Главное
Наш край, 09 августа, 11:30

От палатки до «Хабавиа» - краевое авиапредприятие отметило 85-летие

Первые самолеты брали одного пассажира

От палатки до «Хабавиа» - краевое авиапредприятие отметило 85-летие

85 лет исполнилось «Хабаровским авиалиниям». Как сообщает ИА «Хабаровский край сегодня», в эти августовские дни 1934 года появился приказ начальника Дальневосточного территориального управления Гражданского воздушного флота № 98 об организации Николаевского-на-Амуре авиазвена. Этот город был тогда столицей Нижне-Амурской области, входящей в Дальневосточный край с центром в Хабаровске. Первый самолёт в Николаевске-на-Амуре, который только успел восстановиться после устроенного партизанским отрядом Якова Тряпицина пожара, увидели только в январе 1930 года. Прославленный лётчик Михаил Водопьянов совершил здесь посадку на расчищенной площадке во время пробного перелёта из Хабаровска до сахалинской Охи.

- Гидропорт в Николаевске появился раньше официального создания первого авиазвена - в 1932 году. Прилетающие из Хабаровска самолёты-амфибии садились летом на реку, зимой - на лед. В штате гидропорта был только начальник, заправщик, авиатехник, радист, уборщица, лошадь и сторожевой пёс, - рассказал собравший уникальный архив Николаевского объединённого авиаотряда (передан в городской музей) до сих пор работающий инженером ветеран предприятия Геннадий Вертинский. – После организации авиазвена к Николаевску были приписаны три гидроплана Ш-2. Он мог брать до 200 кг груза, двух членов экипажа и одного пассажира.

Но востребованность в авиации была такой, что за 1935 год николаевские авиаторы умудрились перевезти 3863 пассажира и 164 т почты и грузов. До начала войны началось строительство сухопутного аэропорта, который способен был принимать и отправлять новые для того времени машины По-2. Они могли брать на борт в два раза больше пассажиров, чем гидропланы Ш-2. Целых два! Правда, как рассказывают знатоки николаевской истории, до 1950 года на аэродроме не было никаких построек, аэровокзалом служила брезентовая палатка.

2 февраля - 115-я годовщина со дня рождения великого летчика
02 февраля 2019, 15:30 0

В 50-е авиаторы своими силами построили первое капитальное здание аэровокзала, начали эксплуатировать уже куда более вместительные «аннушки» - бипланы Ан-2, появились Як-12М и первый вертолёт Ми-1. Из Хабаровска летали пассажирские самолеты Ли-2, перевозившие до 20 пассажиров. Началось интенсивное освоение северных районов Хабаровского края. Открывались новые воздушные трассы на Нелькан, Аян, Чумикан, Курун-Урях, где строились аэропорты.

В 1963 году 144-й объединенный авиаотряд был переименован в Николаевский объединенный авиаотряд. Он к тому времени уже представлял из себя крупное авиапредприятие с тремя базовыми аэропортами - в Николаевске, Мариинске и Охотске. В состав отряда вошли все аэропорты в северных районах Хабаровского края. Советские года, когда авиация дешёвым и доступным для граждан видом транспорта, остались «золотым» временем в истории отряда.

С крахом плановой экономики на долгие годы заморозилось начатое в 1991 году строительство новой взлётно-посадочной полосы в Николаевске. К 2002 году некогда мощное авиапредприятие превратилось в должника. Имея задолженность перед государством около 350 млн. рублей, отряд балансировал на грани банкротства, в то время как свои долги коллективу государство оплачивать не спешило.

Из кризиса отряд удалось вывести в 2004 году, когда на его основе были созданы краевые «Хабаровские авиалинии». 

Зона регулярных полётов «Хабавиа» по-прежнему включает в себя территории центральной и северной части Хабаровского края, в том числе районов, в которых авиация является единственным видом транспорта.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме