Главное
Культура, 04 июня, 09:30

«Чернобыль» обогнал даже «Игру престолов»

Шведский режиссер снял хит о героях, чьи имена преступно малоизвестны даже на родине

«Чернобыль» обогнал даже «Игру престолов»
В ночь на вторник выходит заключительный эпизод мини-сериала «Чернобыль» — самой громкой новинки телесезона. Американо-британский проект шведского режиссера Йохана Ренка появился на экранах почти одновременно с финальным сезоном «Игры престолов», но быстро обогнал конкурента в зрительском рейтинге портала IMDb и неожиданно возглавил топ самых популярных сериалов в истории, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на  «Известия».

Реконструкция без клюквы

Конечно, слово «Чернобыль» слышали везде — самая страшная техногенная катастрофа широко известна в мире. Реальной фактуры там хватит на добрый десяток картин — от героического фильма до хоррора. Однако вряд ли можно было ожидать, что на Западе вдруг снимут чрезвычайно дорогую телекартину, где всё действие разворачивается в дотошно восстановленных позднесоветских реалиях (уровень клюквы плещется в районе погрешности), среди героев нет ни одного американца, а иностранцы в роли русских не имитируют дурацкий акцент.

Объяснение простое — «Чернобыль» придумали не в кабинетах продюсеров, где проекты готовят по готовым рецептам успеха. Это дело рук опытного сценариста Крейга Мэйзина, сделавшего себе имя на голливудских комедиях. В свободное от заработка время он годами собирал материалы о чернобыльской аварии — сначала из чистого любопытства, затем из восхищения перед историей героизма простых советских граждан. Мэйзин лично общался со специалистами, прочитал десятки книг, побывал в зоне отчуждения и потом наудачу отнес проект на канал HBO, где как раз искали новый потенциальный хит.

«Чернобыль» густонаселен, но концентрируется на трагической судьбе химика Валерия Легасова (Джаред Харрис), члена правительственной комиссии по ликвидации катастрофы, который одним из первых прибыл на место и провел четыре месяца в районе Припяти. Действие свободно перемещается из тесных припятских квартир к затопленным коридорам станции и даже к Кремлю. В пяти сериях подробно пересказана многомесячная борьба ученых, властей и рядовых ликвидаторов с вышедшей из-под контроля рукотворной стихией — это история о героях, которые спасли миллионы жизни ценой своей и чьи имена преступно малоизвестны даже на родине.


KLS_000753_00004_1_t218_142557 (1).jpg


Это и есть главный ответ на вопрос о внезапном успехе сериала. Во все времена зрители любили истории о простых людях, которым самой судьбой выпало совершить подвиг. Мэйзин с каждым витком меняет жанр, от фильма ужасов переходит к производственной драме, а то и к политическому триллеру — но не жертвует людьми во имя эффектной драматургии. Даже герои, которые ненадолго появляются в кадре (например, инженеры, нырнувшие в затопленные коридоры открыть шлюзы), говорят свои имена — это не особенно нужно для действия, но важно для нашей памяти.


Что особенно импонирует русскоязычному зрителю — степень правдоподобия в «Чернобыле» превышает даже большинство отечественных фильмов о той эпохе. Съемки проходили преимущественно в Литве. Там нашли и районы жилой советской застройки (почти неотличимой от Припяти), и Игналинскую АЭС, построенную по тому же плану, что и ее чернобыльская сестра. Вещный мир оформляли выходцы из СССР, одежду и предметы быта закупали по всему Восточному блоку, а все актеры перед съемками прочитали «Чернобыльскую молитву» Светланы Алексиевич, основанную на интервью с участниками событий.

Большое видится на расстоянии

Первые четыре серии нашумевшего сериала успел посмотреть председатель координационного совета ветеранов Чернобыля Москвы по Юго-Западному округу Анатолий Алферов, и увиденное вызвало у него двойственные чувства.
— С одной стороны, хорошо, что такой фильм вообще сняли. Он привлек широкое общественное внимание к трагедии, о которой уже начинают забывать. Очень жаль, что этого не сделали в нашей стране. В сериале всё снято близко к фактическим событиям, сюжет выстроен логично, показан героический подвиг пожарных, первыми прибывших на место катастрофы, — сказал он «Известиям». — Но, с другой стороны, такие моменты, например, когда людей ведут на работы под дулом автоматов, совершенно не соответствуют действительности. Все участвовали сознательно, из любви к родине.

1041356904.jpg

Благожелательно о сериале отозвался и министр культуры Владимир Мединский. По его словам, «Чернобыль» сделан ярко, интересно, а главное — «с любовью и симпатией к простому человеку».

— Сериал — это не документальное кино, поэтому в нем есть и ошибки, и преувеличения. Но есть и много сочувствия. Мой отец, который был со второго дня в Чернобыле, работал непосредственно в Припяти, тоже посмотрел фильм и сказал, что он очень сильный. И так совпало — у нас в работе сейчас находится несколько фильмов о Чернобыле. Большие трагедии и победы видятся на расстоянии. Видимо, сейчас наши режиссеры и авторы подошли к осмыслению этих событий. Думаю, в ближайшие годы мы увидим несколько ярких, несуетливо сделанных российских картин, — поделился министр.

«Чернобыль» ненамного опередил отечественные проекты. Еще в прошлом году стартовали съемки одноименного сериала Алексея Мурадова, который рассказывает о тех событиях сквозь призму шпионского триллера. Главный герой, подполковник военной контрразведки (Игорь Петренко), прибывает в Припять, чтобы разоблачить агента ЦРУ. Судя по этому сюжету, в отечественном проекте будет гораздо больше клюквы о Чернобыле, чем в шведско-американо-британском.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме