых нашёл – сколько веток на деревьях, - рассказывает Раиса Самар. – Шум услышал, подумал, что ветер, вырвал волосок с головы, но не шевелится он – нет ветра. Спустился с сопки и увидел реку, словно из серебра, подошёл ближе, опустил в неё палку, а она не падает, это чебак на нерест подымается. Осмотрелся, нашёл полянку, вокруг которой кедры «колдо» растут, и решил, что вот то место, где будет жить род Самагиров – сейчас это род Самар.
Официальный возраст села Кондон почему-то считается с 1651 года, а не с первого упоминания в «скаске» Москвитина в 1644-м. Разница, в сравнении с веками местной истории, небольшая – фактически Кондон старейший населённый пункт Хабаровского края и здесь до сих пор тщательно берегут народные традиции. Раиса Самар помнит двух своих бабушек, одна из пожилых женщин к старости ослепла и, кроме как присмотром за детьми и небольшими домашними заботами, заниматься не могла. Зато вторая работала сразу за нескольких человек.
- В семье у младшей сестры моей матери было десять детей, плюс мы, бабушка и сварит на всех, и собак покормит, и свиней, как только других дел нет – садилась плести короба, или халат шьёт и вышивает, для мужчин и одежду сделает, и обувь охотничью, - рассказывает Раиса Самар. - Я иногда думаю о том, что замотанные все были, ведь работа, дети, а у неё - творчество в голове. Освободился час, она уже сидит, вышивает, и так повернёт, и так, чтобы узор лёг. Она и мою маму научила, и меня, отец лыжи шкурой обклеивает – бабушка обязательно подойдёт, всё проверит, и совет даст, как правильно сделать.
В прошлом учительница нанайского языка, Раиса Самар помнит, как начало меняться село в 60-х годах – строились новые типовые дома, как колхоз вырубал лес и распахивал новые поля. Рассказывает, как местной школе присвоили имя Акима Самара, родившегося в Кондоне первого нанайского поэта, погибшего во время Великой Отечественной войны. Во время битвы под Москвой из вылета не вернулся и первый нанайский лётчик-истребитель Моисей Самар - 112 мужчин из села отправились на фронт во время Великой Отечественной войны, домой пришли только 48. Но не прервалась история рода шамагиров, и под сенью кедров, так приглянувшихся младшему брату, живёт и село Кондон, хранимое духом-драконом Кайласу.