Главное
Экономика, 08 июня, 10:00

Заявки на девять судов и два завода по переработке поданы в Хабаровском крае

«Квоты под киль» заработают с сегодняшнего дня

Заявки на девять судов и два завода по переработке поданы в Хабаровском крае

Механизм по привлечению в рыбопромысловую отрасль инвестиционных квот или, как их еще часто называют, «квот под киль», заработает с 8 июня 2017 года. К этой дате в Хабаровском крае подготовились заранее: есть желающие построить береговые перерабатывающие заводы и со скидкой заказать на местных судостроительных верфях новые суда.


Обновить флот и развить переработку

По оценкам экспертов, сейчас в рыбопромышленном комплексе Хабаровского края более 80% судов имеет предельные или сверхнормативные сроки эксплуатации. Траулеры еще советского производства выходят на добычу биоресурсов вместе с ветхими японскими шхунами, «бывшими в употреблении» китайскими и южнокорейскими сейнерами, что не может не сказаться как на безопасности моряков, так и на себестоимости продукции - слишком дорого обходится ремонт и его часто приходится проводить. Поэтому с заработавшим механизмом «квот под киль» в правительстве края связывают большие надежды.

- Это поможет нам обеспечить дальнейший рост показателей в отрасли, станет стимулом к обновлению флота, повысит эффективность промысла и переработки биоресурсов и загрузит заказами Хабаровский и Амурский судостроительные заводы, - рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» заместитель председателя комитета рыбного хозяйства министерства природных ресурсов края Андрей Шведов. - Мы создаем условия, в которых рыбаки будут непосредственно заинтересованы в сотрудничестве с отечественными предприятиями в судостроении и ремонте флота.
По предварительным договорённостям правительства края и Минпромторга России Амурский и Хабаровский судостроительные заводы в ближайшие годы получат заказы на производство 53 судов, из них верфь Комсомольска-на-Амуре должна будет изготовить 16 крупнотоннажных, а другая - 37 средне- и малотоннажных. По предложению участвующих в обсуждении «квот под киль» промысловиков, покупка сейнеров и траулеров на российских дальневосточных предприятиях обеспечит морякам отличный бонус, плюс 20% к лимитам на вылов биоресурсов — и это будет сделано за счёт тех, кто откажется от модернизации флота. Другое дело в том, что верфи к законодательным новшествам пока не готовы.
- Мы хотели под «квоты под киль» заказать большой автономный траулер морозильный и два среднетоннажных, встречались с представителями местных заводов, даже ездили на верфь в Санкт-Петербург, но пока никто ничего не предложил, у них сейчас нет даже таких проектов, - говорит руководитель рыболовецкой артели «Колхоз имени 50 лет Октября» из Ванинского района Давид Фукс. - У нас сейчас пять старых судов, самому «молодому» 23 года, еще пять-десять лет - и всё, нечем будет ловить, нам нужны новые корабли.
Новое среднетоннажное рыболовное судно иностранного производства сегодня стоит около 50 млн долларов США, при этом в качественный корпус уже установлены современные средства добычи, надёжные морозильники, свежие «с иголочки» системы навигации и масса другого оборудования, которое сегодня в России конвейерным методом не выпускается.

Поэтому перезапуск судостроительной отрасли обязательно потянет за собой и импортозамещение целого ряда сопутствующих агрегатов — уже в недалёкой перспективе. Мелкосерийное производство сейнеров с зарубежной «начинкой» сейчас налажено на западе России, дальневосточным же верфям, если они серьёзно намерены строить рыболовный флот для отечественных промысловиков, придётся осваивать проекты с «нуля» и с большими затратами на головные суда — первые в партии.

Старое на новое «с доплатой»

Еще одна мера государственной поддержки рыбопромышленной отрасли - утилизационный грант, им могут воспользоваться юридические лица, у которых в уставном капитале доля офшорных компаний составляет менее половины. Судно старше 30 лет и последние пять лет состоявшее в Государственном судовом или Российском международном реестрах теперь можно сдать на слом и получить субсидию в счет оплаты покупки или строительства нового гражданского судна, в том числе по договорам лизинга. Компенсация составит 10% от стоимости теплохода без НДС, но не более 70 млн рублей.

- Помимо вступивших в действие «квот под киль» и предоставления утилизационных грантов, в Хабаровском крае применяются и другие формы господдержки, - отмечает Андрей Шведов. - Есть площадки под рыбопромышленников в ТОСЭР в Николаевском районе, запущен режим Свободный порт в Ванинском районе, все они предлагают различные льготы и механизмы, меры поддержки и налоговые преференции. Есть финансовые средства, которые аккумулированы в Фонде развития Дальнего Востока, где заявляют о готовности участвовать в самых различных инвестпроектах края. Начиная с 8 июня, мы ждём новые заявки для использования «квот под киль», отслеживаем ситуацию, будем сопровождать проекты в Росрыболовстве и в итоге реализуем их совместными с промышленниками усилиями.
К старту проекта хабаровчане успели подать заявки на 9 новых судов и два мощных завода по береговой переработке, в Ванинском и Аяно-Майском районах.
- Раз уж появились такие возможности и приняты нормативные документы, то мы будем строить новый завод, - рассказывает председатель правления рыболовецкого колхоза «Восход» Андрей Мерзлов. - Нашему предприятию больше 70 лет, есть большой опыт работы, сейчас ведём промышленный промысел сельди, лососёвых, камбалы, трески и краба и думаем расширить предприятие, что повлечёт увеличение рабочих мест и прочее. Сейчас появились дополнительные объекты промысла и увеличились их объёмы, поэтому нам интересно увеличить и добычу и переработку. В Аяно-Майском районе на северном побережье Охотского моря мы практически одни, конкурентов нет. Новый завод планируем построить универсальный, в несколько линий, по сельди у нас серьёзные объемы, около 3 тыс тонн, а плавбаз не осталось — масштабная переработка однозначно необходима, и наша созревшая идея сейчас хорошо стыкуется с грамотно заработавшим законодательством, вот мы и заявились на «квоты под киль».
Примерная стоимость проекта составляет около 1 млрд рублей, из них 500 млн рублей - это собственные средства колхоза «Восход», остальные — кредитные, сейчас промышленники ведут переговоры с несколькими банками, рассматривают удобные и комфортные варианты.
- Я предполагаю, что когда мы этот проект доведём до конца, у нас появится около 400 новых рабочих мест только в переработке, пока остановимся на этой цифре, примерно столько же будет задействовано рыбаков, - отметил Андрей Мерзлов.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме