В Хабаровске завершился IX Международный фестиваль классической музыки Юрия Башмета. Как ранее сообщало ИА «Хабаровский край сегодня», с 26 марта по 2 апреля он проходил на площадках краевой столицы, Комсомольска и Амурска. Любители классики в этот раз смогли услышать звучание сразу двух редчайших скрипок, которые в XVIII веке были созданы великими итальянскими мастерами (о противостоянии домов Страдивари и Гварнери был даже снят советский фильм-детектив «Визит к минотавру»).
В день открытия фестиваля в Хабаровске на инструменте работы Страдивари сыграл молодой японский музыкант Фумияки Миура.
На закрытии слушателей удивил первым исполнением в России концерта для скрипки и бандонеона аргентинского композитора Джоффри бельгийский скрипач с мировым именем Майкл Гутман. Бандонеона (это разновидность ручной гармоники) в Хабаровске не нашлось. Однако партию этого инструмента блистательно сыграл на аккордеоне выпускник московской академии музыки им. Гнесиных и консерватории в Женвилье (Франция) Александр Веретенников. На скрипке солировал дирижёр Брюссельского камерного оркестра Майкл Гуттман. На той самой скрипке работы соперника Страдивари Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу. По данным из открытых источников, стоимость созданных им в первой половине XVIII столетия инструментов сегодня превышает миллион долларов США.
В эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» исполнитель с мировым именем Майкл Гутман объяснил, почему выбрал именно скрипку Гварнери, с чем у него ассоциируется Хабаровск и как правильно прививать детям любовь к музыке.
- Майкл, когда вы отправлялись в Хабаровск на фестиваль Юрия Башмета, так далеко от вашего родного Брюсселя, было ли какое-то представление, куда вы едите, что за публика вас тут ждёт?
- Удивил вас чем-либо Хабаровск?
- Да и у города есть какой-то особенный шарм: парки, здания спокойных цветов, церкви на фоне ясного неба. Очень красиво. К творчеству располагает. Честно, не ожидал так далеко в провинции, совсем рядом с Китаем увидеть вполне себе европейский город. Ещё удивило, как тут любят грузинскую кухню. Где Грузия, а где Хабаровск! Название ресторана не помню, друзья меня туда водили, но было невероятно вкусно. Идентично.
- Что скажете о местной публике?
- Согласен, залы, по крайней мере на время фестиваля, собираются полные. Но публика в основном состоит из людей старшего поколения. А как в Европе?
- Арт-директор фестиваля классической музыки Юрий Башмет рассказал, что вы играете на уникальной скрипке работы великого итальянского мастера XVIII века Гварнери дель Джезу. Почему вы не выбрали инструмент более известного широкой публике Страдивари?
- А как вы пришли в музыку? Был ли это осмысленный выбор или родители наставили на этот путь?
- Я вырос в Брюсселе в музыкальной семье. Моя мама Сюзанн – известная в Европе пианистка. Дома постоянно гостили музыканты. Мой крестный отец – Жан-Пьер Рампаль. Он при жизни считался одним из величайших флейтистов в мире. Так что музыка окружала меня с самого раннего детства. Почему именно скрипка? Наверно, потому что, когда я был маленький, друзья нашей семьи именно в скрипичных футлярах приносили маленькие подарки. Это всегда была какая-то приятная тайна, что на этот раз для меня. Так уж вышло в 10 лет я уже стал самым юным студентом Королевской консерватории Брюсселя.
- Если родители хотят, чтобы их ребёнок научился музыке, как нужно поступать? Многие просто заставляют своих детей посещать занятия, едва ли не из-под палки. Эффективен ли такой способ приучения к искусству?
- Расскажите о вашей семье. Пошли ли ваши дети по вашим стопам?
- У меня четверо детей. Трое уже взрослые. Никто из них музыкантом не стал. Старший Одри – писатель в Париже. Аксель трудится учёным-биологом в Японии. Кстати, из Хабаровска я лечу к нему в гости. Лорри – актриса в Нью-Йорке. Самая младшенькая – Джульетта ещё ребёнок. Её мама, моя вторая жена - китаянка. Живут в Брюсселе. Может Джульетта решит в будущем заниматься музыкой профессионально. Но я не настаиваю. На самом деле труд музыканта – это постоянные гастроли: гостиница, концертный зал, самолёт. Совсем не простая эта профессия.