Автор иконы - весь монастырь

Сегодня в Хабаровске в Дальневосточном художественном музее открывается выставка монастырской иконописи. Она посвященная 15-летию Свято-Петропавловского женского монастыря, что в Хабаровском районе и называется «Духовная жемчужина».

На выставке будут представлены иконы, написанные монахинями обители. О том, как живет женская обитель и почему именно монастырские иконы ценятся особенно высоко в церковном мире, ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала игуменья монастыря матушка Антония.

Село Петропавловка, в котором расположен женский монастырь, существует уже более ста лет. Наши предки, осваивая необжитые территории дальневосточной окраины России, давали названия этим землям в честь святых. Так, озеро и село были названы в честь апостолов Петра и Павла. Отсюда и название монастыря.

- Чтобы увидеть монастырь с высоты птичьего полета, нужно всего лишь подняться на колокольню, - говорит настоятельница монастыря игуменья Антония (Кочубей). - Перед вами откроется потрясающая панорам: синяя гладь озера и изумрудная тайга, изгибы протоки и бескрайняя степь, село и монастырские строения. Всё здесь красиво и ухожено. Жизнь в монастыре устраивается так, чтобы вошел человек в обитель одним, а вышел из него совершенно другим.
DSC_50.jpg

Через дорогу, так называемая, «нижняя» территория. Это первые деревянные постройки, с которых начинался монастырь: паломническая, бывший сестринский корпус с трапезной и кельями, сегодня он принадлежит паломникам, баня, омшаник, пасека. Ниже - ровные грядки монастырского огорода. Есть теплицы и картофельное поле. Овощами, которые здесь выращивают, монахини делятся с хабаровской семинарией.
- За трапезным корпусом у нас монастырский коровник. Из молока мы делаем сыры, масло, творог. Существует стереотип, что монахи ничего не делают, только молятся, - продолжает Матушка Антония. - Но достаточно даже беглым взглядом охватить наше хозяйство, чтобы стало понятно, сколько здесь трудятся.
Понятно, что монастырь – не только стены, но, прежде всего, люди. Стать настоящим монахом – большой труд.
- Отсечение своей воли, борьба с собственной гордостью, эгоизмом, воспитание в себе монашеского послушания, смирения, терпения, любви, - вот чем неустанно занимаются монахини, – рассказывает матушка Антония.
Сама она приехала к нам из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Калужской митрополии, за ее плечами уже был двенадцатилетний опыт подвижнической жизни.
- Послушание - это не дисциплина, - поясняет настоятельница. - Это не то, когда внешне молча делаю, что велено, а внутри проклинаю все это, и того, кто мне это благословил. Нет. Отсечение своей воли - это добровольная жертва ради любви к Богу. Ошибочно думать, что монахи - это безвольные существа или просто неудачники. Напротив – потакать своей слабой воле легко и приятно. А отсечь свое личное мнение тяжело и болезненно. Для этого нужно быть очень волевым человеком. Поэтому безвольные, душевно больные не могут быть монахами. Монахи - это самые цельные и трезвомыслящие люди. Не случайно все церковные иерархи, то есть, высшее духовенство, - монахи.

DSC_4408.JPG

Иконы пишут на досках и холсте, делают скульптуры из различного материала, выкладывают мозаикой, вышивают нитями. Свои творения монахи не подписывают, так как считают, что это не их работа, а плод благодати Святаго Духа. А иконописцы - лишь послушные инструменты в умелых руках Божиих. Кроме того, автором является весь монастырь. Ведь он - единое целое. Когда иконописец работает над иконой, в это время кто-то молится в храме, кто-то готовит еду, доит коров, полет огород.

Вот и старшая сестра иконописной - монахиня Алипия, кроме основной своей работы выполняет много других послушаний.

DSC_4953.JPG
- У нас иконы не пишут, - говорит матушка Антония. - Их «продвигают» бросками: прорисовкой, золотом, цветом, писанием ликов, одежды. Без ложной скромности скажу, что наши иконы являются украшением хабаровских храмов. Миряне-иконописцы в Хабаровске тоже есть, но пишущие монахи пока только мы, и поэтому спрос на монастырскую икону особый. Два года назад освоили еще один вид церковного искусства – мозаику. Если в иконописи нужны определенные навыки, то колоть стеклышки щипцами могут все. Поэтому эта мастерская открывает двери перед всеми сестрами. Поля и нимбы, подписи и декор - это удел начинающих, одежда и предметы - более опытных, а лики и руки – выполняют только мастера.
Монастырская икона - это не итог творчества, а плод послушания, смирения и молитвы. Поэтому именно монастырская икона так высоко ценится в церковном мире.

Автор иконы - весь монастырь
Автор:

Сегодня в Дальневосточном художественном музее открывается выставка монастырской иконописи

Культура, 17 августа, 17:00

Автор иконы - весь монастырь

Сегодня в Дальневосточном художественном музее открывается выставка монастырской иконописи

Автор иконы - весь монастырь

Сегодня в Хабаровске в Дальневосточном художественном музее открывается выставка монастырской иконописи. Она посвященная 15-летию Свято-Петропавловского женского монастыря, что в Хабаровском районе и называется «Духовная жемчужина».

На выставке будут представлены иконы, написанные монахинями обители. О том, как живет женская обитель и почему именно монастырские иконы ценятся особенно высоко в церковном мире, ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала игуменья монастыря матушка Антония.

Село Петропавловка, в котором расположен женский монастырь, существует уже более ста лет. Наши предки, осваивая необжитые территории дальневосточной окраины России, давали названия этим землям в честь святых. Так, озеро и село были названы в честь апостолов Петра и Павла. Отсюда и название монастыря.

- Чтобы увидеть монастырь с высоты птичьего полета, нужно всего лишь подняться на колокольню, - говорит настоятельница монастыря игуменья Антония (Кочубей). - Перед вами откроется потрясающая панорам: синяя гладь озера и изумрудная тайга, изгибы протоки и бескрайняя степь, село и монастырские строения. Всё здесь красиво и ухожено. Жизнь в монастыре устраивается так, чтобы вошел человек в обитель одним, а вышел из него совершенно другим.
DSC_50.jpg

Через дорогу, так называемая, «нижняя» территория. Это первые деревянные постройки, с которых начинался монастырь: паломническая, бывший сестринский корпус с трапезной и кельями, сегодня он принадлежит паломникам, баня, омшаник, пасека. Ниже - ровные грядки монастырского огорода. Есть теплицы и картофельное поле. Овощами, которые здесь выращивают, монахини делятся с хабаровской семинарией.
- За трапезным корпусом у нас монастырский коровник. Из молока мы делаем сыры, масло, творог. Существует стереотип, что монахи ничего не делают, только молятся, - продолжает Матушка Антония. - Но достаточно даже беглым взглядом охватить наше хозяйство, чтобы стало понятно, сколько здесь трудятся.
Понятно, что монастырь – не только стены, но, прежде всего, люди. Стать настоящим монахом – большой труд.
- Отсечение своей воли, борьба с собственной гордостью, эгоизмом, воспитание в себе монашеского послушания, смирения, терпения, любви, - вот чем неустанно занимаются монахини, – рассказывает матушка Антония.
Сама она приехала к нам из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Калужской митрополии, за ее плечами уже был двенадцатилетний опыт подвижнической жизни.
- Послушание - это не дисциплина, - поясняет настоятельница. - Это не то, когда внешне молча делаю, что велено, а внутри проклинаю все это, и того, кто мне это благословил. Нет. Отсечение своей воли - это добровольная жертва ради любви к Богу. Ошибочно думать, что монахи - это безвольные существа или просто неудачники. Напротив – потакать своей слабой воле легко и приятно. А отсечь свое личное мнение тяжело и болезненно. Для этого нужно быть очень волевым человеком. Поэтому безвольные, душевно больные не могут быть монахами. Монахи - это самые цельные и трезвомыслящие люди. Не случайно все церковные иерархи, то есть, высшее духовенство, - монахи.

DSC_4408.JPG

Иконы пишут на досках и холсте, делают скульптуры из различного материала, выкладывают мозаикой, вышивают нитями. Свои творения монахи не подписывают, так как считают, что это не их работа, а плод благодати Святаго Духа. А иконописцы - лишь послушные инструменты в умелых руках Божиих. Кроме того, автором является весь монастырь. Ведь он - единое целое. Когда иконописец работает над иконой, в это время кто-то молится в храме, кто-то готовит еду, доит коров, полет огород.

Вот и старшая сестра иконописной - монахиня Алипия, кроме основной своей работы выполняет много других послушаний.

DSC_4953.JPG
- У нас иконы не пишут, - говорит матушка Антония. - Их «продвигают» бросками: прорисовкой, золотом, цветом, писанием ликов, одежды. Без ложной скромности скажу, что наши иконы являются украшением хабаровских храмов. Миряне-иконописцы в Хабаровске тоже есть, но пишущие монахи пока только мы, и поэтому спрос на монастырскую икону особый. Два года назад освоили еще один вид церковного искусства – мозаику. Если в иконописи нужны определенные навыки, то колоть стеклышки щипцами могут все. Поэтому эта мастерская открывает двери перед всеми сестрами. Поля и нимбы, подписи и декор - это удел начинающих, одежда и предметы - более опытных, а лики и руки – выполняют только мастера.
Монастырская икона - это не итог творчества, а плод послушания, смирения и молитвы. Поэтому именно монастырская икона так высоко ценится в церковном мире.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме