Главное
Экономика, 23 августа, 10:30

Труд на вес золота

В Хабаровском крае компания «Полиметалл» День шахтёра встречает на добывающих предприятиях «Светлое», Кутынская ГГК и «Ресурсы Албазино»

Труд на вес золота
Фото: Полиметалл

В последнее воскресенье августа в России традиционно отмечают День шахтера. В Хабаровском крае компания «Полиметалл» профессиональный праздник встречает на добывающих предприятиях «Светлое», Кутынская ГГК и «Ресурсы Албазино». Причем, на первых двух горные работы ведутся открытым способом, а на последнем – руду добывают не только в карьерах, но и в подземных рудниках.

Карьер и шахта, конечно – не одно и то же, но праздник – общий. Почему? Потому что и здесь, и там гора отдает свои богатства людям. К ней нужно найти подход, с ней нужно договориться. А если отбросить лирику – быть профессионалом: взрывать, копать, руководить, строить дороги и заботиться об охране труда.

В преддверии профессионального праздника мы поговорили о ценности профессии с сотрудниками «Полиметалла» - людьми, у которых судьбы целых семей связаны с горным делом.

Железная «девочка», ванны с пеной и подземные города

Уже второй год Евгений Перминов встречает День шахтера на вахте. За рулем 30-тонного самосвала на месторождении «Ресурсы Албазино» в районе им. Полины Осипенко буквально возит за плечами золото.

Каждый день совершает несколько рейсов в удивительный и скрытый от посторонних глаз подземный мир.

3-4 километра – вниз по автоуклону, туда-обратно – чуть больше часа. Спуски, повороты – целая сеть пешеходных и автомобильных дорог, служебных и технических коридоров - внутри горы!

- Шахта – это как целый подземный город, - рассказывает Евгений. – Несколько рудных тел связаны между собой под землей. Человек несведущий может потеряться тут надо-о-олго! Свой маршрут сегодня я могу проделать вслепую: знаю, где срезать, где проще проехать – все как в городе, только под землей!
Евгений Перминов.JPG

Евгений работал и на карьерной технике, но подземную – считает вершиной мастерства. Маленькое пространство, большая машина – чувствовать ее нужно безупречно.

Под землей он работает 14-й год. Спускался на глубину до километра. Пришел сразу после армии – учеником слесаря – в помощь к отцу, тот занимался обслуживанием техники на руднике.

- С детства интересовался техникой. Наверное, это у нас семейное! – смеется Евгений. – Моя бабушка – заслуженный водитель нашего края. Прошла Великую Отечественную войну – с 42 по 45-й год, до самой Победы буквально доехала за рулем! Полвека трудилась водителем. После войны – работала на восстановлении города Рубцовска. Ее не стало на сотом году жизни – вот это жизнь, да? Перминова Клавдия Ивановна. Ее никогда не забывали в Алтайском крае, и до сих пор помнят.
Ну а нашего героя с такой семейной историей ждало очень интересное детство. Картинг, мототуризм, реки и горы – и первый мопед Рига-2, с педалями. Теперь водит машину «побольше»: подземный самосвал шуток и оплошностей не любит, но – оказывается – и с ним можно договориться.

- Вы как-то его называете? Есть у него имя?

- «Девочка», - смеется Евгений. – Да-да! Бывает капризная, бывает – добрая. Я за ней ухаживаю, мою с пеной сам после рейсов. А когда капризничает – приходится с ней разговаривать, и – мы находим общий язык.

- Вообще, шахтеры – люди суеверные?

- И да, и нет. Кто верит – у того приметы сбываются. Мы же в чужой и, можно сказать, опасной стихии. Но Ольгинская гора людей любит, с благодарностью отдает свои богатства. В это верят, да – в характер гор. Может, поэтому рудные тела называют женскими именами? Ольга, Катя, Анфиса, Фарида…

У Евгения – четыре сына. Возможно, и среди них есть будущие горняки – те, кого очаруют седые вершины или подземные города. Ведь самое сложное для него - не проводить в машине по 9 часов в день, а быть вдали от семьи.

- Мое мнение – в шахте главное оставаться человеком. Помогать, выручать, сделать все, что можешь, для товарища. В шахте по пути мы приветствуем друг друга, сигналим. Еще шахта учит труду.

Сто лет в горах и мудрость севера

Никто не знает, сколько уже лет на «Светлом», что на севере Хабаровского края, стоит Шаман-камень. Фрукты и конфеты около него не переводятся. Одни приходят попросить погоды, другие – исправности техники, третьи – чтоб дома в их отсутствие все было хорошо.

Становятся ли люди суеверными в диких краях? Скорее, нет – это дань Северу, где находят теплый кров и делают свою работу серьезные люди – настоящие профессионалы своего дела. И именно поэтому они знают: в суровых условиях не все зависит от них, но мудрый Север все расставит по своим местам. Так было и так будет.

- Такие подношения я и сам находил, - рассказывает Евгений Кудрявцев. – Знаю, когда и почему некоторые из них оказались здесь. И видел, как после этого все ладилось. Тут волей-неволей задумаешься – а случайно ли?

Евгений Кудрявцев.JPG

В мудрость Севера здесь верят. Это не образ, не что-то нарицательное. Это – имя. И – Север легко читает людей. Он – для сильных духом, постоянно проверяет характер на прочность.

- Начинаешь иначе смотреть на проблемы, - рассказывает Евгений. – Особенно в повседневной жизни на «большой земле». Когда жена приходит с работы и рассказывает о неурядицах с коллегами, - так и хочется сказать: «А ты отдай их мне на вахту! Увидишь положительные изменения.

Что ценят на вахте? Человечность. Как и в шахте, так и в карьере настоящие люди – определяющий фактор.

Евгений Кудрявцев - заместитель начальника участка открытых горных работ. Буквально дирижирует сложным ансамблем, которым управляют люди со стальным характером.

- И это – дружный ансамбль, – рассказывает Евгений. – Здесь – настоящие мастера своего дела, взаимопонимание и – мнооого юмора. Два месяца вахты мы проводим на севере, вдали от близких, добывая золото. А хорошие шутки создают особую атмосферу.

А еще складывается впечатление, что Север выбирает людей, близких ему по духу. Случайных здесь нет. И наш герой – тоже здесь неслучайно. За плечами его семьи – больше семидесяти лет работы в шахтах. Бабушка, двоюродная бабушка, дед, дяди и отец, который после 20-ти лет в подземке ушел на пенсию с добычного участка в должности электрослесаря-подземщика.

- Для меня вопрос выбора профессии не стоял, - рассказывает Евгений. – Был еще маленьким, когда отец брал меня с собой в шахту. Небольшая практика была и во время учебы, но – на открытых работах. Так я и оказался в карьере – сразу после учебы.

Он учился в ДВФУ, во Владивостоке, куда приехал из родной Хакассии, Черногорска – города угольщиков, выросшего на месте поселка. Затем – появились разрезы и шахты, и работа.

А свою судьбу наш герой нашел во Владивостоке, в прошлом году сыграли свадьбу, а для Евгения Дальний Восток – стал таким же родным, как его малая Родина.

- И это дело есть, кому продолжать. Племянники в Черногорске учатся в горном техникуме и, надеюсь, вскоре мы станем коллегами, а семейный трудовой стаж уверенно перевалит за сотню лет.

Виды Светлого.JPG

Почему именно здесь? Вкупе с отличным коллективом, это – достойный социальный и расширенный страховой пакет, и…

- …И отличные праздники! – смеется Евгений. – Недавно мы отметили День металлурга. Впереди – День шахтера. Праздники на вахте – это что-то особенное: приезжают артисты, идут спортивные мероприятия, праздничное меню – всевозможные деликатесы и конкурсы. На лучшего машиниста, горного мастера, взрывника…

- Лучшего взрывника?

- Мужчины растут, а желание быть первым всегда живет в каждом. В рамках конкурсов профессионального мастерства, действительно, соревнуются взрывники – вязать узлы на скорость и на правильность. Может, это лирично, но мне в горном деле нравится. Я еду на вахту заряженным, с огромным стремлением – не просто выполнить план, а постараться перевыполнить – на 105, 110%.

Всем, кто так же, как наши герои, любит свое дело – наше общее поздравление! Бесстрашным людям, которые «договариваются» с карьерами и спускаются в подземные недра, чтобы открыть их богатства миру. Тем, для кого в системе ценностей – семья, дружба и взаимопомощь имеют важнейшее значение, и чей труд – на вес золота!

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме