Женщина-дирижёр из Хабаровска рассказала о «блондинке в большой музыке»

Оркестру русских народных инструментов Хабаровской филармонии в этом году исполняется 15 лет. Руководит им Ирина Плотникова. Она стоит на сцене во фраке, тонкая и строгая, как натянутая струна. Взмах дирижёрской палочки, и в то же мгновение начинает звучать музыка. Дирижёры – профессия редкая, а женщины в ней и вовсе почти исключение. В этом убедился корреспондент ИА "Хабаровский край сегодня".  

Оркестр - единое целое

Русские народные инструменты – ее близкое, родное, то, что греет душу и ей самой, и зрителям.

- Хабаровский оркестр камерный - всего двадцать музыкантов, - рассказывает Ирина Плотникова. - Здесь есть домбры - малая, альтовая, басовая, конечно же, балалайки, в том числе прима и контрабас. Плюс три баяна, ударные и, конечно же, гусли. Привычные гусли - щипковые, треугольные, на которых играл былинный Садко, но таких маститых гусляров по всей России теперь не сыщешь. У нас гусли оркестровые. Играет на них Элина Дю, выпускница Хабаровского колледжа искусств, пианистка. Она блестяще освоила инструмент. Ее зрители видят сразу, она на переднем плане, очень эмоционально исполняет свою партию, буквально растворяясь в музыке. Украшение оркестра - флейта. А все вместе они и есть оркестр, единое целое, и очень цельное.
Ирина родом из Красноярска. Почти пятнадцать лет проработала там в филармонии. До того училась в институте, ныне это Красноярская академия музыки и театра, осваивала домбру, второй обязательной дисциплиной было дирижирование русским оркестром. И преподавать к ним пришел молодой педагог Руслан Антипинский, ныне дирижер Хабаровского музыкального театра.
- Я долго сомневалась, мое это или не мое, все-таки дирижер - мужская профессия, а я блондинка, - смеется Ирина Плотникова. - Образование нужно дополнительное, а времени оно требовало больше, чем основное.
ЭксклюзивКультура
Выпускник Хабаровского колледжа искусств считает, что только труд делает человека личностью
25 февраля 2025, 09:30 0

Ирина разрывалась, и были моменты, когда думала дирижирование оставить. Но педагог не советовал, он поддерживал свою ученицу, убеждая, что у нее все обязательно получится, что она к нему еще вернется. 

После окончания института она много играла в разных оркестрах. А потом у нее родилась дочка, и она пошла учиться в аспирантуру. Закончила, вышла на работу, потом появился на свет второй ребенок, сын. И тут началась пандемия. Все сидели дома и не знали, что делать.

- Мне стало страшно, - вспоминает Ирина. - Ну всё, я мама, у меня двое детей. Дом, быт, заботы. Я в оркестре играю свои партии, и, наверное, надо успокоиться. Согласиться, что это и есть твоя жизнь. В институте искусств был юбилейный концерт, я сыграла там большую, серьёзную пьесу, как все отметили, сыграла хорошо. Пришла домой, а там пелёнки, распашонки, каша, бутылочки. И я понимаю, что все лучшее со мной, наверное, уже случилось. И в жизни, имею в виду рождение своих детей, и в творчестве. Очевидно, последний раз я смогла выйти на сцену с чем-то серьёзным и так ярко сыграть. Дальше начнутся будни.
Но именно такая перспектива ее и не радовала. Ей хотелось играть – больше, лучше. Что-то подспудно бередило душу, не давало ей покоя.

Генерал в концертном платье?

И тут она вспомнила своего педагога. С момента их последнего разговора прошло десять лет. Написала ему, поделилась сомнениями. А он ответил, что надо учиться и двигаться дальше. Куда дальше-то, удивилась Ирина. Поступать в консерваторию на дирижирование, посоветовал Руслан Антипинский. 
ЭксклюзивОбщество
Местному учителю в этом помогают её ученики
11 апреля 2025, 16:45 0

И Ирина, послушала его совета. Между прочим он заметил, что в Хабаровске есть оркестр русских народных инструментов и там не хватает струнников. А потом филармония пригласила ее на работу. И она, не планировавшая никуда уезжать, легко собралась в Хабаровск. 

Впрочем, все могло перемениться. Уже здесь случилось несчастье, через две недели после переезда не стало мужа. Казалось бы, боль потери давала ей право вернуться домой. И ее бы поняли. Но она осталась, одна с двумя детьми.
Говорит, в Хабаровске ей очень понравилось. Было много концертов, в том числе с Дальневосточным симфоническим оркестром, о чем она давно мечтала. Ее так поглотила музыка, что она забыла про дирижирование.
 Правда, время от времени ей приходилось замещать дирижера их оркестра Ивана Крайника. Время шло, Ирина закончила консерваторию. И тут их руководитель объявил, что они с семьей меняют место жительства. 
Когда Ирине Плотниковой предложили занять его место, она испугалась. Вот так взять и вдруг стать генералом! У нее еще маленькие дети - дочери 10 лет, сыну 6. Одолевали сомнения, а вдруг не получится, не сумею, подведу. Но она стала за пульт и поняла, что в ее позиции отступать в буквальном смысле слова некуда.

Руки в мозолях

Дирижер – профессия исключительная, их мало, буквально единицы, потому что требуется невероятный уровень подготовки и жизненный опыт. Тут соединяются характер и безусловные музыкальные способности, художественный вкус и умение владеть собой, сдерживать свои эмоции.

 Музыканты люди творческие – тонкие, легко ранимые, их легко обидеть, сделав неосторожное замечание. При этом дирижер вправе требовать от каждого из них точности, яркости и выразительности. Ей надо все видеть, чувствовать, понимать - больше, глубже.
ЭксклюзивКультура
Художественный руководитель хабаровского театра «Триада» рассказал о том, как ему удаётся удержаться на острие времени
02 апреля 2025, 10:15 0

Дирижер в сложном произведении должен досконально знать каждую ноту, каждый звук, которые играют музыканты. Конечно, в ее партитуре прописаны все партии, но ей надо предвосхищать то, что сейчас заиграет - домбра или балалайка. 

Иногда все идет как по нотам, но ей чего-то не хватает, хочется добавить эмоций. И тогда дирижер делает шаг вперед - к исполнителю. Музыканты и дирижер научились понимать друг друга с полужеста и полувзгляда.
Конечно, дирижер все держит в своих руках, тут важно вовремя подключиться, поддержать, помочь исполнителю и отпустить, убеждена Ирина Плотникова. Дать ему возможность проявить свои способности. Музыканты как дети, остро чувствуют отношение к ним. Ирина как к детям к ним и относится, хотя многие в оркестре годятся ей в родители.
Чтобы оркестр был в форме, музыкантам приходится постоянно заниматься. Каждый день! По несколько часов кряду. Так и она играет на домбре. До мозолей! Говорит, это естественное ее состояние, только тогда рукам не больно. 
Когда мозоли пропадают, а сходят они за неделю, играть становится трудно. Натяжение струны – десять-пятнадцать килограммов! Прожать пальцем такую тяжесть – невероятно сложно. Вот и ходит с мозолями. А как легко и красиво смотрится игра артистки из зала!
Оркестр русских народных инструментов может играть очень разную музыку – и классическую, и джаз, и эстрадную. Многие оркестры переходят на репертуар попроще, зрителям это нравится. В Хабаровске, замечает Ирина Плотникова, есть возможность играть то, чему они учились в консерватории.
В Донецке прошёл благотворительный концерт в помощь краевому музыкальному театру Хабаровска
01 апреля 2025, 09:00 0

Люди хорошо воспринимают сложную академическую музыку. В старинном здании она звучит по-особому, стены эти словно предназначены для восприятия классической музыки.

Ирина говорит, что Хабаровск - музыкальный город. Иногда не все билеты проданы, если концерт идет в будний день. А тепла от зала столько, как будто там все места заняты.
Дирижер заметила особенность дальневосточников – они участливые. Люди не хотят механически делать то, что она от них требует, пытаются вникнуть во все, спрашивают, что, почему и зачем. А еще они отзывчивые, а потому Ирина заканчивает свой второй концертный сезон на хорошей ноте.
Еще одна особенность ее профессии - дирижеры достигают пика профессионального роста, как правило, в возрасте. Надо прожить долгую жизнь, чтобы глубоко чувствовать музыку и понимать людей. Так что - учиться ей еще и учиться, играть и играть.
Женщина-дирижёр из Хабаровска рассказала о «блондинке в большой музыке»
Автор:
Женщина-дирижёр из Хабаровска рассказала о «блондинке в большой музыке»

Ирина Плотникова второй концертный сезон управляет оркестром русских народных инструментов

Женщина-дирижёр из Хабаровска рассказала о «блондинке в большой музыке»
Культура, 28 мая, 15:30

Женщина-дирижёр из Хабаровска рассказала о «блондинке в большой музыке»

Ирина Плотникова второй концертный сезон управляет оркестром русских народных инструментов

Женщина-дирижёр из Хабаровска рассказала о «блондинке в большой музыке»
Фото: Хабаровская краевая филармония

Оркестру русских народных инструментов Хабаровской филармонии в этом году исполняется 15 лет. Руководит им Ирина Плотникова. Она стоит на сцене во фраке, тонкая и строгая, как натянутая струна. Взмах дирижёрской палочки, и в то же мгновение начинает звучать музыка. Дирижёры – профессия редкая, а женщины в ней и вовсе почти исключение. В этом убедился корреспондент ИА "Хабаровский край сегодня".  

Оркестр - единое целое

Русские народные инструменты – ее близкое, родное, то, что греет душу и ей самой, и зрителям.

- Хабаровский оркестр камерный - всего двадцать музыкантов, - рассказывает Ирина Плотникова. - Здесь есть домбры - малая, альтовая, басовая, конечно же, балалайки, в том числе прима и контрабас. Плюс три баяна, ударные и, конечно же, гусли. Привычные гусли - щипковые, треугольные, на которых играл былинный Садко, но таких маститых гусляров по всей России теперь не сыщешь. У нас гусли оркестровые. Играет на них Элина Дю, выпускница Хабаровского колледжа искусств, пианистка. Она блестяще освоила инструмент. Ее зрители видят сразу, она на переднем плане, очень эмоционально исполняет свою партию, буквально растворяясь в музыке. Украшение оркестра - флейта. А все вместе они и есть оркестр, единое целое, и очень цельное.
Ирина родом из Красноярска. Почти пятнадцать лет проработала там в филармонии. До того училась в институте, ныне это Красноярская академия музыки и театра, осваивала домбру, второй обязательной дисциплиной было дирижирование русским оркестром. И преподавать к ним пришел молодой педагог Руслан Антипинский, ныне дирижер Хабаровского музыкального театра.
- Я долго сомневалась, мое это или не мое, все-таки дирижер - мужская профессия, а я блондинка, - смеется Ирина Плотникова. - Образование нужно дополнительное, а времени оно требовало больше, чем основное.
ЭксклюзивКультура
Выпускник Хабаровского колледжа искусств считает, что только труд делает человека личностью
25 февраля 2025, 09:30 0

Ирина разрывалась, и были моменты, когда думала дирижирование оставить. Но педагог не советовал, он поддерживал свою ученицу, убеждая, что у нее все обязательно получится, что она к нему еще вернется. 

После окончания института она много играла в разных оркестрах. А потом у нее родилась дочка, и она пошла учиться в аспирантуру. Закончила, вышла на работу, потом появился на свет второй ребенок, сын. И тут началась пандемия. Все сидели дома и не знали, что делать.

- Мне стало страшно, - вспоминает Ирина. - Ну всё, я мама, у меня двое детей. Дом, быт, заботы. Я в оркестре играю свои партии, и, наверное, надо успокоиться. Согласиться, что это и есть твоя жизнь. В институте искусств был юбилейный концерт, я сыграла там большую, серьёзную пьесу, как все отметили, сыграла хорошо. Пришла домой, а там пелёнки, распашонки, каша, бутылочки. И я понимаю, что все лучшее со мной, наверное, уже случилось. И в жизни, имею в виду рождение своих детей, и в творчестве. Очевидно, последний раз я смогла выйти на сцену с чем-то серьёзным и так ярко сыграть. Дальше начнутся будни.
Но именно такая перспектива ее и не радовала. Ей хотелось играть – больше, лучше. Что-то подспудно бередило душу, не давало ей покоя.

Генерал в концертном платье?

И тут она вспомнила своего педагога. С момента их последнего разговора прошло десять лет. Написала ему, поделилась сомнениями. А он ответил, что надо учиться и двигаться дальше. Куда дальше-то, удивилась Ирина. Поступать в консерваторию на дирижирование, посоветовал Руслан Антипинский. 
ЭксклюзивОбщество
Местному учителю в этом помогают её ученики
11 апреля 2025, 16:45 0

И Ирина, послушала его совета. Между прочим он заметил, что в Хабаровске есть оркестр русских народных инструментов и там не хватает струнников. А потом филармония пригласила ее на работу. И она, не планировавшая никуда уезжать, легко собралась в Хабаровск. 

Впрочем, все могло перемениться. Уже здесь случилось несчастье, через две недели после переезда не стало мужа. Казалось бы, боль потери давала ей право вернуться домой. И ее бы поняли. Но она осталась, одна с двумя детьми.
Говорит, в Хабаровске ей очень понравилось. Было много концертов, в том числе с Дальневосточным симфоническим оркестром, о чем она давно мечтала. Ее так поглотила музыка, что она забыла про дирижирование.
 Правда, время от времени ей приходилось замещать дирижера их оркестра Ивана Крайника. Время шло, Ирина закончила консерваторию. И тут их руководитель объявил, что они с семьей меняют место жительства. 
Когда Ирине Плотниковой предложили занять его место, она испугалась. Вот так взять и вдруг стать генералом! У нее еще маленькие дети - дочери 10 лет, сыну 6. Одолевали сомнения, а вдруг не получится, не сумею, подведу. Но она стала за пульт и поняла, что в ее позиции отступать в буквальном смысле слова некуда.

Руки в мозолях

Дирижер – профессия исключительная, их мало, буквально единицы, потому что требуется невероятный уровень подготовки и жизненный опыт. Тут соединяются характер и безусловные музыкальные способности, художественный вкус и умение владеть собой, сдерживать свои эмоции.

 Музыканты люди творческие – тонкие, легко ранимые, их легко обидеть, сделав неосторожное замечание. При этом дирижер вправе требовать от каждого из них точности, яркости и выразительности. Ей надо все видеть, чувствовать, понимать - больше, глубже.
ЭксклюзивКультура
Художественный руководитель хабаровского театра «Триада» рассказал о том, как ему удаётся удержаться на острие времени
02 апреля 2025, 10:15 0

Дирижер в сложном произведении должен досконально знать каждую ноту, каждый звук, которые играют музыканты. Конечно, в ее партитуре прописаны все партии, но ей надо предвосхищать то, что сейчас заиграет - домбра или балалайка. 

Иногда все идет как по нотам, но ей чего-то не хватает, хочется добавить эмоций. И тогда дирижер делает шаг вперед - к исполнителю. Музыканты и дирижер научились понимать друг друга с полужеста и полувзгляда.
Конечно, дирижер все держит в своих руках, тут важно вовремя подключиться, поддержать, помочь исполнителю и отпустить, убеждена Ирина Плотникова. Дать ему возможность проявить свои способности. Музыканты как дети, остро чувствуют отношение к ним. Ирина как к детям к ним и относится, хотя многие в оркестре годятся ей в родители.
Чтобы оркестр был в форме, музыкантам приходится постоянно заниматься. Каждый день! По несколько часов кряду. Так и она играет на домбре. До мозолей! Говорит, это естественное ее состояние, только тогда рукам не больно. 
Когда мозоли пропадают, а сходят они за неделю, играть становится трудно. Натяжение струны – десять-пятнадцать килограммов! Прожать пальцем такую тяжесть – невероятно сложно. Вот и ходит с мозолями. А как легко и красиво смотрится игра артистки из зала!
Оркестр русских народных инструментов может играть очень разную музыку – и классическую, и джаз, и эстрадную. Многие оркестры переходят на репертуар попроще, зрителям это нравится. В Хабаровске, замечает Ирина Плотникова, есть возможность играть то, чему они учились в консерватории.
В Донецке прошёл благотворительный концерт в помощь краевому музыкальному театру Хабаровска
01 апреля 2025, 09:00 0

Люди хорошо воспринимают сложную академическую музыку. В старинном здании она звучит по-особому, стены эти словно предназначены для восприятия классической музыки.

Ирина говорит, что Хабаровск - музыкальный город. Иногда не все билеты проданы, если концерт идет в будний день. А тепла от зала столько, как будто там все места заняты.
Дирижер заметила особенность дальневосточников – они участливые. Люди не хотят механически делать то, что она от них требует, пытаются вникнуть во все, спрашивают, что, почему и зачем. А еще они отзывчивые, а потому Ирина заканчивает свой второй концертный сезон на хорошей ноте.
Еще одна особенность ее профессии - дирижеры достигают пика профессионального роста, как правило, в возрасте. Надо прожить долгую жизнь, чтобы глубоко чувствовать музыку и понимать людей. Так что - учиться ей еще и учиться, играть и играть.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме