Главное
Туризм, 07 июня, 11:30

Досмотр туристов из Фуюаня в Хабаровске заканчивается вызовами скорой

Нынешняя навигация беспрецедентна в плане борьбы с «кирпичами»

Досмотр туристов из Фуюаня в Хабаровске заканчивается вызовами скорой

Нынешнюю навигацию из Хабаровска в Фуюань туроператоры и туристы называют беспрецедентной в плане борьбы с так называемыми «кирпичами». Таможня заставляет обосновать необходимость приобретения чуть ли не каждой пары носок или детской коляски. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» встретился со всеми сторонами конфликта, чтобы разобраться в ситуации.

Туриста встретит «неотложка»

О том, что на пока ещё популярном у туристов речном пункте пропуска Хабаровск – Фуюань творятся, по крайней мере, странные вещи, нашему изданию пожаловались сразу несколько представителей небольших турфирм, которые организуют групповые поездки в соседний китайский город. Правда, говорить об ущемлении прав они сперва соглашаются на условиях анонимности. Признаются, что боятся ссорится с таможенниками.

После завершения очередного рейса из Фуюаня обхожу многочисленные вагончики около речного вокзала, где любой желающий при наличии загранпаспорта может оформить тур на пару-тройку дней на китайскую сторону Амура. Не называя поначалу своих имён, организаторы шоп-туров рассказывают удивительные вещи.

- На российской таможне с людьми разговаривают, как на допросе, -  говорит представительница одной из компаний. – «Скорую» уже не один раз приходилось вызывать. Мужчину начали спрашивать, какие именно вещи он везёт. А он не знает своих прав и растерялся. Каким-то образом инспекторы на досмотре вытянули у него фразу, что «не для личного пользования». Вещи изъяли. Ему стало плохо. Вызвали реанимобиль. Человеку сделали укол. Ему вроде бы стало получше, но его и дальше продолжали допрашивать.

Подобные истории подтверждают и в соседних вагончиках.

- Мужчина вёз из Фуюаня новый радиатор для своего автомобиля, - продолжает представительница другой туристической компании. – Таможня потребовала доказать, что эта деталь предназначена для личного пользования, а не для продажи. Ему на пункт пропуска родственники привезли документы на машину. Но даже это не стало аргументом. А гражданин страдает диабетом. Вызвали «скорую», те оказали помощь гражданину, но и после этого допрос продолжился, на несколько часов растянулся! В конце концов, злосчастный радиатор отправили на экспертизу! Что ж это такое! 

«Скорая» на пункте пропуска Хабаровск – Фуюань с начала навигации этого года стала едва ли не привычным атрибутом. Кто-то из туристов тайком, несмотря на официальный запрет фото- и видеосъёмки, сумел сделать на телефон запись, как расстроенной результатами прохождения контроля женщине врачи прямо в зале досмотра снимают кардиограмму. После того, как туристке становится легче, таможенники продолжают неприятный разговор о предназначении ввозимых из Китая вещей.



От людей требуют всевозможные доказательства и справки. Одной женщине запретили ввозить памперсы, коляску и детский горшок, потребовав справку о том, что ее дочь, для которой она везла эти вещи, действительно ждет ребенка. 

У другой туристки отобрали коврики для машины гражданского супруга, объяснив это тем, что их брак нельзя подтвердить документально. А значит, ввозимые автомобильные аксессуары якобы не предназначены для личного потребления и подлежат изъятию.

- Я везла из Китая для личного потребления кухонную машину - тестомес-лапшерезку. Предъявила на таможне чек из магазина, где купила аппарат, технический паспорт. Но мне её предложили отправить обратно в Китай. Я, естественно, отказалась - пожаловалась нашему корреспонденту жительница Хабаровска, пожелав остаться не названной. - Технику, которую я купила за 5400 рублей, у меня изъяли на так называемую экспертизу.  А перед экспертами поставили вопрос о предназначении этого аппарата. Ну не глупость ли?
IMG_2682.JPG

Коробки отдельно, чемоданы с собой

Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» сумел лично понаблюдать за тем, как идёт таможенное оформление на пункте пропуска из китайского Фуюаня. Каких-либо скандальных ситуаций не возникло. Разве что у девушки-китаянки, приехавшей на теплоходе в Хабаровск, во время досмотра изъяли пакетик с какими-то пищевыми продуктами. Но это мелочи.

По досмотровой ленте плыли ввозимые туристами сумки, баулы и чемоданы. Удивило, что едва ли не у каждого второго были с собой абсолютно одинаковые коробки с заводской упаковкой с детскими колясками, гироскутерами, два довольно крупных велосипеда. Похоже, чуть ли не все едут сегодня в Китай за одними и теми же покупками. Всё это после прохождения рентгена ставилось на весы, норма провоза товаров для индивидуального потребления – не больше 50 килограммов.

В глаза бросилось то, что после прохождения таможни, прямо на дебаркадере коробки с колясками, гироскутерами и велосипедами туристы аккуратно складывали в отдельную кучку и уходили на берег со своими сумками. Собранный в одном месте товар уже собирали два крепких грузчика и уносили куда-то отдельно.


обрезан сумки.jpeg

Трёх руководительниц туристических групп таможенники уже после того, как поток людей прошёл досмотр, попросили заполнить какие-то бумаги.

- Это форма таможенного контроля «получение объяснений», - объяснили таможенники. – Она применяется к лицам, которые очень часто пересекают границу. Это необходимо для анализа ввезённой ими продукции из Китая в Россию.

Покидая дебаркадер с надписью «Речной пункт пропуска через госграницу РФ Хабаровск», перекидываюсь парой слов с охранниками и отдыхающим после тяжёлой работы грузчиком.

- Ну как? Повесили вам лапшу на уши? – спрашивают меня они.

- У меня это только второе дежурство, когда сюда «скорая помощь» или полиция не приезжает, - уверяет один из двух секьюрити. – Люди пожаловались на таможенников в прокуратуру, проверки начались, вот они чуть-чуть мягче досмотр стали проводить. А так тут такие страсти творятся!

За державу обидно

Пояснить ситуацию с жалобами на таможенников на речном пункте пропуска Хабаровск – Фуюань соглашается начальник хабаровского таможенного поста Евгений Данилов. До недавнего времени он отвечал за порядок перемещения людей и товаров на участке в Бикинском районе. Говорит, там пытался навести порядок с бизнесом так называемых «помогаев», когда люди покупают путёвку в Китай за полцены, но в качестве компенсации должны на обратном пути перевезти в Россию чужой груз, выдавая его за свой. После перевода в Хабаровск намерен бороться с «кирпичами» на фуюаньском направлении.

- Обратите внимание, что жалобы на таможню в прессу, в контролирующие органы поступают не от рядовых туристов, а от руководителей турфирм, - говорит Евгений Данилов. – Ведь туристу-«помогаю» судьба ввезённого товара неинтересна. Он своё уже получил: отдохнул, съездил в Фуюань по сниженной цене. А вот для реальных хозяев товара, что попал на склад таможни или был отправлен обратно в Китай, для организаторов таких туров это настоящая головная боль. Они теряют деньги, потому и поднимают волну возмущения.

- Ну а нет ли такого, когда в пылу борьбы с «помогаями» могут пострадать и обычные туристы, которые что-то в самом деле купили для себя? Как вы объясните, что «скорую» приходится людям вызывать прямо на таможню, - спрашиваю я.

- Ну вот смотрите, сначала с судна довольно крепкий мужчина бросает баулы по 40 килограммов, а во время прохождения процедуры таможенного оформления ему вдруг становится плохо, якобы от вопросов наших инспекторов. Вызываем «скорую», а потом наблюдаем, как этот же гражданин, который едва не при смерти был, грузит на себя тяжелейшие сумки и как ни в чём не бывало несёт их до машины, - отвечает Евгений Данилов. – Когда наблюдаешь такую картину, невольно начинаешь сомневаться: а не было ли это притворство?

Евгений Данилов уверяет, что сотрудники таможни действуют строго в рамках своих полномочий.

- В эту навигацию мы начали полностью использовать формы таможенного контроля, - объясняет он. – Если таможенный орган может сделать запрос, мы делаем. Если мы можем выставить требования о предоставлении документов, мы выставляем, - отвечает он. - Например, человек везёт 4 топливные помпы для автомобиля Nissan. Я всё понимаю, что может быть две помпы про запас. Но по поводу четырёх уже возникают вопросы. Спрашиваю: а есть ли у вас автомобиль в наличии? Человек теряется. Запрашиваем у него документы о наличии у него в собственности машины именно такой марки. Товар размещаем на склад временного хранения, человеку предлагаем принести подтверждающие документы. Но, как правило, никто ничего не предоставляет.

Активизацию борьбы с «помогаечными» турами таможенники объясняют государственными интересами. За державу обидно!

- Получается, что пошлина за товар, который отправится на продажу, в бюджет не поступает, зато продавец, реализовав иностранный товар на территории страны, получит свою прибыль, причём вне всякой конкуренции. Ведь цена товаров легальных импортёров, ввезённый в соответствии со всеми требованиями, стандартами и налогами, будет гораздо выше, чем за ввезённый под видом товаров для личного пользования, - отметила пресс-секретарь Хабаровской таможни Виктория Алёшина. 
Несмотря на то, что каждому туристу выдается сумка, заранее сформированная «отправителем» таким образом, что никто не подкопается (и по весу, и по стоимости, и по количеству товара), общая картина происходящего не может оставить равнодушными контролирующие органы. 
- В момент перемещения товаров через стойки таможенного контроля ряд туристов не могут ответить на вопросы инспектора о том, что находится в багаже, - говорит Виктория Алёшина. - Оно и понятно. Все эти сумки после прохождения таможенного контроля туристы оставляют в обозначенном организаторами такой схемы месте и далее знать не знают, куда потом отправятся их «покупки». Зато наверняка знают организаторы таких туров и очень нервничают, если инспектор сомневается в предназначении товаров.

Рыбу скотчем к телу

Представители туриндустрии, которые работают на фуюаньском направлении, опасаются, что ужесточение контроля со стороны таможни окончательно убьёт их бизнес. После резкого падения курса рубля в 2014 году турпоток в приграничные города Китая начал стремительно падать. Товары и услуги в Поднебесной стали не по карману многим любителям шоп-туров. Зато китайцы стали активнее приезжать на Дальний Восток. Только вот, как отметили на Хабаровской таможне, похоже, что уже и иностранцев начинают вовлекать в теневой бизнес.

- Недавно наблюдал группу китайских туристов, которые прибыли в Хабаровск через речной пункт пропуска. У всех одинаковые пустые чемоданы, в которых упакован багаж меньших размеров по принципу матрёшки. Руководитель группы заверил, что граждане КНР запаслись тарой для покупки российских товаров. Правда, назад эта группа уже ехала без чемоданов, с совсем другими сумками. Куда делись ввезённые чемоданы, можно только догадываться, - поделился своими наблюдениями начальник хабаровского таможенного поста Евгений Данилов.

Руководители туристических компаний, которые помимо отправки российских туристов в Фуюань занимаются приёмом китайских в Хабаровске, обратили внимание на другую актуальную, по их мнению, проблему.

- Люди приезжают из Китая, готовы тратить в наших магазинах немалые суммы, но и их ставят на нашей таможне в какие-то нелепые рамки, - говорит руководитель туркомпании. – Ну что такое - разрешено вывезти за пределы России не более 5 килограммов рыбной продукции на человека? Китайцы очень полюбили нашу копченую рыбу. Наблюдала картину, как многие туристы перед возвращением на родину к телу скотчем приматывают балыки и тёши. Ну хотят люди угостить родных, они же купили этот товар, оставили в нашей стране деньги. Но и они попадают под давление со стороны контролирующих органов.

Таможенники объясняют эти требования нормами федерального законодательства. Например, вывезти за пределы России иностранец имеет право не более одного блока сигарет. С той же рыбой, это, мол, забота о репутации страны. А что, если привезёт некачественный продукт такой турист, накормит родных и друзей, а они в больницу слягут. Более крупные партии продуктов питания из России вывозить в тот же Китай можно вполне на легальных основаниях. Для этого нужно только заполнить соответствующую декларацию и заплатить таможенный сбор - всего 750 рублей за всю партию.


_ICH3801.JPG

Килограммы будут таять

«Помогаи», «кирпичи», «фонари», «кэмэлы» - как только в разные годы не называли туристов, которые ввозили из-за границы коммерческие грузы под видом товаров для личного потребления. В 90-е годы прошлого столетия такой челночный бизнес позволил наполнить российские рынки не всегда качественным, но доступным по цене товаром.

- Сейчас это, по сути, пережиток прошлого, - считает Евгений Данилов. – Российская Федерация в соответствии с решением совета Евразийской экономической комиссии в ближайшее время сократит нормы разрешённого провоза товаров для личного пользования. При этом это коснётся не только российско-китайской границы, но и Казахстана, Турции, Финляндии и стран Евросоюза.

На сегодняшний день одно физическое лицо может беспошлинно ввезти в Россию товары для личного пользования общим весом не более 50 кг и стоимостью не более 1500 евро (10000 евро воздушным транспортом).

С 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. – 50 кг и 1000 евро соответственно.

С 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 35 кг и 750 евро соответственно.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 25 кг и 500 евро соответственно.

Это означает, что полулегальный бизнес по ввозу коммерческих грузов под видом товаров для личного потребления постепенно станет невыгоден. Но и возможности съездить в тот же Фуюань за полцены по таким «серым схемам» туристы лишатся.

_ICH3815.JPG

КСТАТИ

Человек, приобретающий за границей товары для себя, сам соизмеряет уровень их опасности, к примеру, понимая, что товар не отвечает определённым критериям качества. А вот ввоз товаров с целью их продажи обязательно должен сопровождаться документами, подтверждающими их качество, безопасность в использовании и т.д. Особенно одежда, обувь, игрушки, детские товары, бытовая техника – все это подтверждается при ввозе сертификатами соответствия качества и иными документами, установленными законом. Соответственно товары, ввезенные «для себя» без всяких документов, и отправленные в последствие в продажу представляют собой огромную опасность для здоровья и даже для жизни человека.

 В таможенной практике есть случай, когда туристы привезли «для себя и своей многочисленной семьи» обыкновенные дуршлаги из Китая, которые, как установила таможенная экспертиза, оказались радиоактивными. 

При этом человек, взявшийся перевезти через таможенную границу чужие товары, должен осознавать, что ответственность за содержимое багажа полностью лежит на нем. А потому в случае обнаружения в представленном к осмотру багаже товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на территорию России, отвечать за них в полной мере предстоит именно ему.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме