- Чаще всего на полёты выезжаем с дочерью Ксенией, моим «механиком», ей приходится знатно помогать – выкатывать на полосу разгона и расчехлять аппарат, а затем и заводить махину с помощью ручного стартера. Не женское это дело! Поэтому дочка, не предупредив, обратилась за помощью к
известному блогеру, бомбардировщику в отставке. Он объявил сбор средств и буквально за день план был выполнен на 150%, вместо заявленных 40 тысяч рублей собрали 60, - говорит собеседник. - Неожиданно и очень приятно! Двигатель у меня старый, давно снят с производства, чтобы найти на него запчасти и установить электростартер, нужен настоящий мастер. Такого нашёл в Ассоциации экспериментальной авиации, с ним связался, к апрелю дельталёт должен быть починен.
Видеть землю с высоты птичьего полёта Валерий Эдуардович привык, планирует под парусом воздушного судна с 1977 года. До этого вместе с другом на балконе двухэтажного барака мастерили первый примитивный дельтаплан по журнальным вырезкам и сомнительным, найденным невесть где, схемам. Использовали все: для купола по уценке набрали болоньевой ткани, каркас смастерили из прыжковых шестов, а ручку управления, называемую у авиаторов трапецией, сделали из алюминиевой гардины. Казалось, собранный механизм просто не сможет «опираться» на воздух, но он он полетел! С тех пор небо ворвалось в жизнь товарищей, а вместе с ними настоящая жизнь, полная чувства свободы и передряг. Подходящих для старта планирования высоких точек в Хабаровске практически не было, разве что обрыв на берегу Амура. Осваивали высотки. Однажды друг предложил опробовать прыгнуть с «Интуриста», объект особо охраняемый, экстремалов могли загрести сотрудники КГБ или милиции, но повезло. В то время здание было открыто не полностью, в нем шли ремонтные работы, поэтому на выходку двух безбашенных парней не обратили внимания.
До 1986 года авиатор-любитель провёл в воздухе, не получив ни единой царапины. А в роковой год, работая на сенокосе, совершенно случайно попал в автомобильную аварию. После перелома позвоночника пришлось пересесть в инвалидное кресло. Тогда и мысли тяжёлые в голову авиатора приходили, но друзья не давали в них погрузиться, вытаскивали из дома, снова и снова поднимали в небо. Постепенно Валерий Эдуардович зажегся идеей вернуться к самостоятельному управлению летательного аппарата. Три года заняло строительство приспособленного дельталёта, настроил ручное управление.
- Куда ты лезешь! По земле то нормально катиться не можешь, а тут - в воздух подняться, – думал я во время подготовки к первому полёту. – Нужно было разогнаться до 30 км/час, выдерживать курс, ручным нажатием одновременно управляя колесом и крылом. Все получилось, друзья поддержали, к тому же, сработала мышечная память.
Теперь в тёплый сезон вечерами, когда погода устанавливается и земля прогревается, авиатор поднимается в воздух на высоту 500-800 метров, описывая круги на воздушном поле над аэродромом Калинка. Рисковать и отправляться на далёкие маршруты Валерий Эдуардович не желает. Зачем? Ведь может закончиться горючее или отсутствовать место для комфортной посадки. Такие неожиданности происходят нередко и авиатор к ним готов. Так, при отказе двигателя, посадку совершает совершенно спокойно: главное, чтобы было куда приземлиться.Кстати, по профессии Валерий Цыганков художник-оформитель. В своё время, говорит, работы было невпроворот. К примеру, в салонах службы быта, сети которой оплетали практически весь край, создавал интерьеры, устраивал профсоюзные уголки, готовил наружную рекламу. Мастерил все, сколько себя помнит. Сейчас, находясь на пенсии, занимается ремонтом автомобильных фар.
- Я человек счастливый! Еще в 17 лет познакомился со своей супругой, она меня всю жизнь поддерживает. У нас трое взрослых детей, четверо внуков. Ожидаем скорое пополнение, дочь Маруся в феврале должна подарить пятого внучка, - рассказывает собеседник.
Решая насущные вопросы, не забывает воздухоплаватель и оставлять место сокровенным мечтам – уже несколько лет он вынашивает идею отправиться на Шантарские острова, чтобы увидеть невероятные дикие дальневосточные красоты.