Главное
Культура, 29 ноября, 11:33

В Хабаровске поставили перфоманс с грустным гномиком

белый театр представил перформанс «M&G-молодость или архитектурные объекты в сопровождении музыкальных инструментов и драматического чтения»

 В Хабаровске поставили перфоманс с грустным гномиком
Фото: С. Макагонов
В Хабаровске Белый театр в очередной раз придумал экспериментальный проект, который соединяет разные эпохи, поэзию, драматургию и архитектурные построения, чтобы в очередной раз задать вечный вопрос: почему то, что составляет счастье человека, должно вместе с тем быть источником его страданий? Актеры представили зрителю перформанс «M&G-молодость или архитектурные объекты в сопровождении музыкальных инструментов и драматического чтения», сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» .

Это не спектакль в чистом виде, а театрализованное действо с драматическим чтением по пьесе Осипа Мандельштама “Молодость Гёте».
- Это разговор о молодости, о становлении двух поэтов, - говорит режиссер театра Ольга Кузьмина. – Мандельштам, как всякий автор, о ком бы он ни писал, проецирует свою жизнь на судьбу героя. Это единственная радиопьеса, созданная им во время ссылки, он тогда находился в Воронеже. Много эпизодов потеряно, а потому воспринимается она как свободный черновик, который можно дописывать и додумывать. Когда говорят о Мандельштаме, непременно имеют в виду его трагическую судьбу. А в жизни он был большим шутником, ироничным человеком. То же самое и с Гёте. Странно, но чем трагичнее материал, тем легче его хочется сделать. Как только мы начинаем канонизировать классиков, они перестают быть живыми. Сразу возникает бюст, а это уже не интересно.
По отзывам зрителей, перфоманс действительно получился легкий и смешной. Там много разных планов. Кто видит одно, кто-то слышит другое.
Любое становление личности происходит у всех почти одинаково – отрицание старого и поиски нового. Молодой человек всегда стремится к абсолютной свободе - от родителей, от общества, от канонов. И, наверняка, он пройдет через дурную компанию, через то, чтобы попробовать все, что нельзя, что запрещено в приличном обществе. Это и случилось в Гетте в молодости. А дальше пути молодости расходятся, и человек поступает в зависимости от своего интеллекта.
ЭксклюзивКультура
Их проект называется «Создаём сказку вместе»
29 июля 2021, 09:30 0

Гёте – человек, оказавшийся при дворе, тайный советник, великий поэт, а в пятнадцать занимался тем, что подделывал векселя, на чем и попался. И возлюбленную свою Гретту он встретил в дурном обществе.
Первой любовью Гёте многие считают Гретхен, хотя некоторые биографы и вовсе отрицают ее существование, полагая, что это просто плод юного воображения. Однако, Гёте в своей автобиографии рассказывает, что некоторое время он находился в компании молодых весёлых людей, среди них он и встретил очаровательную Гретхен. Однажды компания засиделась за полночь. И хотя молодые люди взбадривали себя беседами, сон все-таки сморил их. Уснула и Гретхен, положив свою хорошенькую головку на плечо пятнадцатилетнего Гёте, который гордо и счастливо сидел, стараясь не двигаться, пока сам не заснул. На следующее утро Гретхен была ласкова с ним и даже пожала ему руку. Но их сближению помешала полиция, которая узнала о проделках молодых людей. На одном из допросов Гретхен заявила, что действительно встречалась с Гёте, но всегда смотрела на него, как на ребёнка, и относилась к нему как сестра к брату. Эти показания оскорбили юного Гёте, и он решил вырвать из своего сердца женщину, которая так беспощадно осмеяла его чувства.
Труппа театра попыталась соединить времена и эпохи, далекое прошлое и современность, юность Гёте и трагедию Мандельштама, поместить все это в инсталляцию художника Андрея Тена, который создает городские очертания. И только потом понимаешь, откуда вдруг в названии проекта архитектурные объекты. Поэзия - тоже особого рода построение, только стихотворное. К слову, Гёте изучал архитектуру, возможно, она помогла ему найти свой стиль в поэзии.
- Андрей сделал трансформирующиеся построения, которые заменяют декорации, - говорит художественный руководитель Белого театра Андрей Трумба. - В этом мире из оленьего загона появляется сначала дом, в котором должен родиться юный гений, потом под “Мурку” Гретхен в чепчике и кроссовках, здесь впервые встречаются малые голландцы с первой влюбленностью в Италию.
Италия возникает, понятно, не случайно. После того, как Гёте написал Вертера, сделавшего его знаменитым, у поэта случился кризис.
Он задавал себе один и тот же вопрос: «Почему то, что составляет счастье человека, должно вместе с тем быть источником его страданий? Он мучительно думал, сможет ли создать еще что-то подобное? А если нет, то зачем заниматься творчеством? Поэт уехал в Италию. Другая страна, культура, другая свобода! Пытаясь понять истоки искусства, он погрузился в античность. Простота и совершенство поразили его. Солнце, море, гондольеры с их песнями разрешили его сомнения, он успокоился, став счастливейшим человеком. Гёте прожил до 90 лет, написав Фауста, философскую драму на все времена.
В построениях с оленьим домиком существует и Белый театр, который есть, но его нет. Маша Рихтер импровизирует, создавая прекрасное музыкальное оформление.
Выстраивается целый ряд ассоциаций - Мандельштам в ссылке, и Белый театр тоже в бессрочной в ссылке. Актеры ищут, кто бы мог их приютить хотя бы на время, чтобы иметь возможность репетировать, а потом показывать действо зрителям. Иногда возникали самые неожиданные площадки, скажем, Археологический музей. Актеры репетировали, а вокруг ходили люди, которые вольно или невольно прислушивались к тому, что происходит, останавливались и становились частью этого перфоманса. Потому что живая ткань повествования. Действо, которое создается здесь и сейчас.
Погружаясь на час в другую реальность, зритель остается в своем привычном времени и пространстве. Зрителям разрешено пользоваться мобильными телефонами и фотографироваться. И это нисколько не отвлекает актеров, они и сами не выпускают из рук мобильники.
- Мысль тут такая: может быть, телефоны с их всепоглощающим виртуальным миром, отнимают у нас слишком много времени, чтобы мы могли стать Гёте или Мандельштамом, – объясняет Ольга Кузьмина. - И еще одно соображение: мы стали слишком далеки от всемогущей природы. Человек вовсе перестал ее замечать. Известно, что на Гёте произвело сильнейшее впечатление Лиссабонское землетрясение. Оно произошло в момент праздника. Погибли все, кто находились в церкви, которые разрушились. И тогда Гёте построил себе алтарь природы и стал молиться пред ним. Не пора ли и нам последовать ему и вернуться к началу начал?
Военное ведомство расторгает с ними договор аренды
09 декабря 2020, 11:30 0

После спектакля зрители ходят среди инсталляций, фотографируются. Не хотят уходить. Условная безусловность счастья этого мира, созданного бездомными актерами, проводящая через прошлое двух гениев - Гёте и Мандельштама, в заснеженный холодный Хабаровск воспринимается ими очень личностно.
И возникает понимание свободы творчества в очень конкретной ситуации. Год назад благодаря доблестной российской армии, без крыши над головой, без стен и дыхания своего годами взлелеянного театрального помещения осталась труппа. С собой они смогли забрать лишь самое необходимое, включая несколько архитектурных фрагментов из прошлой жизни: сколы стен, с одной из которых много лет улыбался любимый театральными людьми гномик.
Как ни странно, но история неожиданно получилась почти рождественская, так что Белый театр ее еще обязательно сыграет. Правда, пока не понятно, где.
Проект перформанса «M&G-молодость или архитектурные объекты в сопровождении музыкальных инструментов и драматического чтения» реализован на средства Российского фонда культуры и при поддержке министерства культуры РФ.

По теме