Хабаровскому краевому центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в сентябре 2022 года исполнилось 30 лет. За это время через его стены прошел 1701 ребенок. Посчитали всех до одного, потому что всех до одного здесь помнят: это ведь не просто дети – судьбы, которые могли и не состояться, не окажись они здесь. Подробнее об этом уникальном учебном заведении рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня».
Юбилеи, естественно, предполагают торжества и застолье. Центр пригласил в гости бывших своих педагогов и всех, кто все эти годы им искренне помогал. Собрались люди почтенного возраста, много пережившие, мудрые. Они откровенно разговаривали с детьми, спросили, где бы вы оказались, если бы не центр? И большинство ребят совершенно честно сказали: в тюрьме.
Второе очень сильное впечатление - ресторанный стол, богатый, изысканный с необычной подачей. Автору аплодировали, как артисту, и он впервые позволил себе сеть за стол с людьми, которые его когда-то воспитывали.
Анатолий теперь профессионал ресторанного бизнеса, пришел в Петрынинский центр в шестнадцать лет с младшим братом. Потом к ним присоединились сестра и еще один брат, трое из них, в том числе девочка, уже судимые. Анатолий совершил преступление в апреле, с друзьями-подростами раздели студентов, сняли кожаные куртки. Полиция их тут же поймала, куртки вернули. Парня отпустили, но завели уголовное дело.
Анатолий живет в центре, бросил курить, принял новую для себя культуру отношений. Как лучший ученик заработал право поехать в Москву и Оптину пустынь. Все забыли про его прошлое. И вдруг - в январе следующего года суд. Директор центра Александр Петрынин вспоминает, что он не волновался. Парень малолетка, у него первая судимость и возмещенный ущерб – три серьезных основания, чтобы применить условную меру наказания. Однако строгая судья дала подростку реальных три года лишения свободы, его арестовали в зале суда.
- Мне вечером рассказывают, я не верю, - говорит Александр Петрынин. - Бред! Он уже другой человек, и главное – у него есть мы, которые его любят. Ребенок социально не опасен. Подаем апелляцию, а сами проведываем парня. 90-е годы. В СИЗО камеры переполнены, дети спят по очереди. Собираем матрацы, чтобы у них было хотя бы такое спальное место, и еще продукты, и медикаменты.
Теперь там предстоит ремонт
11 июля 2019, 15:00 0
За своих детей Александр Петрынин борется до конца. Тогда судей стали назначать в краевой думе, решался вопрос о продлении полномочий той самой, что упекла Анатолия за решетку. Директор центра выступил, да так, что депутаты за нее не проголосовали. Что тут началось! Слезы, ужас в глазах! В конце концов, депутаты судью пожалели. Александр Петрынин подключил всех, кого знал, на самом высоком уровне дело пересмотрели.
- В итоге мы спасли хорошего парня, прекрасного мужа, заботливого сына и отца, и потрясающего профессионала, - говорит директор центра. - Все его братья и сестра работают поварами. В день рождения центра они накрывают столы, авторские! Это их благодарность всем, кто помог им стать людьми.
Сколько их, таких судеб! Игорь, маленький, худенький парнишка, в 14 лет не умел ни писать, ни читать. Пока жива была мама, а она пила водку, парень зарабатывал тем, что копал могилы. Потом мама пропала без вести. Отдали его в приемник-распределитель, а оттуда в Центр. У них не было первых классов, и он учился отдельно. Учеба давалась парню трудно, но он старался изо всех сил. И его все любили. Сын полка! Тогдашний руководитель краевой санэпидстанцией Рита Либерова, перед которой трепетали генералы и чиновники, позволяла ему забираться к ней на колени. Так возникла трогательная дружба. Игорь вырос и помогал Рите Наумовне по дому, он стал хорошим столяром.
Александр Петрынин не называет своих детей трудными подростками, он говорит, что это дети, которым трудно.
Хабаровский гособвинитель Анна Назарова в канун юбилея Российской прокуратуры рассказала о беспрецедентных делах
12 января 2022, 09:34 0
Мальчик рассказывает свою историю. Очень сложно жить, когда тебя не любит родная мать. Может быть, она сама не достойна уважения, но она мать - и он изо всех сил пытается заслужить ее любовь.
Парень живет в Сосновке. Чтобы попасть в центр, он каждое утро встает в шесть утра и идет в Южный пешком, сесть на автобус, который собирает детей в школу. Пешком, потому что нет денег на проезд. А вечером точно также от остановки Заводской несколько километров шагает пешком домой. Спрашиваю, а как же зимой, когда темно и холодно? «Точно так же, - улыбается он. - Потому что в центре мой дом, мне там хорошо, там меня понимают».
Другая история. Парень из небольшого города. Признается, что вскрывал квартиры и угонял машины. В инспекции по делам несовершеннолетних ему сказали, что спасти от реального срока его может только центр в Хабаровске. Он не поверил, но поехал. И ведь спасли! Правда, парень сам приложил к тому немало трудов. Говорит, что тут он увидел другую жизнь, иных людей, ему стало интересно учиться, он так преуспел, что стал одним из лучших учеников. На выпускном ему подарили сотовый телефон!
В центре нет благополучных детей. Сюда попадают дети на изломе их маленькой судьбы, в момент, когда они оказывается на опасной грани, еще шаг и непоправимая беда. Почти все они из семей, где их не долюбили или не любили вовсе, подавая дурной пример.
Запомнилась еще одна исповедь. Девушка призналась, что родители ее вели очень свободный и беззаботный образ жизни. Когда она подросла, ей казалось, что пить и гулять – это и есть радость, удовольствие. И в этом смысл! Но в центре, по ее словам, у нее пелена спала с глаз, ее, колючую, резкую, никому и ни во что не верившую, полюбили, и она оттаяла. Что лечит душу? Тепло, добро и уважение.
Изначально центр отличался тем, что детей здесь любят. В 1998 году они привезли из Москвы педагогический Оскар, стали лауреатами всероссийского фестиваля авторских школ. Маленький центр на краю Хабаровска вызвал бум интереса федеральной прессы. Надо было рассказать о своей школе, эксперты – авторитетнейшие академики. Взяли с собой в столицу трех мальчишек, настоящих хулиганов. По сценарию идет прием детей в центр. Словом, они обаяли экспертов своей искренностью и открытостью, которая возможна только там, где детей действительно принимают, какие они есть, и хотят им помочь стать лучше.
Теперь Петрынинский центр - федеральная инновационная площадка по работе с детьми девиантного поведения. К ним едут за опытом.
Что эти 30 лет для самого Александра Петрынина? Ровно полжизни. Потом будут другие пропорции, а пока так. Он крестил почти всех своих воспитанников, и многих других. А поэтому он им крестный отец. У него в кабинете всегда лежит пакет с конфетами, которые он раздает. Они хоть и непростые, но дети же!
Да, их знают по всей стране, самые высокие чиновники побывали у них в гостях, их центр как пример даже упоминался когда-то в отчете комиссара Совета Европы. Но это вовсе не значит, что все дается директору легко, он все время в борьбе. Александр Петрынин соглашается, но уточняет, что он борется за, а не против. За своих детей, педагогов и свое собственное достоинство
Но это что! В 90-е годы началось сокращение штатов. Говорит, он собрал не просто отменных педагогов, – коллекцию, а ее уничтожили. А попытки чиновников официально заменить натуральное мясо соевым. Для подростков! В стране было плохо с продуктами, дети не доедали. Центр - школа полного дня. На завтрак давали рис и обжаренный на подсолнечном масле лук, на полдник - несладкий чай и кусочек хлеба. И только потом им установили нормы питания детского дома.
Центр два года назад переехал в новое здание, дворец! Его долго строили, потом хотели отобрать, уж больно красивое для неблагополучных подростков. Но центр остался петрынинским. С хрустальными люстрами, кожаными диванами, интерьерными вазами и лестницей в цветах Эрмитажа. И за два этих года ни одной материальной потери. Ничего не разбито и не испорчено.
Однако центр по-прежнему живет на два дома. В новом здании, которое возведено на средства благотворителей, нет спортзала и мастерских. А ведь дети получают здесь хорошую профессию – токаря, слесаря, столяра, автомеханика и портного.
Детей здесь не просто учат, им открывают мир. Они все время путешествуют.
Ездят по святым местам России, были даже на Святой горе Афон в Греции, и с тех пор монахи молятся об Александре со чадами. Колесят по большим и малых городам, вот недавно оказались на родине бурановских бабушек. Они даже Париж видели! И поднимались на Эльбрус. На самой вершине парень со светящимися глазами закричал, что всегда мечтал дотронуться до облака рукой. Дотронулся! Так сбываются мечты.