Главное
Общество, 16 октября, 13:00

Телевизор смотрит на вас - Наталья Касперская

Самая известная бизнес-леди страны в эксклюзивном интервью о том, можно ли обезопасить себя в интернете

Телевизор смотрит на вас - Наталья Касперская

Генеральный директор группы компаний «InfoWatch» Наталья Касперская приняла участие в форуме предпринимателей в Хабаровске и подписала соглашение о сотрудничестве с правительством региона. 

Её фамилия ассоциируется во всем мире с информационной безопасностью, и бизнес Натальи Касперской связан с разработкой средств защиты конфиденциальной информации от внутренних и внешних угроз. О том, можно ли обезопасить себя в интернете, она рассказала в эксклюзивном интервью ИА «Хабаровский край сегодня».



- Выходя в интернет, вообще можно себя как-то обезопасить?

- Интернет, да и вообще любые электронные устройства и коммуникации, - в некотором смысле «противоречие безопасности». Если человек погружается в цифровой мир, то он становится видимым, как на ладони. Желание быть в социальных сетях, пользоваться смартфонами, а даже если вы и не пользуетесь ничем - камер на улицах уже столько, что вас всё равно снимет какая-то из них. И в этом надо отдавать себе отчёт. Мир становится всё более прозрачным, и, к сожалению, конечно, эта прозрачность может использоваться разными способами, в том числе и против личности.


- Каким образом?

- Анализируя большие данные, полученные с разных пользовательских устройств, можно делать различные интересные выводы. Конкретно вычисляя каких-то граждан. Самый простой пример – чиновников, с целью оказания на них давления. А второе - отслеживание массового движения людей. Их перемещения, предпочтения, интересы. И навязывание какой-либо информации. 

К сожалению, манипуляция массовым сознанием в цифровую эпоху гораздо проще, чем было в эпоху бумаги. Уже не говоря о том, что сама по себе сеть представляет много разных опасностей. 

Например, вовлечение в разные секты, распространение ложной информации, использование личной информации для создания фейковых страниц от вашего имени, так называемая «кража цифровой идентификации», а также – распространение вирусов, троянских программ, спама и пр. Таких примеров много. 

 
– Как стать абсолютно защищённым? 

- Я не могу на этот вопрос ответить однозначно. Абсолютно защищённым от современных ИТ-средств стать трудно, если вообще возможно. Самое простое – отключиться от всех средств коммуникации, выбросить смартфон в болото и уехать жить в глухую тайгу. Наверное, тогда вы будете думать, что чуть более защищены от угроз информационных технологий. 

Понятно, что в современном мире такой сценарий маловероятен. Входя в соцсеть, понимая риски, которые эти технологии несут, человек в состоянии соблюдать баланс как с точки зрения информации, которую размещает о себе, так и с точки зрения соблюдения цифровой гигиены. Он может размещать или нет. Очень многие люди указывают в соцсети своё местоположение. Например, я завтра еду туда-то или вот фото меня оттуда-то, а то и ещё хлеще. Надо понимать, что эта информация может использоваться против них. 

Особенно если такой вариант – «Собираюсь с семьёй уехать на две недели». В таком случае осталось только ключи под коврик положить – «идите вскройте мою квартиру». Люди часто не отдают себе отчёт в таких мелочах о последствиях. 

Кстати, почему-то люди в сети ведут себя более развязно, что ли, чем они вели бы себя в реальности. В повседневной жизни мы, например, наверное, не будем раздеваться, не будем грубить своему собеседнику. А в сети мат и грубость – это, к сожалению, норма. И градус дискуссии там значительно более высок, чем мы могли бы себе позволить в реальной жизни, и уровень откровенности зачастую ненужный. А потом люди начинают предъявлять претензии, что их как-то использовали. Но простите, вы сами дали повод, приняли такое решение. 


- Наверное, дети и подростки в этом плане самая уязвимая сторона? 

- Что касается взрослых людей, то они могут себя контролировать хотя бы вышеуказанными мерами. Дети, к сожалению, совсем не понимают рисков. И разрушительное негативное влияние сети на неокрепшие души может быть катастрофическим. 

