О возможности строительства моста или тоннеля, который бы соединил Сахалин с материком, жительница Хабаровского края поинтересовалась у главы государства Владимира Путина во время вчерашней«Прямой линии». ИА «Хабаровский край сегодня» выяснило у эксперта, каковы перспективы и необходимость соединения острова с материком.
Заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика», доктор технических наук, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения Александр Балалаев отметил, что этот вопрос безусловно нужно решать.
«Как минимум с двух точек зрения – социальной и экономической. Люди, проживающие на Сахалине, чисто психологически будут чувствовать себя комфортнее. Вторая, экономическая составляющая. Сейчас, конечно, есть паромная переправа Ванино-Холмск. Но она не удовлетворяет потребность в перевозках в полном объёме, так как погодные условия вносят свои коррективы в работу. С экономической точки зрения мост был бы тем маршрутом, который не зависит от погоды.
Следующий вопрос – вопрос выбора: мост или тоннель. Я сторонник строительства моста. Я не специалист по мостам, но не только психологически мост более понятен и приемлем, но и с точки зрения эксплуатации. Ведь его можно дальше развивать и сделать более универсальным», – отметил Александр Балалаев.
Однако в мае 1953 года после смерти Сталина работы были прерваны. Так же, кстати, как и работы по проектированию «Заполярного Транссиба» (железной дороги от Лабытнанги до Якутска и Магадана). Только через двадцать лет, в 1973 году, вступила в строй паромная переправа Ванино–Холмск.
Но сейчас она не в полной мере удовлетворяет современным требованиям: из десяти паромов работает только три, а сама переправа в силу природно-климатических условий не может обеспечить непрерывность перевозок. Новые два парома только собираются заложить.
В настоящее время идея строительства железнодорожного перехода на остров вновь стала актуальной. Продолжение этого транспортного коридора с Сахалина до Хоккайдо позволит создать железнодорожную магистраль, которая будет успешно конкурировать с морским путем доставки транзитных грузов из АТР в Европу.
В 2001-2003 годах под эгидой Совета по развитию производительных сил Минэкономразвития и Российской академии наук выполнено технико–экономическое обоснование проекта по строительству железнодорожного перехода на Сахалин. В этой работе участвовало 14 научно–исследовательских и проектно-изыскательских организаций. Проект получился комплексный: он включает в себя строительство железной дороги Селихино–Ныш протяженностью 582 км, мостовой переход с материка на Сахалин, а также перешивку узкой железнодорожной колеи на острове на общероссийский стандарт 1520 мм.
При этом специалисты предложили три варианта перехода через пролив Невельского: проложить тоннель протяженностью 12,4 км, построить 16–метровую насыпную дамбу с судопропускным каналом или возвести мост длиной 7,6 км.
В 2013 году Институт экономики и развития транспорта выполнил по заданию Минтранспорта РФ оценку инженерно-технической возможности создания транспортных переходов через пролив Невельского.
По результатам анализа технических возможностей и экономической целесообразности были получены следующие показатели. Общая протяженность новой железнодорожной линии между материком и Сахалином по варианту с мостовым переходом составляет 585,3 км, с тоннельным - 581,7 км. Общая стоимость строительства железнодорожной линии Селихин–Ныш мостовым переходом может составить 386,6 млрд рублей, с тоннельным переходом - 387,05 млрд рублей (в ценах 2013 года).
В итоге в качестве способа перехода с материка на Сахалин был предложен мост. Срок строительства железной дороги для варианта с мостовым переходом – 7,5 лет.
Фото: aeropoisk.ru