Главное
Экономика, 30 июня, 10:30

Ягоды в Хабаровском крае попали под субсидии

Что изменится для сельскохозяйственных предпринимателей в ближайшее время, выяснила редакция ИА «Хабаровский край сегодня»

Ягоды в Хабаровском крае попали под субсидии
Власти Хабаровского края впервые поддержат ягодников субсидиями. В последнее время спрос на экологичный продукт значительно возрос. Между тем, ниша в нашем регионе практически пустует: плоды доставляют из других регионов и даже из-за рубежа, что, понятное дело, сильно отражается на цене. О том, что изменится для сельскохозяйственных предпринимателей в ближайшее время, выяснила редакция ИА «Хабаровский край сегодня».

Доходное дело

Приверженцев здорового и экологически чистого питания становится больше, тренд позволяет потенциальным производителям рассчитывать на прибыль.
- Производство ягоды в нашем регионе – дело потенциально доходное, но непростое. Плюсом является практически полное отсутствие конкуренции, - говорит руководитель Центра компетенций АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» Александр Марченко. - В регионе сейчас работает несколько некрупных производителей, чаще всего в качестве личных подсобных хозяйств, которые не облагаются налогами, реализуя свои излишки через рекламу в социальных сетях и на ярмарках выходного дня. Этого недостаточно, чтобы удовлетворить потребность населения. Показательно, что в прошлом году во время ярмарки на территории арены «Ерофей» за ягодой выстроились длинные очереди. Запасы местных фермеров разлетелись вмиг, мы были вынуждены по обращениям граждан привлечь приморских производителей.
Есть и еще одно преимущество ягодных культур – высокая рентабельность, для культивации достаточно небольших площадей. К примеру, с участка с клубникой прибыль будет в несколько раз больше, чем с такого же по размеру картофельного поля.

Отдельный вопрос касается способа выращивания – в открытом грунте или теплице. Для дальневосточных предпринимателей ответ очевиден. Отличается местность коротким теплым сезоном и достаточно непредсказуемыми погодными условиями, которые могут больно ударить по бизнесу.
- К примеру, главный бич июля и августа – дожди, если даже саженцы не погибнут, переувлажнение повлияет на качество продукта и сроки его хранения, - говорит Александр Марченко. - Именно из-за этого, несмотря на повышенные первоначальные траты, большинство фермеров предпочитают тепличные хозяйства. В таком случае производство может идти с марта по ноябрь.
Особое внимание следует уделить подборке посадочного материала. Местные бизнесмены предпочитают вместо уже районированных сортов, существующих в реестрах края, завозить более высокоэффективные варианты с западной России и Европы, самостоятельно адаптировать. Кстати, за консультацией по вопросам подбора саженцев можно обратиться к агрономам Дальневосточного научно-исследовательского института сельского хозяйства и Россельхозцентра.

На данный момент самыми востребованными культурами со стороны сельхозпроизводителей стали клубника и малина. Используя ремонтантные сорта этих ягод, предприниматели получают урожай на следующий год после высадки, за сезон они плодоносят неоднократно.

199252622_508327276877186_6131254589270101398_n.jpg

#NEWS_ID=2870505#

Бонус от государства

Чтобы активизировать бизнесменов, государственные и региональные власти начали внедрять новые методы поддержки. Одно из самых свежих в Хабаровском крае – впервые на выращивание ягодных культур можно получить субсидию.

В настоящий момент принимаются заявления на конкурс на предстоящий год. Точная сумма, выделенная в рамках программы, пока не определена, именно она в дальнейшем будет распределена среди победителей на условиях софинансирования - примерно в соотношении 30/70 %. Взамен соискатель обязан не менее пяти лет заниматься тем видом деятельности, на которую получил поддержку.

Есть и еще одна актуальная возможность для ягодников – «Агростартап». Это единственный вариант, при котором софинансирование составляет 10/90 %, максимальная сумма – 3 млн рублей.
- Вложил 300 тыс. своих и 2,7 млн добавило государство. Эта мера поддержки крайне востребована! Только на этот год денег в бюджете заложено в расчете на 10-12 соискателей, а заявок уже поступило чуть меньше полусотни. Чтобы пробиться, нужно подготовить достойный бизнес-план, а также иметь за плечами хоть какой-нибудь опыт в сельскохозяйственном производстве, к примеру, работы в качестве личного подсобного хозяйства, - объяснил Александр Марченко. - Есть и еще нюанс – такая помощь адресуется только тем, кто имеет сельскую прописку. Соискатель должен быть зарегистрирован в населенном пункте, где официально проживают не более 100 тыс. человек. В нашем регионе это любое место, кроме Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

Очередной вариант поддержки - грант на семейные фермы, к которым относятся тепличные хозяйства. Такая возможность подходит тем, кто не менее двух лет развивает свое дело как крестьянско-фермерское хозяйство вместе с родными. Здесь фигурируют суммы до 30 млн рублей, при условиях софинансирования.

Важно, что землю на развитие ягодного предпринимательства можно получить в рамках «дальневосточного гектара». Выбрать свободный участок предприниматель имеет право сам, главное, чтобы он был вне зоны перспективной застройки. В Хабаровске она составляет более 20 км, в Комсомольске-на-Амуре придется отдалиться от городской черты на 10 км.
- Но какая бы поддержка государством и властями региона ни была анонсирована, субсидии и гранты нельзя включать в бизнес-план, их нужно рассматривать как приятный бонус от государства. Проще говоря, если по конкурсу пройти не удалось или заложенных в бюджет средств не хватило, бизнес соискателя не должен рухнуть, - отмечает Александр Марченко. - По наблюдениям, успешнее растет бизнес не заядлых фермеров, а людей с предпринимательским опытом. Главное — рассчитать свои силы, потратить средства по назначению. Думаю, мы находимся на пороге развития новой отрасли. Не хватает лишь положительного примера предпринимателей.
 WhatsApp Image 2021-06-16 at 07.18.02 (5).jpeg

«Подводный» бизнес

Мы посетили ягодную плантацию местного крупного производителя и переработчика даров природы «ДВ Ягоды». Компания находится на рынке пять лет. За это время опробовала выращивать клубнику, малину, черную смородину, облепиху, крыжовник, черную вишню, шиповник, жимолость и другие культуры. Как уверяет директор фирмы Петр Гаврющенко, бизнес этот сложный и непредсказуемый.
- В первую очередь, начиная дело, требуется определиться с подходящим участком земли, провести анализ почвы. Необходимо обратить внимание на уклон участка, на равнине осадки будут застаиваться. Так, я за несколько лет из-за сезонных дождей потерял более 20 тонн ягоды, земельные владения ежегодно уходят под воду, - говорит Петр Гаврющенко. - Чтобы продолжить выращивать ягоду в открытом грунте, приходится проводить мелиорацию.
После подтопления и значительной потери урожая бизнесмен решил часть плодово-ягодных культур, в том числе малину, клубнику и крыжовник, перевести в теплицы. Только этот способ взращивания позволит не зависеть от прихотей природы. Правда, так поступить со всеми растениями не получится. К примеру, для сравнительно недорогой и раскидистой черной смородины, занимающей у предпринимателя порядка 4 га, такой метод окажется нецелесообразно затратным, а значит, нерентабельным.

Как поделился предприниматель, ягодное производство требует особого внимания.
- Участок все время должен оставаться под присмотром. Каково было мое удивление, когда через три дня после высадки саженцев в районе Черной речки местные дачники выдернули около тысячи кустов, - вспоминает Петр Гаврющенко. - Теперь участок находится под охраной собак. Провели электричество, наняли охрану, для которой предварительно построили домик с отоплением, сделали скважину, а позже организовали видеонаблюдение — все это крайне затратно.

Внимание придется уделить и поиску работников, ведь большая часть труда в этом виде производства ручная.
- Есть и еще один совет: в самом начале можно обратиться за опытом к производителям, которые работают на западе страны. Они на несколько лет опережают наш регион по развитию в области селекции и выращивания плодово-ягодных культур, а из-за большой конкуренции готовы к общению, - отмечает предприниматель. - Если все сделать верно, дело может пойти в гору.

В настоящий момент сразу несколько человек готовы заняться выращиванием ягоды, среди них основательница компании по производству варенья и джемов «ГУСТО family» Виктория Линкевич.
 - У нас производственный бизнес, сырье привозное, а хотелось бы делать из местного. Долго искали и поняли, что его попросту нет. Поэтому готовы выращивать ягоды на участке в 5 га в Хабаровском районе, готовим бизнес-план на посадку, - поделилась планами Виктория. - Проект однозначно прибыльный и очень востребованный. Надеемся на успех!

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме