Когда такие коды появятся на всех препаратах, не отразится ли это на цене и на что чаще всего жалуются пациенты в эксклюзивном интервью ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО Олег Гнатюк.
20 копеек на гарантию
- Олег Петрович, мы уже писали, что с этого года все лекарственные препараты в стране должны получить некие особые метки, которые защитят потребителей от подделок. Такая маркировка вводилась в Хабаровском крае в экспериментальном порядке. Опыт оказался успешным?
- Этот эксперимент по маркировке лекарственных препаратов затронул несколько российских регионов, которые достаточно хорошо обеспечены в информационном пространстве. Хабаровский край добровольно принял в нём участие по всей цепочке от производителя до конечного потребителя лекарственных препаратов. Отозвались производители, дистрибьюторы, аптечные сети и лечебные учреждения. По итогам эксперимента будет образован региональный центр компетенций, который будет обучать сотрудников учреждений на территории Хабаровского края и соседних регионов. Уже создана компьютерная программа по маркировке лекарств. Её оператором является Федеральная налоговая служба. Сейчас производители и оптовики дорабатывают свои системы.
- Но как маркировка позволит защитить простого потребителя?
- Очень просто! Любой человек, вы, я, имеющий смартфон, может при помощи QR-кода моментально узнать информацию о том, откуда этот препарат появился, кто его произвёл, даже его рекомендованную цену. Это позволит и государству экономить деньги на госзакупках, чтобы не было двух, а то и трёхкратной разницы при покупке одного и того же препарата в Хабаровском крае и, допустим, в Приморье.
Заинтересованы в маркировке и производители. Недобросовестные участники рынка часто пытаются повторно вбросить какой-то некачественный препарат под существующие позиции. И если один и тот же код будет появляться два раза, то сразу станет понятно, что это вброс. Просто у потребителя при сканировании поддельного кода смартфоном появится надпись: производитель препарата неизвестен. Также подозрительно будет и отсутствие на упаковке лекарства QR-кода.
За год эксперимента по 16 препаратам, которые были заявлены производителями по данным на ноябрь 2017 года, уже на 200 миллионов рублей было выявлено нарушений по стране. Вы представляете!? А когда при помощи маркировки будет контролироваться более 6 миллиардов упаковок лекарств в России, то это позволит защитить граждан от не качественных и фальсифицированных лекарств полностью!
- Но когда такая маркировка появится на всех лекарствах?
- Изначально планировалось ввести маркировку в течении этого, 2018 года. Но в закон были внесены поправки, и срок сдвинулся до конца 2019 года. Это необходимо для установки и настройки оборудования.
- А не отразится ли введение маркировки на конечной цене и так недешёвых лекарств?
- Всегда говорят, что каждое нововведение приводит к удорожанию. В данном случае речь идёт о буквально копеечном увеличении цены. Мы подсчитали, что упаковка лекарственного препарата с маркировкой будет дороже только на 15-20 копеек!
Фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Луч света на страже здоровья
- А много ли фальсифицированных лекарств попадает в аптеки Хабаровского края?
- К сожалению, сейчас далеко не все СМИ дают достоверную информацию о количестве фальсифицированных, забракованных, недоброкачественных лекарственных средств. Лично мне и моим коллегам очень часто приходится говорить о том, что таких препаратов не так много, как это утверждают масс-медиа.
Часто слышны утверждения, будто едва ли не до 50 % продаваемых в российских аптеках лекарств якобы являются фальсификатом. Это не так!
Например, за время моего руководства управлением Росздравнадзора в Хабаровском крае только дважды выявлялись фальсифицированные лекарственные средства. И это было уже достаточно давно.
В основном мы говорим о недоброкачественных препаратах. Их могли произвести по всем правилам, но лекарства могли потерять своё качество из-за ненадлежащих хранения и транспортировки. В прошлом году мы приостановили оборот около 2 тысяч упаковок недоброкачественных лекарств. Казалось бы, в масштабах края это – немного. Но риск появления таких препаратов в нашем регионе высок. Это особенности логистики. Мы расположены очень далеко от большинства производителей. Лекарства часто везут поездами, особенно зимой при сильных морозах, свойства препаратов за время перевозки могут ухудшиться. Стоит отметить, что качество лекарств не только мы контролируем, но сами дистрибьюторы проводят свой внутренний контроль.
- А как вы отлеживаете качество лекарств в нашем регионе? Существуют ли лаборатории, как они оборудованы?
- На сегодняшний в день в стране работают 12 федеральных лабораторий. В Хабаровске работает окружная лаборатория, которая располагается на территории бывшей мебельной фабрики «Заря» на улице Краснореченской. Она обслуживает не только Хабаровский край, но и соседние регионы, оборудована очень современной аппаратурой.
Перечень работ, которые может проводить эта лаборатория, постоянно расширяется. Первоначально там исследовались только препараты в таблетированной форме и использовались разрушающие методики. То есть, лекарства, которые отбирались для контроля измельчались и обратно в торговую сеть и лечебные учреждения эти препараты не могли вернуться, даже если они были качественными.
Это – определённые потери. Для того, чтобы избежать этих потерь, в лаборатории появилось оборудование, использующее неразрушающие методики. Теперь качество препарата можно определить буквально в течение 10 секунд. Ставится датчик, и на экране компьютера появляется результат: хорошо или плохо.
Для этого используется спектральный анализ. Особым лучом света таблетка просвечивается прямо в упаковке. Получается маленькая радуга – спектр. Каждый производитель на каждое лекарство предоставляет образцы спектров. И любые отклонения в этом спектре говорят о том, что препарат либо произвёл не тот производитель, либо допущены отклонения при производстве. То есть лекарство просто просвечивают и так определяют его качество. Также помимо контроля качества таблеток, приобретено оборудование для ампулированных лекарственных средств. В этом случае также используется спектральный анализ.
Фото: пресс-служба администрации Хабаровска
На что жалуетесь?
- Ещё одно направление вашей работы, насколько мне известно, это работа с жалобами граждан. На что чаще всего жалуются жители Хабаровского края?
- Жалоб на качество лекарств к нам поступает немного. Чаще всего люди обращаются к нам в связи с недостаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами. Иногда такие пациенты появляются не в начале, а ближе к концу года, когда заявки на препараты уже сформированы. Бывает, что конкурсы на закупку требуемых препаратов проводятся несвоевременно, либо же поставщиков не заинтересовали условия конкурса по предложенной цене.
- А какие жалобы поступают к вам на качество оказания медицинской помощи в лечебных учреждениях?
- К нам поступают уже самые серьёзные обращения. Мы являемся органом, который осуществляет вневедомственный контроль. Зачастую пациенты уже обращались в само медицинское учреждение, либо в фонд ОМС, либо министерство здравоохранения и остались недовольны тем рассмотрением их жалоб, которое было проведено до нас. Это и граждане, которые потеряли своих родственников в результате оперативных вмешательств врачей, это и пациенты, которые считают, что не получили весь объём необходимой медицинской помощи или столкнулись с недостойным отношением к себе со стороны медработников: хамство, недостаточное внимание.
- А можно ли по динамике количества жалоб на медицинскую помощь сделать вывод о состоянии медицины, есть ли улучшения?
Фото: Краевой клинический центр онкологии
- Ответ не так прост! Улучшения в оказании медицинской помощи не ведут напрямую к тому, что жалоб будет меньше. Потому что растёт не только качество медицинской помощи, но и растут требования к ней со стороны пациентов. В отдалённых районах в основном жалуются на отсутствие врача. А раз нет врача, то нет возможности и получить медицинскую помощь, пациент не защищён совершенно. А бывают и такие жалобы, что, допустим, я не могу записаться к врачу через день. Такие жалобы бывают необоснованными, потому что стандарты предусматривают ожидание записи, например, в течении 15 дней, иногда даже до месяца.
- А можете ли вы привести примеры, когда вмешательство Росздравнадзора помогло решить какую-то проблему?
- Из наиболее ярких примеров мне вспомнилась история, когда в одном из районов Хабаровского края не было принято своевременное решение о переводе больного ребёнка в лечебное учреждение более высокого уровня. Этот ребёнок умер, пока местные врачи пытались выяснить причину болезни. Там была абсолютная вина доктора.
Информацию мы передали в правоохранительные органы. Но самое главное, что после этой истории Минздрав принял меры по недопущению повторения подобных ситуаций, сделав маршрутизацию сложных пациентов из отдаленных районов с помощью санавиации в клиники, где может быть оказана более квалифицированная помощь.
По обеспечению льготными лекарствами пациенты получают необходимые препараты после обращения к нам в рамках «горячей линии». Для этого Минздрав закупил специальный программный продукт, который позволяет увидеть, где в аптечной сети имеется нужное лекарство в наличии. Если мы видим, что право на медицинскую помощь для пациента объективно нарушено, наши сотрудники оперативно связываются с лечебным учреждением вплоть до главного врача и, как правило, находим понимание и проблема решается.
У нас установка – постараться помочь обратившемуся к нам с жалобой пациенту в любом случае, даже если он не прав. Может есть недостаток информации и недопонимание, значит мы ему разъясним, какие у пациента есть права, как их лучше реализовать. Если жалоба обоснована, то, в некоторых случаях информацию мы можем передать в правоохранительные органы, если в каком-то случае усматривается вина врача. Такие случаи у нас были неоднократно.
Но бывают такие случаи, когда мы становимся на сторону врача. Помощь была оказана, но пациент не поправился. Врач находится в очень сложной ситуации, бывают поздние обращения, бывает, что родственники, обвиняющие врача, сами несвоевременно вызвали скорую, не предоставили медикам полной информации о здоровье своего близкого. Мы стараемся быть объективными.
- А как пациент может обратиться в Росздравнадзор, особенно, если он живёт в отдалённом районе?
- Очень просто! Мы работаем хоть и не круглосуточно, но в оперативном режиме. У нас есть сайт, где можно оставить информацию о необходимости нашего вмешательства. Сотовая связь сейчас есть практически везде, соответственно и мобильный интернет доступен. Заходите на наш сайт, оставляете жалобы с указанием, как с вами связаться, и мы с ней работаем. Если человек не пользуется интернетом, то можно своё обращение передать нам в письменной форме. Мы требуем, чтобы информация о том, как связаться с Росздравнадзором была в каждом лечебном учреждении края. Там указаны наши телефоны, звоните, сообщайте!
Номер телефона горячей линии управления Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО - 8(4212) 75-22-30.