О возможности строительства моста или тоннеля, который бы соединил Сахалин с материком, жительница Хабаровского края поинтересовалась у главы государства Владимира Путина во время вчерашней«Прямой линии». ИА «Хабаровский край сегодня» выяснило у эксперта, каковы перспективы и необходимость соединения острова с материком.
Заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика», доктор технических наук, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения Александр Балалаев отметил, что этот вопрос безусловно нужно решать.
«Как минимум с двух точек зрения – социальной и экономической. Люди, проживающие на Сахалине, чисто психологически будут чувствовать себя комфортнее. Вторая, экономическая составляющая. Сейчас, конечно, есть паромная переправа Ванино-Холмск. Но она не удовлетворяет потребность в перевозках в полном объёме, так как погодные условия вносят свои коррективы в работу. С экономической точки зрения мост был бы тем маршрутом, который не зависит от погоды.
Следующий вопрос – вопрос выбора: мост или тоннель. Я сторонник строительства моста. Я не специалист по мостам, но не только психологически мост более понятен и приемлем, но и с точки зрения эксплуатации. Ведь его можно дальше развивать и сделать более универсальным», – отметил Александр Балалаев.
Вообще же идея соединить железной дорогой остров Сахалин с материком впервые рассматривалась в конце 1930-х годов. Был предложен вариант строительства тоннеля под Татарским проливом протяженностью 8 км (от мыса Лазарева до мыса Погиби). Начались предпроектные и подготовительные работы, но они были прерваны Великой Отечественной войной. Возобновились эти работы в 1947 году. В мае 1950 года Совет Министров СССР принял решение о сооружении линии от Комсомольска-на-Амуре до Победино (на Сахалине) с тоннелем-переходом. Строительство началось летом 1951 года, за два года было уложено 120 км рельсового пути, выполнен большой объем подготовительных работ на тоннеле (проведены изыскания, начаты портальные выемки, заложен шахтный ствол на материке, началось строительство электростанции).
Однако в мае 1953 года после смерти Сталина работы были прерваны. Так же, кстати, как и работы по проектированию «Заполярного Транссиба» (железной дороги от Лабытнанги до Якутска и Магадана). Только через двадцать лет, в 1973 году, вступила в строй паромная переправа Ванино–Холмск.
Но сейчас она не в полной мере удовлетворяет современным требованиям: из десяти паромов работает только три, а сама переправа в силу природно-климатических условий не может обеспечить непрерывность перевозок. Новые два парома только собираются заложить.
В настоящее время идея строительства железнодорожного перехода на остров вновь стала актуальной. Продолжение этого транспортного коридора с Сахалина до Хоккайдо позволит создать железнодорожную магистраль, которая будет успешно конкурировать с морским путем доставки транзитных грузов из АТР в Европу.
В 2001-2003 годах под эгидой Совета по развитию производительных сил Минэкономразвития и Российской академии наук выполнено технико–экономическое обоснование проекта по строительству железнодорожного перехода на Сахалин. В этой работе участвовало 14 научно–исследовательских и проектно-изыскательских организаций. Проект получился комплексный: он включает в себя строительство железной дороги Селихино–Ныш протяженностью 582 км, мостовой переход с материка на Сахалин, а также перешивку узкой железнодорожной колеи на острове на общероссийский стандарт 1520 мм.
При этом специалисты предложили три варианта перехода через пролив Невельского: проложить тоннель протяженностью 12,4 км, построить 16–метровую насыпную дамбу с судопропускным каналом или возвести мост длиной 7,6 км.
В 2013 году Институт экономики и развития транспорта выполнил по заданию Минтранспорта РФ оценку инженерно-технической возможности создания транспортных переходов через пролив Невельского.
По результатам анализа технических возможностей и экономической целесообразности были получены следующие показатели. Общая протяженность новой железнодорожной линии между материком и Сахалином по варианту с мостовым переходом составляет 585,3 км, с тоннельным - 581,7 км. Общая стоимость строительства железнодорожной линии Селихин–Ныш мостовым переходом может составить 386,6 млрд рублей, с тоннельным переходом - 387,05 млрд рублей (в ценах 2013 года).
В итоге в качестве способа перехода с материка на Сахалин был предложен мост. Срок строительства железной дороги для варианта с мостовым переходом – 7,5 лет.
Фото: aeropoisk.ru