Зеркало-телевизор
Дорога в большой бизнес третьекурсника ДВГУПС началась с сильного желания побаловать любимую девушку подарками, и не желания просить на это деньги у родителей. Самая доступная работа для студента – промоутер. За раздачу рекламных листовок на улице в 2002 году платили по 25 рублей в час. И так он это лихо делал, что вскоре уже сидел в офисе компании и руководил другими промоутерами.
- Утром в институт, а после обеда в офис, так до пятого курса и доработал, - рассказал Дмитрий Богданчиков ИА «Хабаровский край сегодня». - Закончил учёбу по специальности инженер по оптико-волоконным системам передачи данных, предложили распределение на железнодорожную станцию в глухой тайге и зарплату 6 тысяч рублей — в рекламном агентстве платили 20 тысяч. Конечно, никуда не поехал.
В 2005 открыл собственное рекламное агентство. Клиенты были серьезные, штат компании вырос до 20 человек. Но случился кризис. Главные заказчики посчитали, что выгоднее сделать ручки и прочее с логотипами в Москве и разослать товар в регионы.
- Развиваться некуда, во Владивостоке свои сильные агентства, Якутск далеко, обороты упали, - говорит Дмитрий. - Ну и продал всё оборудование и на этом рекламную деятельность завершил. Стал думать, чем заняться. Читал про современные технологии, IT-индустрию, транспорт. А как-то утром чистил зубы перед зеркалом и подумал: «Было бы прикольно, пока умываешься, посмотреть новости или ролики из Ютюба, почему бы нет?». Нашёл единомышленников, начали проектировать, разработка заняла полтора года.
Идею удалось довести до тестовой партии, завод в китайском Шэньчжене выпустил шесть «умных зеркал». Для дальнейшего развития нужны значительные инвестиции, о которых сейчас ведутся переговоры. Сложится удачно — гаджет пойдёт в серийное производство.
Казалось бы, ерунда, но ведь именно на такой ерунде зарабатывают миллиарды разные Илоны Маски – вспомните недавнюю историю с его огнеметами против зомби.
Плохая идея должна умереть
В следующий раз Дмитрий придумал велосипед. А вернее прибор, который превращает при необходимости механический агрегат в электрический.
- Поискал в интернете и оказалось, что на тот момент не было готовых решений «купил, поставил и поехал», - вспоминает изобретатель. - Какие-то самоделки из китайских комплектующих собирали, на скотче и на изоленте... Познакомился с инженером из Владивостока, который самостоятельно разрабатывал контроллер - мозг управления электросистемой велосипеда. Он согласился на нашу компанию работать.
Удалось найти команду отличных специалистов, которые занимаются механикой. В итоге изобретение представили в «Акселератор» Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), структуру, созданную Агентством стратегических инициатив по предложению президента России.
Идея создания ФРИИ впервые прозвучала в речи Владимира Путина на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 22 ноября 2012 года. Предложение предполагало создание инструмента частно-государственного партнёрства для развития высокотехнологичных проектов в России. В итоге задачей фонда стало обеспечения экспертной и финансовой поддержки отечественных стартапов на ранних этапах развития — во время разработки прототипа и выхода на рынок.
Объём фонда, составил изначально 6 миллиардов рублей и был сформирован из средств крупных российских компаний. Проекты, прошедшие отбор, получают инвестиции в обмен на небольшую долю компании, предложившей проект.
- «Акселератор» ускоряет одну из двух вещей: успех стартапа либо его смерть, - рассказывает Богданчиков. - Лучше быстро понять, что идея не никому не интересна, чем годами тратить на неё время и деньги. Наш проект на старте оценили в 30 миллионов рублей и за долю в компании в 7% выдали нам 2,1 миллиона рублей. Дальше — обучение, тренинги и выход на рынок. По сути, мы предлагали наш Eczo.bike в единственном экземпляре. На начальном этапе это казалось безумием, но собрали около 60 штук предварительных заказов, при этом не только из России.
Несколько недель спустя число заказов выросло в разы, а в почту пошли письма «дайте информацию на английском и немецком»: про изобретение узнал и написал портал «Штерн» из Германии. Журналисты нашли видеоролик в интернете, сравнили характеристики с аналогом от компании «Бош» и сообщили читателям: «эти русские даже из электробайка могут сделать танк».
- Он и правда получился мощным, в горку в 30 градусов можно не крутить педали, на электротяге заедет, - говорит предприниматель. - Вывозили в другие страны, показали на соревнованиях, где катаются на горных великах, пока всё позитивно. В итоге привлекли в проект больше 10 миллионов рублей, сейчас в России есть разные гранты по государственным программам. Можно постараться и на развитие получить «бесплатные» деньги - шанс надо использовать, других может не быть.
Цифра решает всё
Ещё один проект Дмитрия - «облачная телефония», использование разработок в области нейронных сетей. Тема сложная, но простая для обычных людей: ваш звонок в фирму принял робот и теперь для соединения с нужным отделом не надо нажимать цифр, достаточно сказать «Бухгалтерия».
- Никаких проводов и мини-АТС в офисе, все это в прошлом, - продолжает Богданчиков. - Нужны выход в интернет, регистрация в сервисе и настройка оборудования. Берёте сколько нужно номеров, подключаете существующие любого оператора. Переехали в другой офис — подключили интернет и снова вся сеть на связи. Работаем над возможностью перевода голоса в текст. Сотрудник магазина продиктует список нужных на завтра товаров, на склад поступает текст: «Фирма такая-то попросила то и это». Робот не болеет, работает круглосуточно без выходных 365 дней в году. Конечно, пока может допускать ошибки или, если сложный вопрос, нужно соединять с живым человеком. Но этот алгоритм может в разы сократить персонал колл-центра и сэкономить. Благодаря ему мы стали резидентами «Сколково».
Сервис оценили иностранцы: например, обратились представители клиники из Южной Кореи.
- Сейчас под их требования дописываем разные фишки, - говорит Дмитрий Богданчиков. - Удивительно, вроде бы высокотехнологичная страна, у них есть «Самсунг» и другие, но в плане IT они где-то застряли. В России сильнее специалисты.
Комментарий
Руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе Ольга Курилова:
- Необычайно рада, что есть такие ребята с Дальнего Востока, которые с помощью «Фонда развития интернет-инициатив» смогли получить поддержку и реализовать свой высокотехнологичный проект. Знаю, что прошедшие там обучение люди возвращаются с укреплённой верой в собственные силы и с этим мощным драйвом добиваются масштабирования своих проектов, выходят с идеями и предложениями в другие регионы и успешно расширяют бизнес. Доступ к этой площадке открыт для всех и у всех есть возможность воплотить свои идеи в жизнь.