Главное
Экономика, 21 июля, 12:30

Хабаровская дилемма: магазины для клиентов или продавцов?

Почему переформатирование «Ветеранов» вызвало такую бурю эмоций, в основном у самих бизнесменов, разбирался «Хабаровский край сегодня»
Хабаровская дилемма: магазины для клиентов или продавцов?
Фото: instagram.com/veteran_khv

Шквал негодования среди части предпринимателей Хабаровска вызвало известие о предстоящем переформатировании сети «Ветеран», некогда позиционировавшейся в качестве сугубо социальных магазинов. Ранее ИА «Хабаровский край сегодня» писало о решении реформировать сеть, в частности, придать торговым точкам новый современный формат и полностью уйти от прилавочной торговли.

Не секрет, что торговой сети «Ветеран» с каждым годом все сложнее конкурировать с крупными ритейлерами, фиксировать цены ниже, чем в крупных сетях. А потому изначально социальные магазины давно уже не могут выполнять заявленные функции. По этой причине и было решено видоизменить магазин, сохранив социальную направленность, бренд и имя. Сделать это намерены в сотрудничестве с дискаунтером «Близкий», с которым заключают договор аренды.

Но инициативой по повышению качества предоставляемых сетью услуг оказались довольны не все.

Так, ряд предпринимателей, арендующих торговые места в «Ветеране», начал писать обращения к властям, проводить шумные встречи. А одним из ключевых требований стала передача им в управление магазинов, причем, по их версии, перед этим жестом доброй воли в торговых точках должен быть сделан капитальный ремонт за счёт АО «ЦИТ». Стоит отметить ,что диалог шёл на повышенных тонах. В социальных сетях и ряде СМИ появились публикации, которые явно манипулировали общественным мнением. В ход пошли практически все методы публичной борьбы: организация митинга, запись и распространение в соцсетях видеообращений, письма властям.

Попробуем разобраться в первопричинах этого конфликта. Не секрет, и руководство сети это признаёт, что цены в магазинах «Ветеран» уже давно на 10-20 процентов выше других крупных ритейлеров Хабаровска. Покупатель голосует ногами – идёт туда, где тот же товар можно купить дешевле. Часть торговых точек сети «Ветеран» уже не приносит прибыли, доходов остальных едва хватает, чтобы закрыть финансовую брешь.

Арендаторы торговых площадей в «Ветеранах» уверены: во всем виновато руководство сети, которое, по их мнению, то завышало стоимость аренды, то предлагало подписывать договоры с изначально невыполнимыми условиями — поддержанием 5% надбавки на продукты.

— Я никогда не зарабатывал на «Ветеране» денег. Так, в прошлом году я туда доплатил 840 тысяч. Потому что он «проедает» сам себя. Но поскольку я двадцать лет с продавцами работаю, я не могу их выгнать оттуда. Слава богу, у меня есть другой бизнес, с помощью которого я закрываю долги, — сказал один из предпринимателей-арендаторов «Ветерана» Виктор Овсий. – Я считаю, проблему можно решить. Нужно подписать ЦИТ под его обязательство сделать ремонт во всех объектах недвижимости и наконец, отцепиться от этих объектов недвижимости. Так пусть и будет вкладом ЦИТа тот факт, что они не будут брать арендную плату. А мы в свою очередь подпишемся под тем, что цены будут складываться из минимально необходимых затрат, плюс наша рентабельность 3-5%.

В реальности проблему так просто не решить. Пять и шести действующих магазинов «Ветеран» давно нуждаются в капитальном ремонте. Затраты – 8-10 миллионов рублей на каждый.

— Все затраты сегодня ложатся на ЦИТ, потому что ООО «Ветеран» фактически себя «проедало» все эти годы: тот вид торговли, который существует, — нерентабельный. Арендной платы не хватает ни на текущее содержание, ни на ремонты этих помещений. ЦИТ эти затраты нести попросту не сможет. Такие средства просто невозможно изыскать, учитывая, что предприятие участвует сразу в нескольких масштабных социальных проектах, которые требуют многомиллионных затрат, — заявляет управляющая сетью Татьяна Вертинская.

Но даже, если деньги на капитальный ремонт найдутся, покупатель вряд ли вернётся массово в магазины «Ветеран». Жизнь меняется, меняются и форматы торговли.

— Все эти 20 лет магазины существовали в каком-то застывшем состоянии. Но время меняется, и всему приходит логичный конец. Перед своим уходом я начал поднимать вопрос: давайте найдем какую-то другую форму нашей деятельности, — рассказывает бывший управляющий сетью Александр Тарасов, занимавший пост почти 18 лет. — Это предложение рассматривать не стали: предприниматели заявили, что мы лишаем их работы и прочее.

Как говорит Александр Тарасов, цены в «Ветеранах» растут давно. И арендная плата тут ни при чём. Она за пять лет не менялась.

- После отмены бесплатного проезда для пенсионеров, товарооборот снизился почти в полтора раза. Одновременно с появлением на рынке крупных игроков, эти причины и привели к тому, что сегодня «Ветеран» свою главную, социальную функцию выполнять не может, - рассуждает Александр Тарасов. - Когда людей стало меньше, одно потянуло другое: цены стали подниматься, после чего покупателей стало еще меньше. И вот магазины попали в этот замкнутый круг.

Тут-то и всплывает основная дилемма: в чьих интересах должна развиваться торговая сеть.

— Чтобы решать проблему «Ветерана», нужно ответить на главный вопрос: для кого они должны существовать? Если все-таки для граждан, и там должны быть самые низкие розничные цены, нужно проводить аукцион на тему того, кто займет эти площади и будет соблюдать все условия. Тогда уже нужно отказаться от поддержки предпринимателей, либо параллельно создать проект для них, — убежден экс-управляющий сетью.

Огорошенных известием о переформатировании сети предпринимателей тоже можно понять. Но торговля не может существовать без учёта потребностей клиентов. Бизнес должен это учитывать в первую очередь, чтобы не «прогореть».

— Предприниматель пришел в успешный магазин — лет десять назад «Ветеран» был фактически единственной сетью в этом ценовом сегменте, — занял место, вложил деньги. А сейчас нужно собрать все имущество и за три копейки фактически продать. В основном это тоже люди в возрасте. Они это научились делать и все. Раньше они за счет оборота могли держать цены, но ситуация все закручивается и закручивается, — объясняет Александр Тарасов.

Изменить ситуацию ещё есть возможность. Для этого нужно решить фундаментальную проблему магазинов — проблему доступных цен.

- Бренд «Ветеран» однозначно будет сохранен — этот вопрос даже не стоит. Значимые группы товаров, точно также будут реализовываться с минимальной торговой наценкой. В договорах с новыми арендаторами это условие будет сохранено. Очень важный момент — необходимо обеспечить жителей города доступным, разнообразным ассортиментом товаров, — отмечает Татьяна Вертинская.

Напомним, пилотным проектом по переформатированию «Ветерана» стала торговая точка на улице Шелеста. В неё планирует зайти дискаунтер «Близкий».

— Мы провели мониторинг, и увидели, что на 20% цена у нас ниже, чем в сети «Ветеран». Плюс мы в принципе по Хабаровску стараемся держать уровень цены: цена конкурентов минус 5%. Кроме того, мы везде стараемся поддерживать локальный ассортимент— готовы поставщиков брать, наращивать объем. Что касается людей, то у нас идет постоянный набор кадров. Если люди, которые сегодня работают в «Ветеране», готовы — мы их, конечно же, примем, зарплата абсолютно белая. Плюс ко всему, клиентов у нас порядка 40 тысяч в день по краю. 98% из них — это люди, которые довольны ценами. При этом большая часть — пенсионеры, — заявил руководитель сети «Близкий».

Между тем, согласно опросу целевой аудитории магазинов, и сами пенсионеры не против переформатирования магазинов сети, так как в части точек их не устраивает цены на социально-значимые группы товаров, а также ассортимент.

— Можно смотреть на ситуацию с каких угодно сторон, но реформа магазина требуется, — убежден Александр Тарасов. — Проблема глубокая. На нее часто пытаются смотреть с одной стороны. Если «Ветераны» существуют как оплот предпринимателей, нужно развивать сеть в этом направлении. Если же для покупателя, который приходит и приобретает продукты уже гораздо дороже, или он вовсе перестал голосовать за сеть ногами — нужно приводить ее в порядок.


По теме