«Страшилок» про подростковый кризис - великое множество. Так ли опасен период взросления наших детей и как снизить риск возникновения разного рода проблем, рассказала ИА «Хабаровский край сегодня» в рамках проекта Persona Grata. Хабаровск специалист по медицинской, подростковой, семейной психологии, Катерина Мурашова.
Важно помнить – он пройдёт
Подростковый возраст хорош именно тем, отмечает Катерина Мурашова, что проходит. И важно, чтобы родители это понимали, и не «плескали бензина в огонь». Приводя истории из своей практики, специалист вспомнила, как много лет назад к ней на приём пришла семья. Жалобы были стандартные – «ребёнок не слушается, занимается ерундой, плохо учится».
«Сразу было видно, что мальчик является полем, на котором родители выясняют отношения. Довольно быстро они мне надоели со своими выяснениями, я их выгнала, а мальчика оставила. Мальчик был совершенно спокойный, нормальный. Я ему говорю – «ты кто», он мне отвечает – «я эльф». В то время среди детей была модна такая самоидентификация – через меня прошли целые «отряды» эльфов, гоблинов, гномов, орков. Мы с мальчиком поговорили о них. Потом я позвала его родителей и сказала – «оставьте его в покое. Он эльф, это этап. Наслаждайтесь». Они остались недовольны таким советом, сказали, что я несу чушь и ушли. Спустя достаточно много лет ко мне пришёл один мужик. Оказалось, это тот самый отец «эльфа». Вы знаете, сказал мужик, вы были абсолютно правы. «Понимаете, мы с женой развелись. Я недавно снова женился на женщине с ребёнком. Я пришёл к вам, чтобы узнать, как наслаждаться тем, что ребенок - эльф».
По словам специалиста, в массовом сознании существует гораздо больше кризисов, чем их есть на самом деле. Так, общеизвестны три: первый – трёх лет, второй – подростковый, и третий – экзистенциальный (кризис середины жизни). Так вот, из этих трёх действительно существует только последний, а два других придуманы, мы делаем их сами. В том числе и подростковый.
Из «грязного брюшка» в «гордого орла»
Когда-то в традиционной общине было так – ребёнок, процесс инициации и дальше сразу взрослый. К примеру, старейшины говорили: «Грязное брюшко, ты уже большой, тебе пора готовиться к инициации».
Дальше Грязное брюшко проделывал ряд вещей – ночевал в лесу, приносил голову врага, протыкал себе нос, вставлял туда косточку, прыгал через костёр, после чего, в случае, если он делает это успешно, старейшины устраивали праздник, и на нём говорили – «О, Грязное брюшко, тебя больше нет с нами. Теперь с нами взрослый человек – Гордый орёл». И всё. На этом детство заканчивалось и дальше со всеми обязанностями, правами взрослого человека в этом племени жил Гордый орёл.
А что мы имеем сейчас? В нашей культуре не осталось никаких следов инициации. Когда ребенку пора переставать быть «Грязным брюшком» и становиться «Гордым орлом»? Какую голову нужно принести, через какой костёр прыгнуть и какую косточку вставить в нос? Никто не знает, но идея, что нужно что-то делать героическое, по-прежнему возникает в 12 – 14 лет у детей. Эта историческая память сидит где-то в подкорке.
Это истоки так называемого подросткового кризиса…
Пересмотр договора
Важно понимать, что, когда ребёнок рождается, заключается некий договор – «ребёнок-родитель». Родитель, как большая обезьяна (такие сравнения приводит Катерина Мурашова), обязана кормить, одевать, давать образование, развлекать, обеспечивать витальные и интеллектуальные потребности. А ребёнок, маленькая обезьяна, обязан подчиняться.
В общем, это разумный договор. Когда ребёнок рождается, он связан с матерью пуповиной, которую тут же перерезают. Но когда молодая мать выходит с ребёнком на руках и говорит – «мы покакали» – все понимают, что это действительно их общий процесс. Никто не возражает, не смеётся. Это нормально, мать ещё не отделяет себя от ребёнка психологически. И ребёнок не отделяет себя от матери.Его необходимо постепенно пересмотреть на «взрослый-взрослый». Разумный родитель должен сказать – «Дорогой, это то о чём я мечтал и это наконец случилось. Ты наконец-то превращаешься из «грязного брюшка» в «гордого орла» и я так рада, я понимаю твой запрос. Я готова пересматривать договор. Единственное, что в 15 лет ты не можешь зарабатывать деньги. Этим буду заниматься я. Но вот хозяйство ляжет на тебя. Всё по-честному. Как я рада».
Большинство родителей, почувствовав, что момент, когда надо будет резать пуповину, близок, говорят: «Ну вот! Теперь он будет пить, курить, колоться» и начинают подматывать «пуповину» обратно. Ребёнок это тоже чувствует, начинается грызня. Здравствуй, подростковый кризис. Перестройка отношений должна происходить плавно, и это ключевой момент. Если ребёнок жаждет самостоятельности и независимости, он должен понимать, что это повлечет за собой и определенную ответственность. Разговаривайте со своим подростком, выслушайте его – возможно, узнаете что-то новое о себе и о ваших отношениях.
Признайте право ребенка на взросление и составьте новый внутрисемейный договор, который поможет сохранить остатки доверительных отношений и вместе пережить трудные времена. Поверьте, ваш взрослеющий подросток понимает, что он пока не в состоянии обеспечить себя материально и вы ему по-прежнему нужны.
Поддерживая друг друга в сложный период перехода ребенка из детства во взрослую жизнь, можно привыкнуть к мысли, что скоро он уйдёт из дома в самостоятельное плаванье, и при этом перестроить отношения, сохранив доверие и близость на совсем другом уровне.