Главное
Спорт, 12 января, 18:00

Жители России помогли пенсионеру из Хабаровска обновить дельталёт

Валерий Цыганков, несмотря на перелом позвоночника, поднимается в небо уже больше 40 лет

Жители России помогли пенсионеру из Хабаровска обновить дельталёт
Фото: Валерий Цыганков
Объединившиеся в интернете граждане России собрали больше 60 тысяч рублей для обновления летательного аппарата жителя Хабаровска. Наш земляк Валерий Цыганков, несмотря на перелом позвоночника, бороздит просторы неба уже больше 40 лет. Теперь, благодаря неожиданному вложению, его дельталёт сможет заводиться при помощи простого нажатия кнопки, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня»
 - Чаще всего на полёты выезжаем с дочерью Ксенией, моим «механиком», ей приходится знатно помогать – выкатывать на полосу разгона и расчехлять аппарат, а затем и заводить махину с помощью ручного стартера. Не женское это дело! Поэтому дочка, не предупредив, обратилась за помощью к известному блогеру, бомбардировщику в отставке. Он объявил сбор средств и буквально за день план был выполнен на 150%, вместо заявленных 40 тысяч рублей собрали 60, - говорит собеседник. - Неожиданно и очень приятно! Двигатель у меня старый, давно снят с производства, чтобы найти на него запчасти и установить электростартер, нужен настоящий мастер. Такого нашёл в Ассоциации экспериментальной авиации, с ним связался, к апрелю дельталёт должен быть починен.
Видеть землю с высоты птичьего полёта Валерий Эдуардович привык, планирует под парусом воздушного судна с 1977 года. До этого вместе с другом на балконе двухэтажного барака мастерили первый примитивный дельтаплан по журнальным вырезкам и сомнительным, найденным невесть где, схемам. Использовали все: для купола по уценке набрали болоньевой ткани, каркас смастерили из прыжковых шестов, а ручку управления, называемую у авиаторов трапецией, сделали из алюминиевой гардины. Казалось, собранный механизм просто не сможет «опираться» на воздух, но он он полетел!

С тех пор небо ворвалось в жизнь товарищей, а вместе с ними настоящая жизнь, полная чувства свободы и передряг. Подходящих для старта планирования высоких точек в Хабаровске практически не было, разве что обрыв на берегу Амура. Осваивали высотки. Однажды друг предложил опробовать прыгнуть с «Интуриста», объект особо охраняемый, экстремалов могли загрести сотрудники КГБ или милиции, но повезло. В то время здание было открыто не полностью, в нем шли ремонтные работы, поэтому на выходку двух безбашенных парней не обратили внимания.

До 1986 года авиатор-любитель провёл в воздухе, не получив ни единой царапины. А в роковой год, работая на сенокосе, совершенно случайно попал в автомобильную аварию. После перелома позвоночника пришлось пересесть в инвалидное кресло. Тогда и мысли тяжёлые в голову авиатора приходили, но друзья не давали в них погрузиться, вытаскивали из дома, снова и снова поднимали в небо. Постепенно Валерий Эдуардович зажегся идеей вернуться к самостоятельному управлению летательного аппарата. Три года заняло строительство приспособленного дельталёта, настроил ручное управление.
- Куда ты лезешь! По земле то нормально катиться не можешь, а тут - в воздух подняться, – думал я во время подготовки к первому полёту. – Нужно было разогнаться до 30 км/час, выдерживать курс, ручным нажатием одновременно управляя колесом и крылом. Все получилось, друзья поддержали, к тому же, сработала мышечная память.
Теперь в тёплый сезон вечерами, когда погода устанавливается и земля прогревается, авиатор поднимается в воздух на высоту 500-800 метров, описывая круги на воздушном поле над аэродромом Калинка. Рисковать и отправляться на далёкие маршруты Валерий Эдуардович не желает. Зачем? Ведь может закончиться горючее или отсутствовать место для комфортной посадки. Такие неожиданности происходят нередко и авиатор к ним готов. Так, при отказе двигателя, посадку совершает совершенно спокойно: главное, чтобы было куда приземлиться.

Кстати, по профессии Валерий Цыганков художник-оформитель. В своё время, говорит, работы было невпроворот. К примеру, в салонах службы быта, сети которой оплетали практически весь край, создавал интерьеры, устраивал профсоюзные уголки, готовил наружную рекламу. Мастерил все, сколько себя помнит. Сейчас, находясь на пенсии, занимается ремонтом автомобильных фар.
- Я человек счастливый! Еще в 17 лет познакомился со своей супругой, она меня всю жизнь поддерживает. У нас трое взрослых детей, четверо внуков. Ожидаем скорое пополнение, дочь Маруся в феврале должна подарить пятого внучка, - рассказывает собеседник.
Решая насущные вопросы, не забывает воздухоплаватель и оставлять место сокровенным мечтам – уже несколько лет он вынашивает идею отправиться на Шантарские острова, чтобы увидеть невероятные дикие дальневосточные красоты.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме