Главное
Экономика, 27 ноября, 12:30

Онлайн-надои и клубника, расхватанная за полчаса

Сельхозстартапы молодых хабаровчан

Онлайн-надои и клубника, расхватанная за полчаса
Фото: Мария Лейс
Агробизнес набирает популярность среди молодёжи Хабаровского края. Он стал главной темой молодежного бизнес-форума, прошедшего в Хабаровске. Участие в нём приняли молодые предприниматели, ещё только начинающие свой путь, и те, кто уже может поделиться ценным опытом, как создавать бизнес на земле с нуля, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

Первая «агроледи»


К сельскому хозяйству владелицу семейной фермы «Растим своё» Ирину Коровину никогда не тянуло. Дачу она всегда считала бессмысленной тратой сил, ведь всё можно купить в магазине шаговой доступности. Теперь девушка выращивает клубнику, ухаживает за коровами и принимает на свой земле гостей, уставших от городской суеты.

По профессии Ирина менеджер-экономист по туризму и гостиничному хозяйству. До декрета она работала в крупной торговой сети стройматериалов, а после рождения ребёнка поняла, что хочет распоряжаться своим временем самостоятельно, и твёрдо решила не возвращаться в офис. Она искала себя в творчестве, хотела занять какую-нибудь пустующую нишу, чтобы с наскоку взять рынок новизной.
- Мне не хотелось бизнес «купи-продай», - признаётся девушка. - Я мечтала о социально-полезном деле, наполненным семейными ценностями. Перебирала разные варианты. Однажды муж подкинул мне идею - выращивание клубники. Я посмеялась, потому что работать на земле - не моё абсолютно. Но всё же прислушалась и начала искать информацию. На иностранных сайтах я нашла семейные фермы с многолетней историей, где выращивают землянику, ежевику, клубнику и приглашают к себе покупателей отведать фермерскую продукцию. Меня они очень вдохновили. Люди рассказывали, что когда-то начинали с одной грядочки, а теперь у них целые ягодные плантации. А ведь у нас ничего подобного нет. И я загорелась.
Коровиналдo.jpg

Страхов у Ирины было достаточно. Она боялась отсутствия опыта, необходимого образования, но, найдя учителей на западе страны, решила действовать. Оказалось, что опытные фермеры рады поделиться информацией, потому передавать знания им практически некому - молодое поколение не интересуется сельским хозяйством.
- А ведь это нужно нам самим. Если мы не будем выращивать продукты, что будут есть наши дети? Край производит лишь малую часть от потребности. То, что лежит на наших прилавках, - из других регионов и стран. И прибыль идет им в карман. Кстати, ещё один мой страх был связан с конкуренцией на рынке. Я боялась, что моя клубника по 500 рублей за кг, оказавшись на одной полке с китайской за 300 рублей, будет никому не нужна. И знаете что? Её расхватали за полчаса. Потребитель хочет поддерживать местного производителя. Что бы вы не вырастили, это купят, - говорит «агроледи».
Коровинаы.jpg
Фото: Мария Лейс 
Но от идеи до первого урожая клубники прошло не мало времени. Чтобы начать бизнес, Ирина дважды пыталась получить грант для фермеров. На посадку гектара клубники ей нужно было 1,5 млн рублей. Но ей отказывали, потому что производство клубники - не приоритетный вид деятельности в регионе.

Тогда она решила начать с малого - с десяти соток. Саженцы ей дал в долг фермер из западной части России, земля тоже нашлась. Первый год Ирина тренировалась. Высадив клубнику в мае, она изучила, чем болеет ягода, от чего её нужно защищать, как готовить к зиме - прожила с ней полный цикл. А уже весной этого года увеличила посадки и собрала свой первый урожай. Он оказался небольшим, но востребованным.
- Параллельно я интересовалась животноводством. Мы приобрели землю на Большом Уссурийском. Я написала бизнес-план по развитию семейной животноводческой ферме и заявилась на грант, как семейный животновод. И получила 9 млн рублей. На эти деньги уже построен загон, помещение для переработки с кабинетом зоотехника и обеденной зоной. Приобретены 57 голов крупного рогатого скота. Сейчас они на откорме - в следующем году планируем реализацию говядины. Также на ферме есть утки, поросята, козлята, лошади. К нам приезжают из Хабаровска целыми семьями, чтобы отведать фермерские продукты, козий сыр, научиться доить козу и просто подышать свежим воздухом.

Коровинаo.jpg

Онлайн-надои

К 30 годам Михаил Утробин достиг полной финансовой независимости, работая на крупные торговые сети. Он стремительно рос по карьерной лестнице, увеличивая своё благосостояние. Бросить высокооплачиваемую работу и начать строить агробизнес его подтолкнула мечта о доме вдали от городской суеты и собственном деле на земле.
- Однажды я понял, что пока я гоняюсь за большим заработком, дети растут без меня, - рассказывает Михаил. - Когда родилась старшая дочь, я не видел её два месяца, потому что открывал филиал «Спортмастера» на Камчатке. В какой-то момент я сказал стоп. Ушёл в длительный отпуск, чтобы упорядочить мысли. Мне хотелось работать на себя. При этом я должен был обеспечить свою семью здоровой пищей, построить дом. Тогда как раз стартовала программа «Дальневосточный гектар», и пазл сложился.
Михаил взял участок в Кругликово и занялся изучением рынка, которое показало, что в регионе не удовлетворён спрос на молочную продукцию - местное производство закрывает только 20-30% потребности. Начинающий предприниматель побывал на молочном предприятии, посмотрел, как содержатся коровы, составил бизнес-план, просчитал экономику своего проекта и отправился в Минсельхоз за грантом.

Утробинр.jpg
- Я противник долгостроев, и пока не подбил все финансы, не начал строительство коровника. Оно стартовало только в сентябре после получения гранта. Фактически это государственно-частное партнерство. Государство участвует в моём проекте, как бизнес-партнёр, потому что в его интересах продуктовая безопасность региона и импортозамещение. Минсельхозу нужны десятки таких как я, но их единицы. А условия получения субсидии шикарные - не нужно быть сельхозпроизводителем со стажем. Главное, чтобы план был детально проработан, - поделился опытом Михаил.

Утробин1.jpg

Сейчас к участку, где Михаил возводит молочную ферму, уже проведены дороги и электричество, строится фундамент коровника. Бурёнок он намерен приобрести на Хорском предприятии. Он уже заранее прорабатывает схему сбыта продукции и готов завоевать расположение потребителей.
- Буду водить экскурсии по ферме, угощать молоком, также думаю о круглосуточной онлайн трансляции. Потребитель в любой момент сможет зайти на сайт и посмотреть, в каких условиях содержатся коровки, как за ними ухаживают, чтобы увидеть откуда молоко попадает на полки магазинов, - говорит Михаил. - Также сейчас прорабатываю создание сельхозкооператива. Объясняю фермерам, у которых вечные проблемы со сбытом, что нам нужен такой магазин, в котором человек может купить все фермерское. И чтобы прибыль при этом оставалась внутри кооператива. Зачем ждать, пока придет крупная торговая сеть, купит у нас картошку по 10 рублей, а продаст за 30? В таких условиях фермеры не управляют наценкой и остаются у разбитого корыта.

По теме