К примеру, в Европе сейчас принят закон об ограничении возраста вхождения в социальные сети. Он варьируется от 13 до 16 лет, в зависимости от страны. Там картина такая – если несовершеннолетний хочешь стать пользователем соцсети, то должен получить разрешение родителей. У нас пока к этому не пришли, но я думаю, что такие ограничения вводить надо. 

Не случайно человечество придумывало сказки, в которых описывается тот или иной риск. Например, Красная шапочка - это о чём? Это о том, что не надо разговаривать с незнакомцами, особенно в лесу. И вот таких сказок должно быть написано очень много про интернет. Для того, чтобы дети могли себе представлять, что это не просто куда-то ты вышел в другое пространство, а там всё красиво и хорошо. А что там всякие «волки» сидят под кустами и норовят тебя съесть.   


- Если утвердиться в мысли, что в интернете мы все на ладони, то тут и до мании преследования можно дойти? 

-  Надо понимать, что любые современные устройства – двойного назначения. Когда вы смотрите в современный смарт-телевизор, он смотрит на вас. Он видит всю комнату, все действия, слышит всё, что вы говорите. Ведь когда вы подключаете игровую приставку, делаете какие-то движения, а на телевизоре они повторяются. Почему так происходит? Потому что телевизор распознаёт движения вашего тела, точно так же он распознаёт лица. Вы просто это должны понимать. Не надо строить себе иллюзий. 

Это не значит, что надо срочно выкинуть ваш смарт-телевизор – это двойное устройство, вы в него, он в вас. Но, наверное, не надо вести секретные переговоры, сидя перед ним, потому что он всё транслирует в «облако». 

Дальше эта информация обрабатывается системами искусственного интеллекта и, если вы лично представляете какой-то интерес, то за вами будут следить конкретно. А если нет, то просто вы будете замечать, что реклама, которую вы видите, начинает как-то подозрительно соответствовать вашим мыслям и разговорам. Не составляет никакой сложности это сделать. 

Точно так же мобильное устройство слышит звук, записывает его и передает в облако, может записывать видео происходящего вокруг вас, естественно, знает все ваши звонки, сообщения, контакты и прочее, телевизор знает, что вы делаете дома, камеры на улице знают, где вы ходите, и что с вами происходит. И вот, пожалуйста, да, мы под колпаком. Получается, что нас окружает Большой Брат, который всё видит, всё слышит и всё запоминает. То есть это уже не мания, а реальность, в которой мы живём. 


 - Ваша компания в том числе занимается и анализом репутации. То есть если она испорчена, то ее можно исправить вот так искусственным путем? 

- Этим занимается компания Крибрум, дочерняя структура холдинга «Infowatch». И это не совсем исправление репутации, к сожалению, или к счастью, легко её исправить нельзя. Для этого нужен целый комплекс мер, как правило, какие-то PR-акции, обязательно связанные с реальными, несетевыми действиями. Программа, которую мы разработали, занимается изучением.

Просто убрать негатив из сети нельзя, потому что интернет устроен таким образом, что всё, что вы там сказали – там и остаётся. У нас, конечно, принят закон «О праве на забвение», и по желанию некоторых граждан при наличии соответствующего решения информация, которая порочит репутацию, может быть убрана из поисковой выдачи. Но, во-первых, она убирается именно из поисковой выдачи, а в самом хранилище поисковика остается. А во-вторых, как правило, эта информация довольно быстро индексируется другими какими-то ресурсами, и уже из второго источника её изъять очень сложно. Если она массово разошлась по сети, то вычистить её во всех ресурсах не представляется возможным.   

Поэтому метод, который используется в этом случае, - это вытеснение негатива и замена его позитивом. Наши клиенты очень просят от нас создать такой продукт. Если уж мы вычислили, что у них есть проблемы, то хотелось бы это как-то исправить. Сейчас делаем сервисный департамент на базе компании «Ашманов и партнёры», который разрабатывает программу помощи клиентам в каждом отдельном случае репутационной атаки.  

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме