Активисты поискового движения «АвиаПоиск» просят жителей Хабаровского края, особенно из таёжной глубинки, поделиться информацией о забытых авиакатастрофах прошлого.
С такой просьбой обратился руководитель общественной организации из Приморья Ярослав Ливанский, подводя итоги полевых работ в нашем регионе. ИА «Хабаровский край сегодня» ранее сообщало, что этим летом поисковики на средства президентского гранта отработали на местах трёх авиакатастроф прошлого.
В районе имени Полины Осипенко активисты «АвиаПоиска» вместе с местными жителями обнаружили больше двух сотен костных фрагментов на месте крушения двух самолётов в небе над рекой Амгунь в 1938 году. Там в урочище Юкачи в 120 километрах от райцентра 4 октября 1938 года во время операции по спасению совершивших вынужденную посадку в тайге участников исторического женского авиаперелёта Осипенко, Гризодубовой и Расковой в воздухе столкнулись тяжёлый бомбардировщик ТБ-3РН и транспортник Douglas DC-3.
В эту экспедицию поисковики отработали только место крушения тяжёлого бомбардировщика. Среди личных вещей погибших удалось найти советский орден «Знак Почёта». Скорее всего, он принадлежал командующему ВВС 2-й ОКА Якову Сорокину. Он вместе с некоторыми другими членами экипажа ТБ-3РН официально считается похороненным в Комсомольске-на-Амуре. На этой могиле установлен хвост разбившегося Douglas DC-3. Однако властям Города Юности теперь придётся провести церемонию дозахоронения найденных в этом году останков.
Вторым пунктом, где работали приморские поисковики в Хабаровском крае, стала гора Маглой в Амурском районе. В неё в октябре 1951 года во время ночного учебно-тренировочного полёта врезался военный самолёт Ли-2. Из шести членов экипажа каким-то чудом удалось выжить борттехнику Ивану Мозжухину. Он через тайгу вышел к железной дороге, его подобрали люди, которым он рассказал о крушении.
Самым труднодоступным и загадочным местом авиакатастрофы прошлого за эту экспедицию по Хабаровскому краю приморским поисковикам показался район падения другого Ли-2 в тайге в 120 километрах от Советской Гавани. В архивах об этом крушении пока не удалось найти подробной информации. Скорее всего оно произошло в 40-х годах. Известно, что самолёт вёз на своём борту несколько авиационных двигателей.
По итогам этой экспедиции поисковики намерены подготовить брошюру «Навечно в небе». Также они разыскивают родственников погибших членов экипажа. По словам Ярослава Ливанского, в Хабаровском крае известны ещё не меньше десяти мест авиакатастроф прошлого. Например, в болоте под селом Благодатным лежит разбившийся в 1944 году бомбардировщик СБ. Много подобных бортов осталось и под Комсомольском-на-Амуре. Любую информацию об обнаружении в тайге, на болотах других следов авиакатастроф прошлого участники движения «АвиаПоиск» просят сообщать им по электронной почте aviapoisk@yandex.ru.