Дарья Шарова – технолог отдела автоматизированной системы управления перевозочным процессом информационно-вычислительного центра ДВЖД железнодорожница в пятом поколении. Именно она собрала историю своей династии Дземидовичей, начало которой было положено еще в XIX веке. И теперь их фамилия занесена в книгу «Российские династии».
Ей 23 года, в этом году Дарья закончила Дальневосточный университет путей сообщения. В информационном центре проходила практику, а на последнем курсе ее пригласили сюда на работу на полставки. Так что диплом она писала уже будучи штатным сотрудником. Говорит, училась легко, все сдавала вовремя, а потому часто получала «автоматы». Дарья хорошо понимала, что она делает, за трехметровым чертежом видела реальную картинку станции. Потому что росла в семье железнодорожников. С детства знала, что их семейный праздник – первое воскресенье августа.
Все началось с того, что на 60-летие деду Владимиру Антоновичу Дземидовичу подарили альбом с фотографиями. Дарья, которой было тогда шесть лет, с любопытством рассматривала его. «А это что?» - спросила она?
Ей стало интересно. Уже став взрослой, она погрузилась в историю их семьи, нарисовав древо рода.
Начало династии положил еще в позапрошлом веке Андрей Дземидович, уроженец Белоруссии. К сожалению, отчество его неизвестно.
Так вот родился Андрей Дземидович в1868 году, известно, что он окончил три класса церковно-приходской школы, работал путевым рабочим на Полесской железной дороге. Его сын Антон Андреевич появился на свет в 1893 году, окончил начальную железнодорожную школу. Из собственноручно написанной биографии известно, что в летние месяцы парень пас коров по найму. То есть, человек от сохи. Начинал, как и отец, путевым рабочим, потом стал дорожным мастером в Ржеве, Могилеве. Среди множества его наград самая главная - орден Ленина.
Из Белоруссии Антон Андреевич передвигался по железной дороге, меняя место работы от станции к станции, пока не добрался до Амурской области. Так Дземидовичи оказались на Дальнем Востоке. Доподлинно неизвестно, что побудило прадедушку Дарьи покинуть родные места, но существует семейная версия, что времена наступили революционные, и Антон Андреевич опасался, что церковно-приходское образование отца может самым неожиданным образом аукнуться ему, и его не возьмут на железную дорогу. А он уж очень хотел. Впрочем, возможно, это всего лишь догадки, подтвердить или опровергнуть которые теперь уже никто не сможет.
Следующая ветвь в династии - уже Владимир Антонович Дземидович, дедушка Дарьи и ее лучший друг. Он сомневался, сможет ли поступить в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. И он вернулся к себе на родину, в Белоруссию на Куйбышевскую железную дорогу, поступил там в техникум. Работал дежурным по станции. Потом деда призвали в армию, а отслужив, он все-таки приехал в Хабаровск, чтобы добиться своего и стать инженером. Начинал он тоже с низов, полагая, что подниматься в горку тяжелее, но надежнее. Появляется запас прочности.
После института Владимира Антоновича назначили главным инженером станции Хабаровск-2.
Удивительно, что столь разные люди выбрали одну и ту профессию. Брат Владимира Антоновича – Борис Антонович тоже железнодорожник, и его дочь Галина Борисовна.
Пятое поколение – это Дарья и сын ее дяди Алексей, он учится на четвертом курсе все той же «железки». Так что скоро придет к ним работать. В общей сложности семья отработала на железной дороге 220 лет. И это только те, кто Дземидовичи по крови. Жены и их родственники, увы, не в счет.
У Дарьи сильный характер, она всего добивается сама. И когда ей говорят, дескать, с такой родословной, тебе не надо прилагать усилий, будешь легко катиться вверх по карьерной лестнице, она обижается. Потому что у нее своя жизнь. Ей интересно то, что чем она занимается.
-Информационные технологии, как воздух, пока мы дышим, мы его не замечаем, но стоит перекрыть кислород, начинается паника, - говорит Дарья Шарова. - Раньше станции оформляли проходящие поезда и грузы вручную, то есть заносили сведения с помощью ручки. Сейчас все это автоматизировано. Стоит сделать несколько движений мышкой, и система выдает тебе картинку, куда следует поезд, с какой скоростью и где он в сию минуту. Если вдруг произойдет сбой, станция встанет.
Привилегия отдается пассажирским поездам и электричкам, которые связаны с перевозкой людей. Они не должны никуда опаздывать.
Дарья следит за подвижным составом. У нее перед глазами база данных всей Дальневосточной железной дороги от Архары до самого Сахалина. Открывает компьютер, запрашивает станцию, прибывшие поезда за сутки, как они следовали и что происходило с ними в пути. Ее задача – сохранить всю эту информацию. Иногда случаются задержки, и железнодорожники должны объяснить заказчикам, что, собственно, произошло, почему их груз пришел с опозданием. Это нужно и им самим, ведь железная дорога должна соблюдать график движения поездов. Работать, как часы.
В последнее время стали ходить соединенные поезда, тяжеловесные - 150 вагонов, порожние и груженые. Тут надо правильно рассчитывать траекторию его движения, ведь поезд сам занимает много места на станции.
Девушка так увлеченно рассказывает, что видишь поезда, вагоны и людей, которые ими управляют.
Дарья любит ездить в поезде. Вот соберутся они с дедушкой в Белоруссию, сядут в поезд, закажут себе чай. Будет позвякивать ложечка в подстаканнике, а они прильнут к окну, не отрываясь. Всю Россию увидят -города, станции, полустанки. И будут совершенно уверены, что поезд даже через неделю придет на конечную станцию точно по расписанию.
Елена Ищенко.