У человека, который оказался между жизнью и смертью, в тот момент есть только врач, который может не дать ему уйти, любит повторять заведующая реанимационным отделением 10-й краевой больницы Майя Волошенюк. Ей 36 лет, и она руководит отделением, где спасают людей.
В Хабаровске лечат, как в любом другом городе мира
Уже на втором курсе Якутского медуниверситета, попав на практику в больницу и увидев, как работает реанимация, она поняла: это ее. И Майя стала ходить в отделение, исполняя обязанности медсестры, а к четвертому курсу уже дежурила как врач.
В Хабаровск она приехала, потому что не могла получить сертификат реаниматолога –анестезиолога. Майя говорит, что влюбилась в этот город и живет здесь больше десяти лет. Уже в Хабаровске она закончила ординатуру и пошла работать в 10-ю тогда городскую больницу.
Она все время учится, много читает, анализирует. Наверное, поэтому ее, молодого и перспективного специалиста, отправили на стажировку в частную клинику в Южную Корею. В ту самую, где оперируют хабаровских детей с тяжелыми заболеваниями сердца. Выбрали Волошенюк еще и потому, что она сама выучила английский, чтобы читать медицинскую литературу. Коллеги всегда видели ее с учебником английского.
Майя вспоминает, что две недели она смущенно молчала, слушала врачей, которые в свою очередь учились в Америке, а потому общались на странном американском. А потом она заговорила. И они отлично понимали друг друга.
Южнокорейский кардиохирургический госпиталь открыл ей другой взгляд на мир, болезни и отношение к пациентам. Вспоминает, что ей доверяли настолько, что она стояла рядом с хирургом, который оперировал на открытом сердце.
Вернувшись домой, она захотела многое изменить. А когда год назад ее назначили заведующей отделением, Майя Ивановна начала энергично заниматься тем, что подбирала оборудование.
Современное оборудование, которое применяется в их отделении, технически очень сложное. К примеру, аппарат искусственной вентиляции легких, который дышит за человека, если он сам не может этого делать, во всех тонкостях разбираться нужно годами. Майя Ивановна говорит, что только теперь понимает, почему педагоги так настаивали учить химию и физику.
Жить болью пациента
Волошенюк и ее команда привнесли в работу новые методики и теперь хабаровские реаниматологи стали следовать всемирным протоколам лечения пациентов. То есть, больной в Хабаровске получает такую же помощь, как в клинике любого другого города мира.
Недавно к ним в отделение доставили пациентку в критическом состоянии. Прилетела ее дочь, она медсестра, живет в Дюссельдорфе.
Сейчас в отделении лежит семь человек.
А потому медперсонал, который работает в реанимации, особой закалки. Нужны внутренняя собранность, организованность и моральное мужество видеть пациента в таком состоянии. Тут требуется определенная структура личности. Не каждый это сможет вынести. Между тем, если врач не будет жить болью пациента, он ему не сможет помочь.
И к тому же реанимация -это не чистая работа. Пациент может находиться в коме несколько месяцев. Он без сознания, но его кормят, поят, за ним ухаживают.
За год ей удалось создать отличную команду профессионалов – врачей и медсестер. У них очень открытые отношения и демократичная обстановка. Но специалистов катастрофически не хватает.
С этого года больница стала базовой для обучения клинических ординаторов и интернов. Волошенюк надеется, что к ним придут молодые специалисты. Ведь самые умные аппараты не заменят рук человеческих. Если бы медикам давали квартиры, это стало бы стимулом для медиков. Но, увы. К слову, сама Майя живет в студенческом общежитии. Туалет в конце коридора, душ – на первом этаже. И ее в любую минуту могут выселить.
Потерял сознание, очнулся и пошел домой
Иногда у врача есть всего несколько минут, чтобы спасти человека. Однажды им принесли шестимесячного ребенка, бездыханного. Сердце едва билось, он умирал. Оказывается, соска попала глубоко в горло малышу и перекрыла дыхание.
Прошлой зимой, когда в городе начался жесточайший грипп палата была переполнена людьми с поражением легких. Пациент 34 лет поступил в таком состоянии, что был на грани. Но врачи и медсестры его вытащили. Ушел домой своими ногами.
Быть профессионалом, значит все время познавать что-то новое. Майя Ивановна сама не перестает учиться и поддерживает коллег, которые хотят освоить еще одну специальность. Она готова на несколько месяцев взять их нагрузку, то есть дежурства, и ночные в том числе, чтобы потом они все вместе могли делать больше, тоньше, точнее. У нее большой отпуск, но отдыхает она две недели. И опять на работу.
Как она справляется с такими нагрузками? Занимается танцами, йогой и сноубордом. Продолжает учить английский, а с некоторых пор еще и испанский после того, как съездила в Испанию.
Она живет на высокой позитивной волне, и коллеги это чувствуют. Майя любит жизнь во всех ее проявлениях. Ее радуют белки, которые бегают по верхушкам сосен во дворе больницы; коллеги, которым интересно быть в профессии, выздоравливающие больные.
Почему-то им не пишут благодарностей. Пациенты говорят, дескать, потерял сознание, очнулся и пошел домой своими ногами. А между этим вдохом и выдохом – чьи-то бессонные ночи и тяжелейший труд. Но кто-то же должен делать эту работу.