Комсомольский художник создаёт уникальные для России по размеру эмали

Он во всем ищет смыслы, полагая, что для выражения собственных мыслей и настроений эмаль подходит как нельзя лучше. Но это волшебство, которым надо технически тонко управлять, потому что один и тот же цвет может превратиться в печи в невыразительно-серый или напротив небесно-голубой. Валерий Леватаев из Комсомольска-на-Амуре освоил эмаль в совершенстве. Об удивительном художнике рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня».

 Сгорит или не допечётся

Он родом из Комсомольска-на-Амуре, учился на худграфе в Хабаровском пединституте, потом забрал документы и уехал в Питер, поступил в институт декоративно-прикладного искусства. И еще десять лет поработал в Санкт-Петербурге. Вспоминает, что он занимался отделкой гостиницы «Европейская», два года реставрировал витражи Рериха, работал над интерьерами ДК культуры и науки питерского университета в Петергофе - ковка, витражи, росписи. Но так сложились обстоятельства, что он вынужден был вернуться домой. Надо было ухаживать за престарелыми родителями, он у них единственный ребенок.
Почему он занялся эмалями? У него большой опыт графики. Как-то руководитель международного центра эмалей в Ярославле посмотрел его работы и пригласил к себе поработать. Валерию Леватаеву очень понравилось, – печки, огонь, медь, краски! Художники, увидев, что у него получается, поддержали: да тебе, друг, сюда. Стал ездить на практические симпозиумы эмальеров, общаться с художниками, которые работают в этой технике, участвовать в выставках. И тут министерство культуры выделило ему грант на покупку собственной печи.
- Заказал я ее в Хабаровске, - вспоминает Валерий Леватаев. - Полгода делали ее по моим эскизам. Признаться, я вредничал, но печь мне сделали такой, какой я хотел. И с тех пор я работаю с ней.
Эмаль – тяжелый и грязный труд. Как бы хорошо не была устроена вытяжка, художник все равно вдыхает соли тяжелых металлов. Да и технология сложная. Лист меди надо хорошо вычистить, чтоб он блестел, как зеркало. А потом слой за слоем на медную основу наносится рисунок, можно его сделать маркером, а можно залить краской, высушить и потом иголочкой царапать контур. Отправляешь в печь, обжигаешь, а потом по этому выцарапыванию уже кисточкой дописываешь рисунок.
 Впрочем, эмаль не пишут, ее накладывают тонкими слоями – миллиметр за миллиметром. Если все сразу махнешь на поверхность, она при обжиге сгорит или не допечется. Вот такие пироги! Только с опытом приходит понимание, какую краску положить раньше, какую позднее, ибо одна печется быстро, другая – дольше. И тут нужно чутье, интуиция, чтобы получился тот цвет, который тебе нужен. Книг об этом не написано, приходилось до всего доходить своим умом. Опять же печки у всех разные, у него особенная, она дает возможность делать то, что мало кто в стране делает.
В ней Геннадий Павлишин признается в любви Дальнему Востоку
29 августа 2022, 18:45 0


Обычно эмальеры пекут маленькие эмали, не больше стандартного листа бумаги, а у него они максимально большие – 50 на 60 сантиметров. Крайне редкий формат! Говорит, физически тяжело вынуть из печи на вытянутой руке килограмм раскаленной меди, но результат того стоит!Купили работу задорого. Расстроился.
Его эмали очень своеобразные - сюжетные, многосложные, эмоциональные и выразительные. Они плоть от плоти петербургские, в том смысле, что навеяны впечатлениями от улиц, парадных дворцов и глухих дворов, по которым гулял автор. Петербургская школа высшей пробы! Какие темы ему интересны? Вечные. А еще каждый художник делает то, во что он верит, что ему близко. Для своих сюжетов Леватаев выбирает любимые краски- то золотистые, то нежные зеленые, то вдруг все оттенки желтого или напротив синего, а иногда фиолетового.
   Откуда возникают образы он и сам не знает, говорит, просыпаюсь утром и точно знаю, что буду делать сегодня. Вечером ложусь спать и знаю, чем займусь завтра. Это не объяснить.
- Прихожу в мастерскую в шесть утра, надеваю фартук, растапливаю докрасна печь. Начинаю зачищать металл, грунтовать, чередовать покраску поверхности ювелирной эмалью и обжиг, - объясняет художник.
Одну работу он может делать три дня, а иную целый месяц. Как всякий мастер, он строг к себе, считает, что ему самому должно нравиться то, что он делает. Замечает, что он научился отличать плохие работы от хороших. Не понимает, когда порой художник показывает работу и будто оправдывается, объясняет, дескать, хотел сделать по-другому. Но не сделал же! Значит ты сегодня такой! Или никому не показывай то, что считаешь своей откровенной неудачей. Это он уже как председатель отделения Союза художников в Комсомольске размышляет. Валерий Леватаев честно говорит, что ему не стыдно за то, что он делает.
Зрителю иногда кажется, что в камерном формате эмали есть некоторые рамки, ограничивающие существование художника. Да и материал диктует свои правила. Эмаль одно время считалась декоративно- прикладным искусством, теперь Союз художников в Москве решил, что оно монументальное. Валерий Леватаев сомневается, что это так. Впрочем, однажды он делал эмали размером два метра на два. Но дело, конечно, не в размере. Мой собеседник говорит, что он абсолютно свободный художник, может позволить себе делать только то, что он хочет.    
Без названия.png

Отчего свободен свободный художник?  

Впрочем, каждый понимает свободу творчества по-своему. Леватаев свободен от конъюнктуры, он принципиально не делает то, что в ходу, что можно легко продать неискушенному покупателю -   несложные натюрморты, водопады и прочее подобие салонных открыток. Во всем, к чему прикасается твоя рука, должно быть твое видение мира, его преломление в твоей душе.

У Леватаева, по его признанию, нет работ в запасниках. Он считает, что работы надо показывать людям, продавать, раздавать, дарить! Жить сегодня, а не копить холсты и эмали на антресолях в мастерской! Да, ему иногда жалко расставаться со своими работами. Вспоминает, одну особенно любимую, где получилось что-то неожиданное, не хотел продавать с выставки. Поставил специально очень большую цену, а работу взяли да и купили. Очень расстроился. Эмаль нельзя повторить.
Это было в Иркутске. Леватаеву город запомнился тем, что там интересная публика.
- Меня там как будто ждали, на выставку выстраивались очереди, люди за неделю записывались, - говорит художник. - Пришлось даже продлить показ. Увозить домой ничего не пришлось, почти все купили.
История повторяется на многих выставках. Понятно, что он живет не в башне из слоновой кости, у него семья, вполне житейские заботы. Но он остается в своем неизменном убеждении, что даже если тебе платят деньги, нужно оставаться художником.
- Иногда мне говорят, дескать, я плачу деньги, а вы мне сделайте вот это, - замечает Валерий Леватаев. - Я так не работаю. Хочешь розу алую в слезах, это точно не ко мне. Ко мне приходят те, кто знают, куда они идут. Редко делаю эмали на заказ, только своим друзьям, которые понимают и принимают меня. В Санкт-Петербурге я несколько лет жил тем, что ткал гобелены. Мне даже выставку устроили в Русском музее. Искусствовед назвала мои работы фигуративным импрессионизмом. Приятно, конечно, но сейчас я не стал бы делать так ярко. С годами меняются ценности, что-то видишь совсем по-другому.
Глядя на его работы, думаешь, что он достоин больших городов и солидных музеев. Комсомольск – не его масштаб. Леватаев так не считает. Говорит, что ему не нужны ни плэнеры с этюдами, ни обнаженная натура, у него все уже есть, оно внутри. 

Он накопил впечатлений на несколько жизней. И теперь ему все равно где жить – в Комсомольске или в Торжке. Его мир в нем и с ним. В какой-то момент он осознал, что жизнь конечна, а потому очень жалко времени, он перестал его тратить попусту. Хочется еще столько успеть! Так что у него нет особых планов, он хочет просто жить и просто работать.

Комсомольский художник создаёт уникальные для России по размеру эмали
Автор:

Стиль работ Валерия Леватаева абсолютно питерский

Культура, 01 октября, 11:00

Комсомольский художник создаёт уникальные для России по размеру эмали

Стиль работ Валерия Леватаева абсолютно питерский

Комсомольский художник создаёт уникальные для России по размеру эмали

Он во всем ищет смыслы, полагая, что для выражения собственных мыслей и настроений эмаль подходит как нельзя лучше. Но это волшебство, которым надо технически тонко управлять, потому что один и тот же цвет может превратиться в печи в невыразительно-серый или напротив небесно-голубой. Валерий Леватаев из Комсомольска-на-Амуре освоил эмаль в совершенстве. Об удивительном художнике рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня».

 Сгорит или не допечётся

Он родом из Комсомольска-на-Амуре, учился на худграфе в Хабаровском пединституте, потом забрал документы и уехал в Питер, поступил в институт декоративно-прикладного искусства. И еще десять лет поработал в Санкт-Петербурге. Вспоминает, что он занимался отделкой гостиницы «Европейская», два года реставрировал витражи Рериха, работал над интерьерами ДК культуры и науки питерского университета в Петергофе - ковка, витражи, росписи. Но так сложились обстоятельства, что он вынужден был вернуться домой. Надо было ухаживать за престарелыми родителями, он у них единственный ребенок.
Почему он занялся эмалями? У него большой опыт графики. Как-то руководитель международного центра эмалей в Ярославле посмотрел его работы и пригласил к себе поработать. Валерию Леватаеву очень понравилось, – печки, огонь, медь, краски! Художники, увидев, что у него получается, поддержали: да тебе, друг, сюда. Стал ездить на практические симпозиумы эмальеров, общаться с художниками, которые работают в этой технике, участвовать в выставках. И тут министерство культуры выделило ему грант на покупку собственной печи.
- Заказал я ее в Хабаровске, - вспоминает Валерий Леватаев. - Полгода делали ее по моим эскизам. Признаться, я вредничал, но печь мне сделали такой, какой я хотел. И с тех пор я работаю с ней.
Эмаль – тяжелый и грязный труд. Как бы хорошо не была устроена вытяжка, художник все равно вдыхает соли тяжелых металлов. Да и технология сложная. Лист меди надо хорошо вычистить, чтоб он блестел, как зеркало. А потом слой за слоем на медную основу наносится рисунок, можно его сделать маркером, а можно залить краской, высушить и потом иголочкой царапать контур. Отправляешь в печь, обжигаешь, а потом по этому выцарапыванию уже кисточкой дописываешь рисунок.
 Впрочем, эмаль не пишут, ее накладывают тонкими слоями – миллиметр за миллиметром. Если все сразу махнешь на поверхность, она при обжиге сгорит или не допечется. Вот такие пироги! Только с опытом приходит понимание, какую краску положить раньше, какую позднее, ибо одна печется быстро, другая – дольше. И тут нужно чутье, интуиция, чтобы получился тот цвет, который тебе нужен. Книг об этом не написано, приходилось до всего доходить своим умом. Опять же печки у всех разные, у него особенная, она дает возможность делать то, что мало кто в стране делает.
В ней Геннадий Павлишин признается в любви Дальнему Востоку
29 августа 2022, 18:45 0


Обычно эмальеры пекут маленькие эмали, не больше стандартного листа бумаги, а у него они максимально большие – 50 на 60 сантиметров. Крайне редкий формат! Говорит, физически тяжело вынуть из печи на вытянутой руке килограмм раскаленной меди, но результат того стоит!Купили работу задорого. Расстроился.
Его эмали очень своеобразные - сюжетные, многосложные, эмоциональные и выразительные. Они плоть от плоти петербургские, в том смысле, что навеяны впечатлениями от улиц, парадных дворцов и глухих дворов, по которым гулял автор. Петербургская школа высшей пробы! Какие темы ему интересны? Вечные. А еще каждый художник делает то, во что он верит, что ему близко. Для своих сюжетов Леватаев выбирает любимые краски- то золотистые, то нежные зеленые, то вдруг все оттенки желтого или напротив синего, а иногда фиолетового.
   Откуда возникают образы он и сам не знает, говорит, просыпаюсь утром и точно знаю, что буду делать сегодня. Вечером ложусь спать и знаю, чем займусь завтра. Это не объяснить.
- Прихожу в мастерскую в шесть утра, надеваю фартук, растапливаю докрасна печь. Начинаю зачищать металл, грунтовать, чередовать покраску поверхности ювелирной эмалью и обжиг, - объясняет художник.
Одну работу он может делать три дня, а иную целый месяц. Как всякий мастер, он строг к себе, считает, что ему самому должно нравиться то, что он делает. Замечает, что он научился отличать плохие работы от хороших. Не понимает, когда порой художник показывает работу и будто оправдывается, объясняет, дескать, хотел сделать по-другому. Но не сделал же! Значит ты сегодня такой! Или никому не показывай то, что считаешь своей откровенной неудачей. Это он уже как председатель отделения Союза художников в Комсомольске размышляет. Валерий Леватаев честно говорит, что ему не стыдно за то, что он делает.
Зрителю иногда кажется, что в камерном формате эмали есть некоторые рамки, ограничивающие существование художника. Да и материал диктует свои правила. Эмаль одно время считалась декоративно- прикладным искусством, теперь Союз художников в Москве решил, что оно монументальное. Валерий Леватаев сомневается, что это так. Впрочем, однажды он делал эмали размером два метра на два. Но дело, конечно, не в размере. Мой собеседник говорит, что он абсолютно свободный художник, может позволить себе делать только то, что он хочет.    
Без названия.png

Отчего свободен свободный художник?  

Впрочем, каждый понимает свободу творчества по-своему. Леватаев свободен от конъюнктуры, он принципиально не делает то, что в ходу, что можно легко продать неискушенному покупателю -   несложные натюрморты, водопады и прочее подобие салонных открыток. Во всем, к чему прикасается твоя рука, должно быть твое видение мира, его преломление в твоей душе.

У Леватаева, по его признанию, нет работ в запасниках. Он считает, что работы надо показывать людям, продавать, раздавать, дарить! Жить сегодня, а не копить холсты и эмали на антресолях в мастерской! Да, ему иногда жалко расставаться со своими работами. Вспоминает, одну особенно любимую, где получилось что-то неожиданное, не хотел продавать с выставки. Поставил специально очень большую цену, а работу взяли да и купили. Очень расстроился. Эмаль нельзя повторить.
Это было в Иркутске. Леватаеву город запомнился тем, что там интересная публика.
- Меня там как будто ждали, на выставку выстраивались очереди, люди за неделю записывались, - говорит художник. - Пришлось даже продлить показ. Увозить домой ничего не пришлось, почти все купили.
История повторяется на многих выставках. Понятно, что он живет не в башне из слоновой кости, у него семья, вполне житейские заботы. Но он остается в своем неизменном убеждении, что даже если тебе платят деньги, нужно оставаться художником.
- Иногда мне говорят, дескать, я плачу деньги, а вы мне сделайте вот это, - замечает Валерий Леватаев. - Я так не работаю. Хочешь розу алую в слезах, это точно не ко мне. Ко мне приходят те, кто знают, куда они идут. Редко делаю эмали на заказ, только своим друзьям, которые понимают и принимают меня. В Санкт-Петербурге я несколько лет жил тем, что ткал гобелены. Мне даже выставку устроили в Русском музее. Искусствовед назвала мои работы фигуративным импрессионизмом. Приятно, конечно, но сейчас я не стал бы делать так ярко. С годами меняются ценности, что-то видишь совсем по-другому.
Глядя на его работы, думаешь, что он достоин больших городов и солидных музеев. Комсомольск – не его масштаб. Леватаев так не считает. Говорит, что ему не нужны ни плэнеры с этюдами, ни обнаженная натура, у него все уже есть, оно внутри. 

Он накопил впечатлений на несколько жизней. И теперь ему все равно где жить – в Комсомольске или в Торжке. Его мир в нем и с ним. В какой-то момент он осознал, что жизнь конечна, а потому очень жалко времени, он перестал его тратить попусту. Хочется еще столько успеть! Так что у него нет особых планов, он хочет просто жить и просто работать.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме