Сергей Демидов, фермер, село Красицкое Вяземского района:
- Два года назад я, экономист по образованию, переехал из Хабаровска в село и организовал свое крестьянско-фермерское хозяйство. Всего у меня 700 гектаров земли, на которой выращиваю зерновые и сою. Но использую только небольшую часть своего надела.
Земли, которые мне достались, заболочены, они заросли кочками и деревьями. Когда-то здесь была проведена мелиорация, но за те годы, что прошли с развала СССР, все разрушилось. Земля деградирует, она непригодна для использования. При этом в Хабаровском крае не осталось ни одной организации, которая бы занималась мелиорацией, ближайшая - в Приморье. Конечно, мы своими силами пытаемся восстановить систему – пилим деревья, рубим кустарник, копаем канавы, отсыпаем дороги. За несколько лет около сотни гектаров вернули к жизни. Но это сложно и дорого.
Я посчитал, чтобы вернуть землю в севооборот, придется потратить почти 50 миллионов рублей. Но столько я не зарабатываю.
Проблема еще и в том, что невозможно найти собственника мелиоративной системы, чтобы оформить документы. Когда-то это был совхоз, но его давно нет. И потом, чтобы сделать только техпаспорт, придется заплатить два-три миллиона рублей.
И это проблема не только моя. Многие горожане, взявшие «дальневосточный гектар» и желающие переехать в деревню, обнаружили, что земли их за 20 лет заросли и непригодны к использованию. Это государственная проблема, чтобы вернуть заброшенные земли в пригодное состояние, не обойтись без федеральных вложений. Может быть, следует выделять деньги на мелиорацию муниципальным образованиям, а уже те передадут их фермерам.