Главное
Культура, 18 декабря, 19:30

Хабаровские музейщики расскажут про «Магию зимних праздников»

И споют рождественский гимн

Хабаровские музейщики расскажут про «Магию зимних праздников»
Фото: музейно-культурный центр «Амурский утес»
Музейно-культурный центр «Амурский утес» Гродековского музея записывает серию коротких видео под названием «Магия зимних праздников», которые скоро можно будет увидеть на их сайте, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Первые посвящены Новому году. 

Всего серий будет пять. В первых трех рассказывается о традициях празднования Нового года и Рождества.
- Мы хотим напомнить, что все началось с Петра I, который своим царским Указом перенес начало года с сентября на январь, - рассказывает заведующая музейно-культурным центром "Амурский утес" музея имени Гродекова Анастасия Бездудная. - Новый год не сразу стал главным зимним праздником. Европейские рождественские и новогодние атрибуты - елка, Дед Мороз, шампанское, хлопушки и фейерверки - прижились в российских городах лишь в середине XIX века. Новогодние праздники длились тогда с 24 декабря по 6 января и включали в себя Сочельник, Рождество и Васильев вечер – 31 декабря. Елку устанавливали накануне Рождества и убирали только после святок, то есть после Крещения.
Наряжали ее разными игрушками, а делали их из пчелиного воска, стекла, дерева и металла, из ваты или папье-маше, картона, сахара и даже пряников. Музейщики покажут старинные елочные игрушки из коллекции Гродековского музея.
 - Интересно, что дворяне и крестьяне сразу приняли праздник, дольше всех сопротивлялось старое купечество, - говорит Анастасия Бездудная. - Но в итоге и оно не устояло. Это же так здорово – собираться семьей вместе и наряжать елку! Первые игрушки были обязательно с религиозным смыслом - Вифлеемская звезда, ангелы, колокольчики, которые символизировали голос Бога, целые библейские сюжеты. У подножия елки стояло распятие. Постепенно игрушек с религиозными мотивами становилось всё меньше. Праздник же!
И тогда под елку стали ставить Деда Мороза.
- Дедушку, который приносит подарки, называли по-разному, - рассказывает моя собеседница. – Имя Санта Клауса, как и святого Николая, в России не прижилось. Одно время старика звали Старый Рупрехт, напоминая о его немецком происхождении. Потом он превратился в дедушку Николая, а еще через десять лет его стали величать Морозко или просто Морозом. Казалось бы, вот-вот Мороз превратится в Деда Мороза, но нет! В начале XX века он вдруг превратился в Ёлкича, затем в святочного старика, рождественского деда. И длилось это, до тех пор, пока Сергей Есенин не написал стихотворение-сказку «Сиротка», в котором фигурировал Дедушка Мороз. Именно этот вариант оказался самым лучшим.
Потом авторы проекта расскажут историю создания главной песни Рождества «Тихой ночью», она в свое время так понравилась Александру I, который услышал ее в Австрии, что он пригласил артистов на гастроли в Россию. Так песню узнала российская публика. Музейщики споют этот рождественский гимн, подыграв себе на рояле. Еще две серии проекта будут посвящены рождественским гаданиям.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме