Самый сложный урок для хабаровского учителя музыки
Горчаков Даниил
Проводником в мир ярких образов и светлых чувств для слепых и слабовидящих детей называют учителя музыки хабаровского интерната №2 Юлию Кукурузу. Как бывший начальник городского отдела культуры из забайкальского городка нашла свой новый путь и какие уроки она сама получила от своих воспитанников, педагог рассказала корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».
Мелодии из детства
С Юлией Владимировной мы встречаемся на её рабочем месте. Под вечер занятия закончены. В интернате шум и гам, как в обычной школе. Родители забирают мальчишек и девочек по домам. Те, кто живёт в городе, учатся здесь в обычном школьном режиме. Те, кто приехал из других городов и сёл края, живут в интернате, дома только на выходных или каникулах.
Первым делом педагог показывает новое электронное фотрепиано. По национальному проекту получили сразу целый комплект инструментов. Отрадно, что государство понимает важность музыкального образования.
- В нашей школе учатся особые дети. Нарушенное зрение не даёт им видеть мир во всём богатстве красок. А музыка имеет большое значение для становления особенного ребёнка. Музыка – это источник информации, способ общения. Она помогает ребёнку адаптироваться в обществе, - говорит Юлия Кукуруза.
Юлия Владимировна родом из забайкальского городка Балей, в 350 км от Читы. Говорит, любовь к музыке впитала с колыбели. Отец Владимир Семёнович – баянист. Милиционер по профессии, в быту каждую свободную минуту играл на любимом инструменте.
- Сам он себя называл баянистом-технарём. То есть в совершенстве владеющим техникой игры. По вечерам он каждый день развлекал нас с братом мелодиями. Исполнял на баяне «Танец с саблями» Арама Хачатуряна, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, другие невероятно сложные для исполнения произведения, - рассказывает учитель.
Разумеется, в такой семье музыка не могла не стать будущей профессией Юлии Владимировны: музыкальная школа в родном городке, потом диплом с отличием дирижёрско-хорового факультета в Чите, Академия культуры и искусств в Улан-Удэ. По возвращении домой ушла в педагогику, преподавала в школе, а потом в педколледже города Балея. Но, как признаётся Юлия, тяга к творчеству, прекрасному не отпускала. Через годы учительской работы возглавила городской дом культуры, получила ещё и юридическое образование, была депутатом, руководила отделом культуры в мэрии Балея.
Дети с белыми тростями
Когда сын Артём закончил школу и поступил в хабаровский ТОГУ, семья Юлии решила оставить Балей. Забайкальский городок приходит в упадок, хотя и стоит в буквальном смысле на золоте. Очень большие проблемы с экологией. В Хабаровске учитель музыки нашла работу в ДК железнодорожников, руководила детским вокальным коллективом.
- В интернат для слепых и слабовидящих детей меня привёл случай. Живём мы тут рядом. Каждый день видела детей с белыми тростями. Сейчас я знаю, что это занятия по профессиональной ориентации в пространстве. Год мимо интерната ходила на работу. А потом сама себя спросила: что ты мимо ходишь? Зайди! Первым делом заглянула на сайт интерната. Там объявление: требуется юрист. А ведь такое образование в Забайкалье успела получить. А директор при первой встрече предложила пойти по основной профессии - учителем музыки, - вспоминает Юлия Кукуруза.
Три года педагог отдаёт себя детям с проблемами со зрением в интернате №2. Признаётся - такой уникальной практики в преподавательской карьере ещё не было.
- Они по-особенному воспринимают музыку, слышат больше, чем я, человек, который долго и профессионально учился, замечают такие тонкости, которые зрячему человеку увидеть не дано. Первый год работы тут я каждый вечер приходила домой с новым открытием и в восторге. Поразил меня совершенно слепой мальчик-второклассник. Зашёл в кабинет и спросил: можно я на варгане вам сыграю? Я ему говорю: можно. И он заиграл, причём профессионально. Потом запел тувинским горловым пением. Я ему: тише-тише! Связки же так можно повредить. А он мне в ответ: я давно так умею, шаманизмом увлекаюсь, - рассказывает Юлия Владимировна.
На одном из первых занятий Юлия Кукуруза исполнила несколько классических арий своим хорошо поставленным драматическим сопрано. Дети к ней потянулись, есть уже те, кто побеждал на престижных вокальных конкурсах, даже международных. А выпускница Оля Сухарева мечтает стать профессиональной оперной певицей и готовится в следующем году к поступлению в Курское музыкальное училище для слепых и слабовидящих.
Урок добра для тех, кто видит
Как говорит наша героиня, прочувствовать ощущения слепого человека может каждый. Достаточно, не включая свет, в кромешной темноте попробовать пройтись по собственной квартире. Многие её ученики в такой тьме живут с рождения. Постоянное общение со слепыми и слабовидящими детьми ей, человеку зрячему, постоянно преподносит самые главные уроки жизни – уроки добра.
- Всем нам нужно наконец-то научиться любить людей. А это самый сложный урок. Давайте взглянем на себя со стороны! Мы же стали какими-то безжалостными! А наши воспитанники дают нам такой урок доброты. Вы знаете, меня в первые дни, как я пришла работать в интернат, поразил такой простой момент. Ученики здесь держат дверь, пока не зайдёт другой человек. И только потом они её закрывают. Я сначала подумала, ну, может это один-другой особенно вежливый ребёнок. Но потом поняла, тут все так делают. В других школах я такого никогда не наблюдала, - подмечает Юлия Кукуруза.
И, конечно же, музыка появилась именно для того, чтобы сделать людей добрее.
- Слушайте музыку, слушайте классику! Музыка – это машина времени. Когда-то люди переживали те же чувства, что испытываем мы сейчас. Ничего, по сути, в мире не изменилось. Мы так же любим, болеем. С эпохами меняется только наше окружение: техника, архитектура, одежда. А мы остаёмся людьми, - резюмирует педагог.
В этом году Юлия Кукуруза стала одной из четырёх представителей Хабаровского края, кто прошёл в финал общероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере дополнительного образования «Сердце отдаю детям». И пусть победа досталось не ей, главное, говорит Юлия Владимировна, её послание педагогическому сообществу услышали.
Самый сложный урок для хабаровского учителя музыки
Автор: Горчаков Даниил
Юлия Кукуруза рассказала о том, чему способны научить слепые дети
Самый сложный урок для хабаровского учителя музыки
11 января 2021
Поделиться
Поделиться
Отправить
Проводником в мир ярких образов и светлых чувств для слепых и слабовидящих детей называют учителя музыки хабаровского интерната №2 Юлию Кукурузу. Как бывший начальник городского отдела культуры из забайкальского городка нашла свой новый путь и какие уроки она сама получила от своих воспитанников, педагог рассказала корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».
Мелодии из детства
С Юлией Владимировной мы встречаемся на её рабочем месте. Под вечер занятия закончены. В интернате шум и гам, как в обычной школе. Родители забирают мальчишек и девочек по домам. Те, кто живёт в городе, учатся здесь в обычном школьном режиме. Те, кто приехал из других городов и сёл края, живут в интернате, дома только на выходных или каникулах.
Первым делом педагог показывает новое электронное фотрепиано. По национальному проекту получили сразу целый комплект инструментов. Отрадно, что государство понимает важность музыкального образования.
- В нашей школе учатся особые дети. Нарушенное зрение не даёт им видеть мир во всём богатстве красок. А музыка имеет большое значение для становления особенного ребёнка. Музыка – это источник информации, способ общения. Она помогает ребёнку адаптироваться в обществе, - говорит Юлия Кукуруза.
Юлия Владимировна родом из забайкальского городка Балей, в 350 км от Читы. Говорит, любовь к музыке впитала с колыбели. Отец Владимир Семёнович – баянист. Милиционер по профессии, в быту каждую свободную минуту играл на любимом инструменте.
- Сам он себя называл баянистом-технарём. То есть в совершенстве владеющим техникой игры. По вечерам он каждый день развлекал нас с братом мелодиями. Исполнял на баяне «Танец с саблями» Арама Хачатуряна, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, другие невероятно сложные для исполнения произведения, - рассказывает учитель.
Разумеется, в такой семье музыка не могла не стать будущей профессией Юлии Владимировны: музыкальная школа в родном городке, потом диплом с отличием дирижёрско-хорового факультета в Чите, Академия культуры и искусств в Улан-Удэ. По возвращении домой ушла в педагогику, преподавала в школе, а потом в педколледже города Балея. Но, как признаётся Юлия, тяга к творчеству, прекрасному не отпускала. Через годы учительской работы возглавила городской дом культуры, получила ещё и юридическое образование, была депутатом, руководила отделом культуры в мэрии Балея.
Дети с белыми тростями
Когда сын Артём закончил школу и поступил в хабаровский ТОГУ, семья Юлии решила оставить Балей. Забайкальский городок приходит в упадок, хотя и стоит в буквальном смысле на золоте. Очень большие проблемы с экологией. В Хабаровске учитель музыки нашла работу в ДК железнодорожников, руководила детским вокальным коллективом.
- В интернат для слепых и слабовидящих детей меня привёл случай. Живём мы тут рядом. Каждый день видела детей с белыми тростями. Сейчас я знаю, что это занятия по профессиональной ориентации в пространстве. Год мимо интерната ходила на работу. А потом сама себя спросила: что ты мимо ходишь? Зайди! Первым делом заглянула на сайт интерната. Там объявление: требуется юрист. А ведь такое образование в Забайкалье успела получить. А директор при первой встрече предложила пойти по основной профессии - учителем музыки, - вспоминает Юлия Кукуруза.
Три года педагог отдаёт себя детям с проблемами со зрением в интернате №2. Признаётся - такой уникальной практики в преподавательской карьере ещё не было.
- Они по-особенному воспринимают музыку, слышат больше, чем я, человек, который долго и профессионально учился, замечают такие тонкости, которые зрячему человеку увидеть не дано. Первый год работы тут я каждый вечер приходила домой с новым открытием и в восторге. Поразил меня совершенно слепой мальчик-второклассник. Зашёл в кабинет и спросил: можно я на варгане вам сыграю? Я ему говорю: можно. И он заиграл, причём профессионально. Потом запел тувинским горловым пением. Я ему: тише-тише! Связки же так можно повредить. А он мне в ответ: я давно так умею, шаманизмом увлекаюсь, - рассказывает Юлия Владимировна.
На одном из первых занятий Юлия Кукуруза исполнила несколько классических арий своим хорошо поставленным драматическим сопрано. Дети к ней потянулись, есть уже те, кто побеждал на престижных вокальных конкурсах, даже международных. А выпускница Оля Сухарева мечтает стать профессиональной оперной певицей и готовится в следующем году к поступлению в Курское музыкальное училище для слепых и слабовидящих.
Урок добра для тех, кто видит
Как говорит наша героиня, прочувствовать ощущения слепого человека может каждый. Достаточно, не включая свет, в кромешной темноте попробовать пройтись по собственной квартире. Многие её ученики в такой тьме живут с рождения. Постоянное общение со слепыми и слабовидящими детьми ей, человеку зрячему, постоянно преподносит самые главные уроки жизни – уроки добра.
- Всем нам нужно наконец-то научиться любить людей. А это самый сложный урок. Давайте взглянем на себя со стороны! Мы же стали какими-то безжалостными! А наши воспитанники дают нам такой урок доброты. Вы знаете, меня в первые дни, как я пришла работать в интернат, поразил такой простой момент. Ученики здесь держат дверь, пока не зайдёт другой человек. И только потом они её закрывают. Я сначала подумала, ну, может это один-другой особенно вежливый ребёнок. Но потом поняла, тут все так делают. В других школах я такого никогда не наблюдала, - подмечает Юлия Кукуруза.
И, конечно же, музыка появилась именно для того, чтобы сделать людей добрее.
- Слушайте музыку, слушайте классику! Музыка – это машина времени. Когда-то люди переживали те же чувства, что испытываем мы сейчас. Ничего, по сути, в мире не изменилось. Мы так же любим, болеем. С эпохами меняется только наше окружение: техника, архитектура, одежда. А мы остаёмся людьми, - резюмирует педагог.
В этом году Юлия Кукуруза стала одной из четырёх представителей Хабаровского края, кто прошёл в финал общероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере дополнительного образования «Сердце отдаю детям». И пусть победа досталось не ей, главное, говорит Юлия Владимировна, её послание педагогическому сообществу услышали.