Главное
Общество, 03 августа, 18:00

Железнодорожные подстаканники отмечают юбилей

Традиции подавать чай в стаканах и подстаканниках на железной дороге – 125 лет

Железнодорожные подстаканники отмечают юбилей
Традиции подавать чай в стаканах и подстаканниках на железной дороге в этом году исполняется 125 лет.

Всем известный предмет ввёл на российских пассажирских дорогах в 1892 году директор Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министр путей сообщения Российской империи Сергей Юльевич Витте, рассказала ИА «Хабаровский край сегодня» краевед Татьяна Мельникова.

Тот самый, которому потом, в бытность премьер-министром за успешное заключение мира после провальной русско-японской войны было пожаловано графское достоинство. Правда, так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), Витте получил прозвище «граф Полусахалинский».

Witte_by_Repin_Card.jpg

Российская империя сгинула, Советский Союз потом пол-Сахалина вернул, сгинул сам, а подстаканники на железной дороге все еще живы. И вот уже традиции 125 лет!

Тогда, в 1892 году, обеспечить железные дороги страны подстаканниками взялся купец, владелец металлургической мануфактуры во Владимирской губернии Александр Кольчугин. В недрах его предприятия сформировалась традиционная форма металлического подстаканника, получившая название кольчугинской. До этого она не была стандартизирована.

На рубеже XIX и ХХ веков гладкие никелированные подстаканники без стакана стоили 15 копеек, мельхиоровые с прорезными и рельефными орнаментами – от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 85 копеек.

Цена же серебряных подстаканников начиналась от 1 рубля 30 копеек, притом без стакана, и выше. Делали подстаканник из жести, оксидированные из жести, посеребрённые, серебряные с золочением, серебряные с разными надписями… Да что там!

Создавали подстаканники даже ювелиры фирмы Карла Фаберже! Не утилитарные предметы, а произведения искусства.

Вообще, подстаканник впервые появился в русской культуре задолго до Витте, в XVIII веке. Сначала их изготавливали на оружейном заводе в Туле из латуни без всяких изысков, имели они простецкий вид «солдатский», но были изделиями крепкими, с большим сроком службы. Когда на них обратили внимание ювелиры, подстаканники превратились в символы благополучия и успешности. И даже – стали считаться хорошим подарком мужчине.

Кстати, в русской дворянской гостиной чай из чашки пили исключительно дамы. Мужчины предпочитали пользоваться стаканами из тонкого стекла с резным орнаментом и гравировкой, которые держали в руке при помощи подстаканника.

Эта чисто русская традиция всегда поражала иностранцев. Александр Дюма в своём «Кулинарном словаре» рассказал французам об удивительном обычае русского чаепития: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».

Сейчас традиция ушла и напоминает о себе большинству россиян только на железнодорожной дороге. Да еще в музеях.

Один из подстаканников хранится в коллекции Гродековского музея в Хабаровске.

Подстаканник латунный, однако, выглядит очень аристократично – его поверхность облагорожена методом гальванического серебрения, или «накладным серебром», как тогда говорили. Массив подстаканника «разрезает» полоса прорезного геометрического орнамента, который так и хочется назвать «садовая решётка». На основании в овале тиснёная надпись «FRAGET W WARSZAWE».

5c48e04787f0e271ee7a19f25e1l--vintazh-podstakannik-starinnyj-frazhe.jpg

Предприятие по производству недорогих посеребренных изделий было организовано в Варшаве в 1824 году двумя французскими ювелирами братьями Альфонсом и Иосифом Фраже (Fraget). Изделия, ими производимые, выглядели как настоящее серебро, хотя слой благородного металла на их поверхности был тончайший – всего-то 20 микрометров – 0,02 мм.

Соответственно стоили они значительно дешевле своих серебряных собратьев, а значит, были востребованы российским покупателем (Царство Польское в те времена входило в состав Российской империи). С первых лет существования предприятие делало ставку на качество пусть и недорогих изделий.

На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году фирма была удостоена золотой медали и получила право ставить изображение Российского государственного герба – двуглавого орла – на своих изделиях, что было сродни присвоения знака качества советской эпохи.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году фирма IOСИФЪ ФРАЖЕ получила Гран-При. К этому времени так называемое «польское серебро» стало популярным на российском рынке. Магазины и склады фирмы были открыты в крупных городах Российской империи. Более того, она являлась официальным поставщиком двора персидского шаха, королевских дворов Сербии и Румынии.

Интересно, что подстаканник был подарен деду хабаровчанки Нины Александровны Васиковой на балу-маскараде в честь 50-летия отмены крепостного права в России, т.е. в 1911 году, за лучший костюм под девизом «Наша свобода».

Жаль, о дизайне костюма никаких сведений не сохранилось. Было бы любопытно взглянуть.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме