Напомним, в сентябре прошлого года ферма «Акватика» высадила в бухту Бяудэ более 40 млн особей морского огурца. В этом году и особей высажено больше, и цена выпущенных в море иглокожих - выше.
Дело в том, что по технологии содержать в ваннах мальков можно до определённых величин. После нереста оказалось, что максимальная концентрация на акваферме превышена в сотни раз – пришлось отпустить лишних в море.
- В этом году мы отнерестили ещё и гребешка, получили экспериментальную устойчивую живую особь, отсадили её в садки на подращивание до следующего года, - говорит генеральный директор ООО «Акватика» Иван Дыба. – Только что делать дальше, как развиваться - уже не знаю, какой-то ступор. Наш главный вопрос, земельный, до сих пор не решён, и я боюсь, что с весны 2019 года мы начнём бездарно терять время.
Напомним, ферма по выращиванию трепанга находится в бухте Бяуде неподалеку от Советской Гавани. Под предприятием оказался единственный клочок свободной земли, вся остальная территория вокруг находится в ведении Министерства обороны России. И все попытки выкроить 6-7 гектаров заброшенной 20 лет назад земли под многообещающее производство пока оказывались безуспешными.
- У нас первое экспериментальное предприятие в Хабаровском крае, - напоминает Иван Дыба. - Теперь, чтобы нам развиваться, стабильно получать значительное количество молоди гребешка, не выбрасывать лишнее в море, нужен новый цех, строить его негде. Точно так же негде строить и цех по переработке. Как быть и что делать - не знаем.
- Помимо трепанга провели экспериментальный нерест гребешка, высадили в садки порядка 120 тыс штук, - продолжает Иван Дыба. – Тоже ценный продукт и его тоже можно выращивать в наших климатических условиях, но всё снова упирается в землю – негде строить перерабатывающие цеха. Спрос на нашу продукцию огромный. Внутренний российский рынок и, тем более, внешний партию в несколько тонн проглотит и даже не заметит. А можно производить товар с высокой добавленной стоимостью, тот же трепанг на меду, и еще лучше зарабатывать.
По подсчётам предпринимателя, один только участок бухты Бяуде может создать около 8 тыс новых рабочих мест с достойной оплатой труда. Такие схемы используются на аквафермах в странах Азии. Приходит человек, арендует «морскую делянку», его обучают, снабжают молодью трепанга и гребешка и обеспечивают оборудованием. Ухаживай себе за рассадой, собирай урожай и сдавай его на переработку тут же, не надо искать покупателя – всё грамотно, чётко и быстро.
- Не поверите, меня спросили на днях и я задумался – если бы вернуться на три года назад, никогда бы не занялся этим делом в Совгаванском районе, предлагали же участок в Приморье, - говорит Иван Дыба. – Да, здесь море чище, лучше и, главное, стабильнее, не так гуляет по температурам, как на юге. Сколько раз уже мне говорили: мы тебя поддержим, в обиду не дадим, не переживай, но ничего не меняется. Сейчас есть хороший прецедент во Владивостоке, когда человеку, которого двигают губернатором Приморья, моментально разрешили забрать часть земель Минобороны на Русском острове. Могут же федералы, когда хотят. Почему у нас уже столько лет не хотят?
Неплохо было бы ещё заставить военных очистить бухту Бяуде от ржавого флотского металлолома – но это уже вообще несбыточные мечты.