Главное
Культура, 29 июля, 09:30

Белый театр в Хабаровске реализовал грант для тонкой оболочки души

Их проект называется «Создаём сказку вместе»
Белый театр в Хабаровске реализовал грант для тонкой оболочки души
Фото: Белый театр
Сделать мультфильмы по небольшим сказкам совсем не так просто, как на первый взгляд, кажется. Особенно, если взять в соавторы не профессиональных артистов, а детей, которые плохо видят или не видят вообще. И они никогда не работали с микрофоном. Но коллективу театра это удалось. И теперь все могут увидеть и услышать, что в итоге получилось. О проекте корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает художественный руководитель Белого театра Андрей Трумба.

Сказка про тебя самого

Понятно, что сказки должны были быть короткими, простыми и понятными. Найти такие оказалось сложно. Авторам проекта хотелось открыть новые имена современных сказочников. Так они познакомились с Екатериной Выдриной из Тюмени, известной в литературных кругах под псевдонимом Василий Полушкин. Помимо того, что она пишет сказки и стихи, она прежде всего работает хирургом- онкологом. Выбранные в конце концов сказки - это приключение медвежонка, который ведет дневник и записывает все, что с ним приключилось с понедельника по воскресенье.

А происходят самые невероятные вещи. То он бегает за солнышком, а оно все время ускользает, то отправляется на рыбалку и вытаскивает одну рыбу голубую, другую золотую, а третью – глупую. Потом из речки выныривает большой крокодил. Получилось семь смешных рассказов.
- Когда мы пришли в общество слепых и спросили, кто хочет озвучивать сказки, вызвалось девять детей, - рассказывает художественный руководитель Белого театра Андрей Трумба. – Поскольку среди них были брат и сестра, они озвучили один мультфильм. Еще для одной девочки пришлось написать историю, которую назвали «Путаница». Дети сами выбрали себе дни недели, и мы начали работать.
Ребята оказались удивительно способными. Но с ними предстояло пройти весь путь сценической подготовки. Сначала актеры Белого театра учили их дышать, ставили голос. Сказки дети учили с голоса, повторяя текст за родителями. Андрей долго добивался точности интонации.
- Работа шла несколько месяцев, - признался Андрей Трумба. - Не могу сказать, что это было легко. Иногда ребята не понимали, почему так долго они повторяют одно и то же. Один из ребят в конце концов обиделся – текста так мало, а репетируем так долго! А дальше он произнес: «В пятницу я пошел на лужок собирать цветы и в траве увидел что-то алое. Взял листок и отнес его петуху, не ты ли Петя, петушок потерял бородку», - произнес он в стиле экшен, то есть озвучивания крутого боевика. И уточнил, так вы хотите? Все рассмеялись. Не то, чтобы не так, а совсем не так.
Впрочем, учиться пришлось и профессиональным актерам. Главный режиссер театра Ольга Кузьмина говорит, что они - актеры сценические, а когда начинаешь записывать текст на микрофон, работают совсем другие законы. Там нет твоей игры, только голос.
А в голосе слышны все интонации, точные и не очень точные, их надо шлифовать, добиваясь попадания в точку, создавать цельный образ голосом. А чтобы ребята не заскучали, их актриса Олеся про каждого ребенка сочинила сказку. Так в придумываниях и в трудах они двигались вперед. Артисты театра говорят, что им было интересно.
Они вообще стараются делать то, что нравится.
Мало того, что авторы проекта взяли особенных детей, невероятно усложнив тем задачу, они пригласили рисовать мультфильмы ребят художественной студии «Палуба». Мастер класс давал им художник Андрей Тен.

Стартует цикл мероприятий просветительского проекта «Год Театра»
10 декабря 2018, 15:00 0


Учиться приумножать добро

Еще несколько сказок озвучивали сами актеры. Две из них – хабаровской писательницы Елены Добровенской.
- Когда мы услышали ее "Маленького лиса", сразу решили, что она обязательно будет в нашем проекте, - сказал Андрей Трумба. - Трогательная сказка, скорее для взрослых, чем для детей, или же для детей, которые спрятались за взрослой внешностью. Сказка для тоненькой оболочки души.
И пока она звучит художник Андрей Тен ее на наших глазах оживляет.
Наверняка, кто-то засомневается, а такие ли герои интересны нынешнему ребенку с клиповым сознанием, который с юных лет привык к тому, что на экране все должно стрелять и двигаться, а в сознании отложилась как единственно возможная картинка супергероя, начисто лишенного человеческой привлекательности. Но именно родители, которые не хотят, чтобы их дети видели этих уродцев, и подсказали тему проекта. Они считают, что
сказок с красивыми и добрыми героями, которые можно неторопливо смотреть, слушать, думать и удивляться фантазии авторов, как раз и не хватает. Фильмов, которые бы заставляли душу маленького человека сострадать, сочувствовать, воспринимать добро и учиться так жить.
Это не первый грант Белого театра. У них уже был опыт работы с особенными детьми. Как-то Андрея Трумбу попросили послушать мальчика Глеба Котина, незрячего мальчика, который при этом читал стихи, пел, вел концерты, и помочь ему со стихотворением. Текст он учил с бабушкой. Как она начитала, так он его и повторял.
- Мы встретились и подружились с родителями Глеба, бабушкой и дедушкой, они оказались замечательными людьми, - вспоминает Андрей Трумба. – Как выяснилось, Глеб – трудолюбивый парень. Так родилась идея сделать с ним спектакль. Написали грант, но проект не прошел, денег на него нам не дали. Однако спектакль мы все равно поставили с декорациями, костюмами, музыкой. Зрители его очень хорошо восприняли.
А потом было еще одно погружение в тему - непридуманные истории, которые поставлены по рассказам родителей детей- инвалидов. Они делились своими наблюдениями, как люди по-разному относятся к ребенку, который немного не такой, как все, какие боли и страхи он переживает.
- Когда мы ставили эти истории, не могли без слез читать тексты, - рассказывает Ольга Кузьмина. - Понадобилось много времени, чтобы мы могли спокойно произносить слова. А потом не плакать, когда текст произносили дети. Ты вдруг реально понимаешь, это уже не искусство, а жизнь. Но проблема в том, что на такие спектакли ходят люди, которые имеют к этому какое-то отношение. Широкого зрителя подобные темы не заинтересовали. Но смысл поставить их все же был, родители, увидев свои истории, пережитые кем-то на сцене, посмотрели на них со стороны. Эдакий сеанс психотерапии. И это перестало быть только их личной бедой.
Почему Белый театр, который живет исключительно от продажи билетов, вообще этим занимается? Говорят, пришло время отдавать все, что накоплено, пережито. Теперь вот театр хочет поставить сказки Александра Лепетухина. Они им очень нравятся, в них столько непосредственности, простодушия и житейской мудрости. Написаны они прекрасным языком, который надо просто слушать, чтобы понимать, как вообще звучит истинный родной язык. Проект будет с куклами. 
Белый театр окунается в спасительные гранты с головой, чтобы пережить свое состояние скитальцев, лишившихся своего угла.
Договор аренды с военными, у которых труппа много лет арендовала здание, с нынешнего года не продлен. Но актеры, которые все годы своего существования только то и делали, что выживали, отстаивая свое право быть самими собой, не распалась. Они ждут и надеются обрести свой дом. Пауза хоть и затянулась, но получилась творческой
По теме