Главное
Общество, 13 сентября, 14:30

Научитесь говорить начальству - «нет»

Хабаровский врач-психотерапевт о том, как сохранить нервную систему на работе

Научитесь говорить начальству - «нет»

Согласно исследованиям медиков, 93% россиян находятся в стрессовой ситуации на работе. И если эмоциональную усталость не устранить вовремя, она может привести к истощению организма. У человека проявится не только апатия, упадок сил и депрессия. Пострадают также сердечно-сосудистая и желудочно-кишечная системы организма. 

Как избегать стресса, как управлять им и эффективно снимать на рабочем месте, ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала психолог-психоаналитик Ольга Понамарева. 

wW_GgVSxyzM.jpg

- Стрессы на работе связаны, как правило, с 3-4 сферами: должностными обязанностями, отношениями «начальник-подчиненный», межличностными отношениями коллег и общением с клиентами - тип «сотрудник-клиент». Сфера человеческий взаимоотношений создает наиболее стрессогенную обстановку. Скажу сразу, что справиться с трудностями намного проще людям общительным, доброжелательным, с адекватной самооценкой, умеющим отстаивать свои границы, не нарушая при этом чужие.

Для большинства современных профессий характерна стрессовая обстановка, которая связана с эмоциональным напряжением. По замечанию психоаналитика, больше всего стрессу подвержены люди тех профессий, режим работы которых – цейтнот. Это бизнесмены, руководители, журналисты, преподаватели, врачи. К эмоциональной усталости предрасположены и те, кто занят на нелюбимой работе, которая не приносит морального удовлетворения и не позволяет реализовать свой потенциал. Из-за этих факторов нервная система человека истощается, и психика включает защитный механизм - отключение эмоций.

- При этом «выключаются» не только отрицательные эмоции, но и положительные, человек чувствует себя опустошенным и подавленным. Появляются первые симптомы - нежелание идти на работу, чувство неудовлетворенности собой и рабочим процессом, негативизм по отношению к коллегам и клиентам. Все это может потом привести к психосоматическим заболеваниям, то есть к нарушению функций внутренних органов и систем. 
При появлении таких «звоночков» лучше сразу решать проблему, потому что потом восстановить нервную систему будет очень тяжело.
- Если возникают мысли «не хочу идти на работу», то стоит задуматься над тем, как вы восполняете затраченную на работе энергию, достаточно ли отдыхаете, расслабляетесь. Возможно вам не помешает внести в свою жизнь какое-то новое увлечение, хобби, заняться спортом. Очень хорошо, если на работе среди коллег есть теплые, доверительные отношения и возможность общения, это значительно уменьшает возможность эмоционального выгорания на работе. Если человек видит и понимает смысл своей деятельности, чувствует себя нужным, то вероятность нервозности маловероятна.
Во время работы рекомендуется делать перерывы. Несколько небольших периодов отдыха, позволит вам прийти в нормальное эмоциональное состояние. В минуты релаксации лучше попить в одиночестве чай, совершить прогулку.
- Во внерабочие периоды рекомендуется больше отдыхать, устраивать себе разные приятности, делать только то, что приносит положительные эмоции. Такие действия позволят быстрее восполнять запас эмоциональных ресурсов и эффективнее справляться со стрессами на работе.
Помогает справиться с нарастающим напряжением приятная музыка. Она позволяет отключиться от рабочего шума, расслабиться и тем самым снизить уровень стресса.
- Бывают моменты, когда на эмоциональное состояние влияют коллеги или начальство: много болтают, высказывают недовольство, грубят. Для начала нужно разобраться, в ком или в чем проблема, понять, есть ли здесь ваша вина. Нужно попытаться скорректировать свое поведение, либо свою реакцию на действия окружающих так, чтобы снизить напряжение. Возможно, вы слишком тревожны и принимаете все близко к сердцу? Тогда вспомните о том, что кричащий человек таким способом самоутверждается. И чаще всего он сам имеет очень хрупкую самооценку и массу внутренних конфликтов, несмотря на видимую уверенность. Лучшей стратегией поведения будет пожалеть его (внутри себя, конечно) и проявить доброжелательность. Скорее всего, ваш оппонент сам почувствует себя неловко, и вряд ли у него возникнет желание продолжать в том же духе.
Рассмотрим принцип действия на конкретном примере. Наиболее частая причина эмоционального выгорания – острый стресс. Это та ситуация, в которой вы оказались неожиданно, например, вам нахамили коллеги.

- Для начала нужно собраться с мыслями, успокоиться и затормозить ответную реакцию. Надо понять, что у агрессора могут быть какие-то личные проблемы, которые он просто вымещает на вас. Да, это неприятно, но не нужно вступать в сценарную ситуацию. Не грубите в ответ. Лучше всего сразу же прояснить ситуацию. Спросите коллегу «в лоб», почему он себя так ведет. Как правило, это ставит человека на место. Не переживайте обиду внутри себя, научитесь отстаивать свои границы. В противном случае, нападки могут повториться, и ваш эмоциональный фон подорвется, а за этим последуют серьезные проблемы, которые решит уже только врач-психотерапевт. Прийти к внутренней гармонии вам поможет также близкий человек. Это может быть даже друг по работе. Расскажите ему обо всем, что произошло, «излейте» душу, ведь такие разговоры довольно эффективны.

Еще одна распространенная ситуация - придирчивый начальник. Он почему-то постоянно цепляется к вам, отчитывает за мелкие оплошности и дает все новую и новую работу. В таком случае, врач-психотерапевт советует разработать систему приоритетов. То есть, что необходимо сделать сегодня, а что подождет до завтра. 
- Научитесь говорить «нет», если предел достигнут и больше заданий вы физически не сможете выполнить. Поговорите об этом с начальником, выясните причины всех действий. И даже несмотря на аврал, найдите пять минут времени, чтобы закрыть глаза и расслабиться, убрать из головы рабочие мысли.
Есть и еще пара интересных способов избавиться от нарастающего стресса и чувства рутинности. Например, привнести в работу что-то новое. Для девушек – это повод «выгулять» новый наряд, для мужчин – соревнование, на котором нужно сделать работу быстрее коллег. Можно разработать себе систему поощрений, например, шоколадка за хорошо сделанную трудную работу. Эффективно также применять дыхательную гимнастику – она дает успокаивающий эффект. Необходимо просто сесть в удобную позу и начать вдыхать через нос на 4 счета и выдыхать тоже на 4 счета. Это позволит повысить концентрацию, успокоит нервную систему, снизит уровень стресса.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме