Главное
Наш край, 21 августа, 09:30

Хабаровская тайга хранит следы десятков авиакатастроф прошлого

Поисковики просят жителей региона сообщить им о местах забытых крушений

Хабаровская тайга хранит следы десятков авиакатастроф прошлого

Активисты поискового движения «АвиаПоиск» просят жителей Хабаровского края, особенно из таёжной глубинки, поделиться информацией о забытых авиакатастрофах прошлого. 

С такой просьбой обратился руководитель общественной организации из Приморья Ярослав Ливанский, подводя итоги полевых работ в нашем регионе. ИА «Хабаровский край сегодня» ранее сообщало, что этим летом поисковики на средства президентского гранта отработали на местах трёх авиакатастроф прошлого.

В районе имени Полины Осипенко активисты «АвиаПоиска» вместе с местными жителями обнаружили больше двух сотен костных фрагментов на месте крушения двух самолётов в небе над рекой Амгунь в 1938 году. Там в урочище Юкачи в 120 километрах от райцентра 4 октября 1938 года во время операции по спасению совершивших вынужденную посадку в тайге участников исторического женского авиаперелёта Осипенко, Гризодубовой и Расковой в воздухе столкнулись тяжёлый бомбардировщик ТБ-3РН и транспортник Douglas DC-3.

В эту экспедицию поисковики отработали только место крушения тяжёлого бомбардировщика. Среди личных вещей погибших удалось найти советский орден «Знак Почёта». Скорее всего, он принадлежал командующему ВВС 2-й ОКА Якову Сорокину. Он вместе с некоторыми другими членами экипажа ТБ-3РН официально считается похороненным в Комсомольске-на-Амуре. На этой могиле установлен хвост разбившегося Douglas DC-3. Однако властям Города Юности теперь придётся провести церемонию дозахоронения найденных в этом году останков.


- В этом сезоне нам удалось отработать только на месте падения тяжёлого бомбардировщика ТБ – 3РН, - рассказал Ярослав Ливанский. – Он лежит в сухом месте. «Дуглас» лежит в болотистой местности. Мы только оценили объём работы. Планируем там поработать в следующем году. Когда мы уже уехали из села им. Полины Осипенко, с нами связалась местная жительница. Она рассказала, что в 25 километрах от этого населённого пункта люди нашли место ещё одной авиакатастрофы прошлого. Судя по фотографиям – это летающая лодка МБР-2. Также планируем поисковую операцию на следующий сезон.

Вторым пунктом, где работали приморские поисковики в Хабаровском крае, стала гора Маглой в Амурском районе. В неё в октябре 1951 года во время ночного учебно-тренировочного полёта врезался военный самолёт Ли-2. Из шести членов экипажа каким-то чудом удалось выжить борттехнику Ивану Мозжухину. Он через тайгу вышел к железной дороге, его подобрали люди, которым он рассказал о крушении.

- До сих пор экипаж Ли-2 официально числился пропавшим без вести. На горе Маглой мы собрали 25 костных фрагмента. Оставлять их на месте нельзя, они должны быть захоронены с воинскими почестями. Мы выяснили, что 8 мая 1975 года в Комсомольске-на-Амуре уже были похоронены останки пяти членов экипажа этого Ли-2. Но могила эта сейчас находится в ужасном состоянии. Мы опять-таки обратились в мэрию Комсомольска, настаиваем на том, чтобы место захоронения было приведено в нормальное состояние. А найденные нами останки также должны быть дохоронены в этой же могиле.

Самым труднодоступным и загадочным местом авиакатастрофы прошлого за эту экспедицию по Хабаровскому краю приморским поисковикам показался район падения другого Ли-2 в тайге в 120 километрах от Советской Гавани. В архивах об этом крушении пока не удалось найти подробной информации. Скорее всего оно произошло в 40-х годах. Известно, что самолёт вёз на своём борту несколько авиационных двигателей.

- Мы не обнаружили никаких останков, ни личных вещей. Но характер катастрофы говорит о том, что пилотов просто убило мотором, который вынесло из салона в кабину в момент столкновения с землёй. Возможно, экипаж был захоронен где-то рядом с местом крушения. Так иногда бывало. Нам предстоит провести работу в архивах. Найти информацию об этом. Возможно, вернёмся туда на следующий год, чтобы извлечь останки и с почестями захоронить их на мемориальной части кладбища Советской Гавани, - добавил Ярослав Ливанский.

По итогам этой экспедиции поисковики намерены подготовить брошюру «Навечно в небе». Также они разыскивают родственников погибших членов экипажа. По словам Ярослава Ливанского, в Хабаровском крае известны ещё не меньше десяти мест авиакатастроф прошлого. Например, в болоте под селом Благодатным лежит разбившийся в 1944 году бомбардировщик СБ. Много подобных бортов осталось и под Комсомольском-на-Амуре. Любую информацию об обнаружении в тайге, на болотах других следов авиакатастроф прошлого участники движения «АвиаПоиск» просят сообщать им по электронной почте aviapoisk@yandex.ru.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме