Поисковики из Приморского края вместе с активистами из села имени Полины Осипенко обнаружили больше двух сотен костных фрагментов на месте крушения двух самолётов в небе над рекой Амгунь в 1938 году.
Об этом корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал командир движения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский. Агентство ранее писало, что в регионе стартовали масштабные поисковые работы на месте трёх авиакатастроф прошлого.
Первым в списке был район имени Полины Осипенко. Там в урочище Юкачи в 120 километрах от райцентра 4 октября 1938 года во время операции по спасению совершивших вынужденную посадку в тайге участников исторического женского авиаперелёта Осипенко, Гризодубовой и Расковой в воздухе столкнулись тяжёлый бомбардировщик ТБ-3РН и транспортник Douglas DC-3.
Дело было так. Восемь дней продолжались поиски пропавших летчиц, которые долго не давали результата. Наконец, 3 октября в 13 часов 30 минут летчик Михаил Сахаров заметил на земле самолет и двух человек. Он немедленно радировал об этом в Комсомольск–на–Амуре. Оттуда доложили в Хабаровск. На радостях немедленно начался бардак. Спешно вылетевшие на рассвете 4 октября к «Родине» самолеты ТБ-3 и «Дуглас» с начальством, журналистами и десантниками на борту столкнулись в воздухе. С парашютами успели выпрыгнуть четверо. 17 человек погибли.
«Коронным номером» этого дня стал «самостийный» полет к героиням учебного У-2 Комсомольского авиазавода - пилот умудрился сесть на марь рядом с «Родиной» с цветами и шампанским.
Выдержка из переговоров Комсомольска с Москвой 4 октября 1938 года:
«Москва: Почему допускаете кавардак? Предупреждаем: никакой горячки! Потребуйте от экипажей соблюдения летной дисциплины. Сколько погибших?
Комсомольск (В. Пегов, секретарь горкома ВКП(б): Неизвестно, уточняем. Как быть с корреспондентами: осаждают, требуют сведений, жалуются на меня наркомам.
Москва: Не обращайте внимания».

Известно, что на борту бомбардировщика ТБ-3РН находились около 15 человек, в том числе и командир корабля - командующий Военно-воздушными силами 2-й Отдельной Краснознамённой армии комдив Яков Васильевич Сорокин. Именно он должен был выбрать с воздуха удобную площадку для десантирования участников спасательной операции.

Помимо человеческих костей из земли на месте крушения ТБ-3 поисковики извлекли парашютные пряжки общим количеством на 11 человек, наушники от шлемофонов, лётные очки, пуговицы, штурманское оборудование. Также был найден советский орден «Знак Почёта».
На следующий полевой сезон участники движения «АвиаПоиск» планируют провести раскопки уже на месте падения «Дугласа». Сейчас поисковики отправились в Амурский район Хабаровского края на сопку Маглой. Там в октябре 1951 года разбился транспортник Ли-2. Известно, что в той авиакатастрофе из 6 членов экипажа выжить удалось лишь борттехнику Ивану Мозжухину. Завершится экспедиция под Советской Гаванью, где в феврале 1951 года потерпел крушение другой Ли-2 в районе метеостанции Иоли. Об этой трагедии практически ничего не известно.
Все работы по поиски и захоронению жертв авиакатастроф прошлого проходят в рамках проектов движения «АвиаПоиск» «Навечно в небе» и «Небо Родины» «Поискового движения России». Деньги на их реализацию поисковики получили по Президенткому гранту.