Путь в инженерный мир
Георгий Степанов родился и вырос в рабочей семье. Его родители трудились токарями на авиазаводе.
«На мои вопросы к родителям, что они на этом самом заводе делают, они всегда отвечали – «вилки и ложки», - рассказал Георгий корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня». - Тогда же нельзя было говорить в открытую о самолетах. Можно было только догадываться, особенно по ночным полётам с заводского аэродрома.
Мы с друзьями часто ходили на сопку смотреть на эти полеты. Отец в то время выписывал себе журналы «Моделист-Конструктор», которых у нас накопилась приличная стопка. Именно с этих журналов начался мой путь в инженерный мир, мир кораблей, самолетов и ракет. Я их прочел задолго до букваря. Пожалуй, к классу третьему школы я уже довольно прилично разбирался в технике, знал, что такое эсминец, чем бомбардировщик отличается от истребителя. Особенно нравилось изучать чертежи, схемы устройства боевой и не только, техники. Мне захотелось попробовать этим заняться».
Он уговорил друзей вместе с ним записаться в судомодельный клуб.
По словам Георгия, это стало вторым этапом его инженерной школы. Преподаватель Сергей Учайкин научил работать с металлом, стеклопластиком, токарить на станке, чертить на кульмане, делать радиоуправляемые модели кораблей и подводных лодок. Парни пропадали там весь день, даже прогуливали школу. Впоследствии они ездили на районные и краевые соревнования, занимали призовые места. Так пролетело 5 лет.

Учась в 6 классе, Георгий уже умел рассчитывать зубчатые передачи и редукторы (второй раз его будут учить этому лишь спустя 10 лет в техническом университете).
После школы нужно было определяться, где получать профобразование. Алгоритм выбора был прост и прагматичен – будущий конструктор пошел учиться в КнАГТУ на специальность «Технология машиностроения». Будучи студентом университета, он получил доступ к технической библиотеке, где пропадал целыми днями. Особенно интересовали научные работы по самолето- и вертолетостроению. Именно тогда у него начали появляться собственные идеи, которые воплощались на листах ватмана, а после - в электронном виде.
В 2006 году после защиты дипломного проекта, прошедшей на отлично, Георгий попробовал устроиться на КнААПО по специальности. Пожалуй, на единственное стабильно работающее предприятие в городе, было непросто попасть. Но молодому специалисту это удалось. Свой путь он начал в качестве инженера-технолога в механосборочном цехе №20 (производство агрегатов гидро-пневмосистем самолетов). К слову сказать, в этом же цеху когда-то работали и его родители.
«Первое время было довольно трудно, коллектив у нас с более чем с 75-летней историей, со своими традициями, но спустя некоторое время мы все подружились. Работая технологом, я сразу обратил внимание на необычную тогда для меня новую систему моделирования и добился направления на дополнительное обучения. Система эта имела более обширные возможности, позволяя быстро и без ошибок делать чертежи. Мне понравилось моделировать. Я с завистью поглядывал на работу заводских конструкторов и пытался перевестись в их отдел, но с этим было сложно.
Проработав 5 лет технологом, я все же добился перевода в цеховые конструктора и начал разрабатывать технологическую и сборочную оснастку. Это, стало, пожалуй, лучшим периодом моей заводской жизни, потому что удается реализовать свой потенциал. Между моей идеей и законченной в металле оснасткой не стоит никаких бюрократических стен», – говорит Георгий.
Сейчас он продолжает трудиться инженером-конструктором цеха № 20.
Самолет - это красиво
По словам Георгия, самолёт для него всегда был воплощением передовых идей человечества, привлекал красотой технических решений и сложностью своего устройства.
Его первым самостоятельным проектом стало создание легкого фронтового многофункционального истребителя для дополнения к парку тяжелых машин российских ВВС и экспорта в страны третьего мира.
Он хотел решить большую задачу – повторить успех легендарных легких истребителей МиГ-21 и F-16.
Самолет получил название МЛ-111, проектировался по классической схеме с V-образным хвостовым оперением и одним двигателем. В дальнейшем такое оперение и компоновка стали основной отличительной чертой его проектов истребителей. Так были спроектированы совместно с коллегой из конструкторского бюро «Ильюшина» четыре самолета.
«Следующий проект легкого многоцелевого фронтового самолёта «115» я прорабатываю уже в одиночку. Он предназначается для завоевания значительного сегмента рынка легких боевых самолетов, в том числе для конкуренции с истребителем F-35. Такая машина могла бы предлагаться на экспорт по цене 73-80 млн долларов, что примерно равно стоимости Су-35С. При этом самолет имеет все признаки 5 поколения: сверхманевренность, малая заметность, внутреннее расположение вооружения. В данный момент проект «115» еще не закончен», – рассказывает о своих проектах Георгий.
Таких разработок в арсенале комсомольчанина – десять. Именно десятая принесла Георгию признание.
Гражданский самолет-амфибия 121М «Стерх» был представлен на конкурсе Объединенной авиастроительной корпорации «Будущее авиации». Там проект занял второе место. Его же попросили представить на международной научно-практической конференции в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Там он получил специальный приз Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации в номинации «Новые горизонты».

«Для участия в конкурсе ОАК я выбрал тему «разработка аэрогидродинамической схемы самолета-амфибии взлетным весом 100т в аэродинамической схеме летающее крыло».
Работать пришлось в основном по ночам, так как днем я тружусь на заводе. За 5 ночей спроектировал первый вариант и отправил его экспертам. Пришло много замечаний. Я решил не переделывать, а спроектировать новый самолет. За 4 ночи я это сделал.
Получилась модель «Стерх» 121М. Главное его преимущество исходит от его аэродинамической схемы blended wing body (bwb, или «смешанное крыло») с высоким аэродинамическим качеством. Второе преимущество – авиакомпаниям, эксплуатирующим данный самолет, не нужен аэропорт. Машина садится и взлетает с воды. Особенно это актуально для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где самолет может использоваться для освоения северного шельфа, северного завоза. Кроме того, такая машина позволит организовать интересные туристические бизнес-проекты. Суть применения моего самолета состоит в том, чтобы максимально уменьшить время доставки туриста в самые затерянные уголки планеты», – вспоминает Георгий.
Мирового опыта постройки таких машин нет, поэтому Георгию пришлось полностью придумывать его самому. Сейчас он собирается подавать заявку на патент.
«Я раньше пытался разобраться в логике подачи заявок на патент, но у меня получились затраты в районе 20-25 тысяч рублей на одну заявку. На фестивале в Сочи мне подсказали, что всё можно сделать проще и дешевле. Поэтому, возможно я оформлю заявку совместно с ОАК: проект самолета - это же не обычный товар, его в карман не положишь и через сайт объявлений не продашь», – говорит Георгий.
На вопрос, как к разработке самолетов по ночам относится супруга, Георгий с улыбкой отвечает, что у них творческая семья:
– Она увлекается литературой, так что, пока я придумываю самолеты, она романы пишет.
