Главное
Экономика, 27 июля, 09:00

«Квоты под киль» забуксовали из-за отсутствия проектов новых судов

Главный инженер Хабаровского судостроительного завода - о будущем обновлении рыболовецкого флота

«Квоты под киль» забуксовали из-за отсутствия проектов новых судов

Механизм «инвестиционных квот» или, как их еще часто называют, «квот под киль», в России начал работу 8 июня 2017 года и уже к этой дате рыболовецкие предприятия Хабаровского края заявили о желании заказать на местных верфях новые промысловые суда. У рыбаков есть желание обновить флот и деньги на это, у двух действующих в крае судостроительных заводов есть возможности — но всего этого оказалось мало. 

Как рассказывал ИА «Хабаровский край сегодня» руководитель рыболовецкой артели «Колхоз имени 50 лет Октября» из Ванинского района Давид Фукс, его предприятие планировало заказать большой автономный траулер морозильный и два среднетоннажных судна, но ни на одной верфи страны за такую работу не взялись: нет проектов. Между тем, по оценкам экспертов, более 80% судов рыбопромышленной отрасли Хабаровского края имеет предельные или сверхнормативные сроки эксплуатации, но даже наладить выпуск популярных у рыбаков траулеров по проектам советского времени сейчас не получится.

- Те средние рыболовецкие траулеры морозильные  60-х советских годов постройки морские регистры сегодня не пропустят, изменились законы, нормы и требования, - говорит главный инженер Хабаровского судостроительного завода Алексей Шабанов. - Взять санитарные нормы, хотя бы высоту потолка - раньше была 180 мм, а сейчас 210. Это значит, если брать любой старый проект, нужно будет увеличивать расстояние между палубами. Я боюсь, что попытавшись реанимировать те разработки, мы столкнемся с тем, что это будет совсем другой проект и за другие деньги, а заказчик просто получит судно с внешностью 70-летней давности. Новая разработка в старых корпусах выйдет недешёвой, лучше сделать «с нуля».
Введения «квот под киль», призванных загрузить заказами отечественные верфи и облегчить рыбакам покупку новых судов ждали многие, но промышленность к этому оказалась не готова. Детально разработанных проектов новых траулеров и сейнеров нет, есть только эскизы. Не проще ли было заранее дать задание нашим конструкторским бюро, чтобы они представили несколько типовых унифицированных вариантов, от малого судна до плавучей фабрики?
- Об этом сейчас речь идет, но остаётся вопрос: кто будет заказчиком этой работы, Объединённая судостроительная корпорация, Минпромторг или Росрыболовство, - продолжает Алексей Шабанов. - В структуре Центрального института технологий судостроения есть КБ «Восток», которое всегда занималось только рыболовецким флотом, у них есть все наработки и все чертежи, но реанимировать до сих пор популярные среди рыбаков траулеры проектов 503 и 402 они не хотят. Есть несколько эскизных проектов, мы показывали их рыбакам, но чтобы пойти дальше - нужны серьёзные деньги и пока ни одна федеральная структура тратить их не хочет.
Кроме того, есть разные промысловики: кто-то будет доволен стандартным судном для ловли сайры, а другим требуется и другой трюм и другое оборудование в нём, всем сразу угодить не получится.
- Были у нас на заводе представители компании из Приморского края, они молодцы, осмотрели всё, что делается сейчас в России, все эскизы, - рассказывает Алексей Шабанов. - Им нужен краболов, который в идеале будет как те, что делают японцы - узкая длинная мореходная шхуна. И вот есть такая компания «Викинг», они хотя и посредники, но правильные - они собрали заявки многих рыбаков по всему Дальнему Востоку, оценили их и пришли к выводу, что многим нужны такие краболовы японского типа. Теперь, когда у них есть портфель заказов от 10 до 15 шхун, они заказали проект у японцев — но, чтобы получить его с использованием льгот «под киль», разработка должна быть российской.
Чтобы соблюсти правила этой игры, компания «Викинг» в Стране восходящего солнца заказала так называемый «проект судна в постройке». Технически это просто идея. Сейчас японцы разработают и передадут им документацию и чертежи отправятся в какое-то из российских конструкторских бюро — чтобы подогнать параметры под требования отечественного морского регистра.
- Если ничего не помешает и эта затея получится, то мы готовы работать и выпускать такие краболовы, это очень хорошая перспектива, - уверен Алексей Шабанов. - Вы знаете, что в Минпромторге был рождён план, по которому хабаровскому судостроительному предназначено изготовление 37 судов, это взято не из воздуха. Даже если половина из этого «выстрелит», будет просто замечательно, лет на пять-шесть работы — и рыбакам действительно надо.
Еще одна норма «квот под киль» подвела хабаровских корабелов: на заводе надеялись, что удастся реализовать готовый корпус среднего морозильного траулера. Для того, чтобы его закончить и передать новому владельцу, нужно меньше года работы и на него претендовали три рыболовецкие компании, но буква закона потребовала, что в «квоты» попадает только новое судно с закладкой не ранее 2017 года — а тот траулер начали строить еще в 2000 году. Купить его без льгот для себя желающих пока нет.

Напомним, по договорённостям правительства края и Минпромторга России Амурский и Хабаровский судостроительные заводы в ближайшие годы получат заказы на производство 53 судов, из них верфь Комсомольска-на-Амуре должна будет изготовить 16 крупнотоннажных, а другая - 37 средне- и малотоннажных. По предложению участвующих в обсуждении «квот под киль» промысловиков, покупка сейнеров и траулеров на российских дальневосточных предприятиях обеспечит морякам бонус, плюс 20% к лимитам на вылов биоресурсов — и это будет сделано за счёт тех, кто откажется от модернизации флота. 
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме