Весна не самое хорошее время для автомобилистов. «Поплывшее» за зиму дорожное покрытие предстаёт во всей красе, и каждой ямой и колдобиной бьёт по карману водителей, ведь дефекты покрытия могут нанести серьёзный урон подвеске железных коней или того хуже.
Но что делать в этом случае – просто отправить машину на сервис и заплатить за ремонт из собственного кошелька или всё-таки попытаться добиться правды и найти виновных? За консультацией редакция ИА «Хабаровский край сегодня» обратилась к хабаровскому юристу Александру Пертулесову.
ДТП с нюансом
Согласно общеизвестной поговорке, в России две беды – дураки и дороги. И вот чтобы не подпасть под первый критерий, с недостатками второго лучше не мириться и бороться за свои права. Люди каждый день на своих железных конях попадают в ямы, только вот до судебных разбирательств доходит крайне нечасто. Как правило, автомобилистов пугает кажущаяся сложность процедуры разбирательств и якобы очень долгий срок судебных действий. Но зачастую, как отмечает Александр Пертулесов, всё не так страшно, как кажется.
Первое, о чём нужно помнить, - что не все ямы одинаково противозаконны. В России есть ГОСТ, который регламентирует максимально допустимые размеры повреждений дорожного покрытия. Например, выбоина, не превышающая по длине 15 сантиметров, по ширине 60 сантиметров и глубине 5 сантиметров – и не проблема вовсе, а вполне допустимая «особенность». А если попавший под колёса дефект больше «гостовских» габаритов, то можете попытаться наказать ответственного за его появление.
Максимум информации
Прежде всего, подчёркивает Александр Пертулесов, необходимо грамотно зафиксировать дорожно-транспортное происшествие. Для этого на место нужно вызвать сотрудников ГИБДД. Важно проконтролировать, чтобы инспектор максимально точно и подробно составил схему ДТП – обязательно отметил на ней расположение ямы относительно машины, прописал все расстояния. Также необходимо, чтобы дорожный полицейский замерил все параметры колдобины и описал её. Кроме того, нужно вписать в схему дорожные знаки, предупреждающие о ненадлежащем состоянии покрытия, если такие есть.
Для подтверждения ущерба после оформления аварии обязательно нужно обратиться к эксперту, которому, кстати, можно передать снимки состояния транспортного средства после происшествия. Специалист в итоге составит детальный акт осмотра автомобиля, после чего его можно отправить в ремонт, – дальнейшие споры уже будут вестись по первичным документам. Правда, юрист советует по возможности машину не трогать до окончания разбирательств.
Но не всегда всё бывает гладко. Например, нередки случаи, когда сотрудники ГИБДД под самыми разными предлогами отказываются выезжать на место. Можно, конечно, продолжать им названивать и требовать появления инспекторов на месте, а можно ещё позвонить в полицию и вызвать участкового – он тоже обладает полномочиями сделать осмотр и зафиксировать все те обстоятельства, о которых мы писали выше. Но не стоит думать, что на этом дело сделано, – впереди этап потруднее.
Обычно сотрудники ГИБДД, работая на месте ДТП, сразу смотрят по своим базам и фиксируют собственника в протоколе. Если по какой-то причине сделать это не получилось, то можно пойти по пути наименьшего сопротивления и подать иск в суд на структуру, которой, по вашему мнению, принадлежит дорога. И уже в процессе разбирательств ответчик сам представит информацию, его это территория или нет, – в этом случае ответственный будет выступать в качестве соответчика. Но сразу идти в инстанцию не обязательно, можно попробовать решить вопрос в досудебном порядке.
Если пострадавший всё правильно и точно зафиксировал, получил экспертное заключение и нашёл ответственного за дорогу, то судебные тяжбы обычно длятся недолго – буквально 4-5 месяцев. Если же доказательства недостаточные и ответчик начинает спор за дефект, например, то процесс может затянуться. Могут быть назначены дополнительные экспертизы, в ходе которых всё должно быть установлено. Только вот со сроками тут не угадаешь - процедуры могут затянуться до полугода.