Главное
Общество, 28 мая, 12:30

Безопасность на Дальневосточной железной дороге обеспечивает настоящий Герой

Почти сорок лет назад Сергей Нечаев приехал осваивать БАМ

Безопасность на Дальневосточной железной дороге обеспечивает настоящий  Герой
Фото: kremlin.ru

Рабочий человек, который честно делает свое дело, всегда вызывает уважение. Он, как правило, работает на одном месте, предан своему ремеслу, с чувством собственного достоинства несёт свою нелёгкую ношу. И когда его возводят на высокий пьедестал почёта, понимаешь, что это правильно. 

Дорожному мастеру Ургальской дистанции пути Дальневосточной дирекции РЖД Сергею Нечаеву присвоено звание «Герой труда Российской Федерации». Награду ему вручил лично президент Владимир Владимирович Путин, напоминает ИА «Хабаровский край сегодня»
У каждого свой БАМ

Родился он на Брянщине. После восьми классов поступил в училище, а оттуда сразу пошел служить в армию, попал на флот, так что вернулся домой только через три года. Как водится, женился. Не то чтобы Сергей Нечаев был большим романтиком, но захотелось ему чего-то нового, большого и настоящего. В 1984 году строительство БАМа уже заканчивалось, но он рассудил, что работы и ему хватит. Еще одно обстоятельство определило его судьбу: в Ургале жили его родственники, настоящие бамовцы. К ним Сергей Нечаев с молодой женой и поехал. 

Устроился в Ургальскую дистанцию пути монтером. В 1986 году зима выдалась особенно холодной, морозы под пятьдесят. На улице все двигались перебежками, а они целый день на свежем воздухе! Того и гляди щеки отморозишь!
Не обидно ли ему было, что опоздал он, до него уже все построили, и лавры победителей достались кому-то другому? Сергей Нечаев говорит, дескать, они-то построили и ушли. А кто-то должен продолжать работать, обслуживать эту дорогу.
Работали они поначалу не на новой, а на старой бамовской ветке Чегдомын - Известковая, которую строили еще в 40-е годы. По сути, ее надо было восстанавливать, поэтому Сергея со временем перевели в Чегдомын. И все у него получалось. Стала видна перспектива стать бригадиром. 
В России продолжает расти спрос на восточное направление железных дорог
24 мая 2024, 15:00 0

И тут выяснилось, что у Сергея Нечаева нет профильного образования, а Дальневосточная железная дорога – серьезное ведомство, тут без специальной подготовки никуда. И пошел он учиться в железнодорожный институт, нынешний ДВГУПС. И как ни трудно ему приходилось, учился. Ездил как примерный студент на сессии, сдавал экзамены. Волновался, не спал ночей, но заветный диплом получил. В 1991 году он стал дорожным мастером.

Поначалу они обслуживали 14 километров дороги и две станции, а сейчас их бригада укрупненная и участок побольше - станции Ургал, Солони, Чемчуко, Мукунга, Нальды, Чегдомын.В общей сложности километров 80.

Работа разъездная. Утром уехали на какой-то участок - и до вечера, пока все, что положено по текущему содержанию дороги, не сделают. Есть норма выработки, которую нужно выполнять.
- Если не поддерживать дорогу, она придет в неудовлетворительное состояние, а это угрожает безопасности движения поездов, - объясняет Сергей Нечаев. – Делаем промеры, чтобы понимать, в каком состоянии отрезок пути и что там надо делать - менять шпалы, рельсы или выполнять другую работу. И ведь ее никогда не переделаешь! Пока подтягивали один участок, нужно уже переходить на другой. Ежемесячно мы должны возвращаться на каждый километр пути.

Железнодорожная магистраль – сложнейший механизм, путейцы встроены в его систему. И они, в числе многих других людей, обеспечивают его точность и ритмичность.

Были ли на его памяти случаи, когда бы приходилось останавливать поезда или экстренно предупреждать машиниста о неполадках на дороге? Говорит, к счастью, нет - и стучит по дереву. Для того они и работают, чтобы грузовые составы шли четко по расписанию, а пассажиры в вагонах по вечерам спокойно пили чай из стаканов с подстаканниками.
Бархатный путь

В бригаде у него десять человек. И хотя он мастер, Сергей Нечаев вместе со всеми каждый день уезжает на дорогу, возвращается поздно. Говорит, путейцы у него – люди опытные, в основном работают по много десятков лет. Признается, что дело это тяжелое. И в проливной дождь, когда все промокают насквозь, и в слякоть, и в мороз, и когда пронизывающий ветер, - они делают свое дело. 

Железо зимой ломается, а люди выдерживают. Бригада  у них дружная, сплоченная, в любое время дня и ночи поднять - все соберутся без вопросов.

- Кто не хочет работать, тот в бригаде надолго не остается, он сам уходит, - говорит Сергей Нечаев. - Мы и не держим. На железной дороге – особая работа, ответственная.
Сослуживцы Сергея Нечаева говорят, что в небольшом коллективе бригады мастера уважают, знают, что он человек скромный, честный и справедливый. Дисциплина у них на высоте, и при этом очень доброжелательные отношения. А еще путейцы утверждают, что у их 62 -летнего мастера нет вредных привычек. Он не отвлекается на перекуры.
У машинистов поездов есть такое понятие - бархатный путь, это когда железная дорога ровная, не имеет никаких искривлений, углов, просадок. Так вот, они утверждают, что Сергей Нечаев стремится, чтобы путь, который он содержит со своей бригадой, был именно таким, бархатным.
Сам Сергей Нечаев улыбается в свои большие пышные усы:
- Бархатный путь – вещь сложная. Надо проложить бесстыковой скоростной путь, где поезда могут развивать большую скорость – за сто километров в час и выше. А у нас она пока всего 60, а на перегонах и станциях еще меньше. Но к лучшему надо стремиться.
Молодёжные стройотряды должны пополнить три тысячи парней и девушек
08 мая 2024, 11:00 0

Сергей Нечаев – человек простой, но видный. Трудяга! Его заметили потому, что он никогда не выпячивается, молча делает свое дело. И делает его хорошо. А потому у него такие высокие награды – «Заслуженный работник транспорта РФ», а потом и «Почетный железнодорожник России». Мой собеседник смущается, объясняет, мол, я просто работаю, а оценивают меня другие.

Ему не сразу сообщили, что он представлен к званию героя труда России. Просто сказали: поедешь в командировку на награждение. Он не стал ничего уточнять. Уже в Хабаровске его огорошили: едешь в Москву, в Кремль и сам президент Владимир Путин вручит вам Звезду Героя. Признается, у него даже дыхание перехватило.
Уйти в тайгу и добыть соболя

В разные годы Сергею Нечаеву предлагали большие должности, такие люди - надежные, крепкие - нужны всем! Но тогда предстоял переезд в другой город. А у него двое детей, они в Чегдомыне только пошли в школу. Отец подумал, что не стоит их срывать с места. 

И сам же признается, что сын и дочь редко его видели. Уходит на работу - дочь еще спит, приходит - уже спит. В выходные бросается к отцу на руки, радуется: наконец он дома.   
Откуда в нем эта немногословность, основательность, понимание, что человек все время что-то должен делать? Говорит, все, что в нем есть, – от родителей. Отец работал в колхозе, на маме было пятеро детей, а еще огород, сад, хозяйство. И работали они так, что многодетная семья ни в чем не знала нужды. Сергей Нечаев и своих детей воспитывал людьми не праздными.
Когда мы начинаем говорить о его увлечении, голос моего собеседника теплеет. Сергей Нечаев любит охоту. Это его страсть. Отпуск берет только зимой, летом у него путевые работы, а с наступлением морозов уходит в тайгу добывать соболя. Им на бригаду выделили участок. 
Правда, и план дают, но счастливое чувство свободы, которое он испытывает, оказавшись в тайге, ни с чем не сравнить. Бывает, за день пройдет двадцать километров - и никакой усталости. Не раз на одной тропе встречался с медведем, но человек и зверь, которые не угрожают друг другу, мирно расходились в разные стороны.
Сергей Нечаев укоренился здесь, чувствует себя настоящим дальневосточником. Дом, семья, работа, тайга – все здесь! А больше ему ничего и не надо.   

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме