Главное
Общество, 28 апреля, 10:10

Бортпроводник «Хабавиа» о том, как усмирить воздушных дебоширов

Юрий Гончаров оценил предложение Федерального Минтранса связывать дебоширов в самолётах наручниками и ремнями

Бортпроводник «Хабавиа» о том, как усмирить воздушных дебоширов
Фото: Юрий Гончаров
Федеральный Минтранс предложил связывать дебоширов в самолётах пластиковыми наручниками и нейлоновыми ремнями. Бортпроводник «Хабаровских авиалиний» Юрий Гончаров рассказал, почему такие нововведения стали острой необходимостью.

Человеческий фактор

Юрий Гончаров в авиации 36 лет, а если перевести время, которое он провел в воздухе, в часы, то получится 729 суток, то есть полных два года. На протяжении последних 13 лет он летает на Ан-24 и Ан-26 по маршруту Хабаровск - Охотск. На борту он единственный стюард – так положено, когда в салоне не более 48 пассажиров.

Юрий говорит, что число авиадебоширов действительно растет. Встречаться с хамским отношением приходится достаточно часто. Справляться со «сложными» пассажирами учат стюардов во время курсов повышения квалификации, которые специалисты проходят раз в два года. Методы взаимодействия преподают опытные психологи в рамках дисциплины «Человеческий фактор». В то время, когда Юрий получал образование, такое понятие даже не рассматривалось.
- Дней пять назад летели напрямую из Охотска в Хабаровск, - говорит Гончаров. - Сели два выпивших молодых человека лет 25. Заметил на борту дым. Ребята стали спокойно электронные сигареты потягивать, на замечания отреагировали агрессивно.
В таком случае первым делом нужно заручиться поддержкой свидетелей, то есть попросить пассажиров зафиксировать факт совершения нарушения. А затем сообщить хулиганам о перспективах – о том, что придется совершить посадку в ближайшем аэропорту.


Чудить на борту – дело затратное. Представьте, сколько стоит вернуть деньги за билеты всем пассажирам. А еще это керосин, простой борта, компенсация работы экипажа, управления воздушного транспорта, встречающих борт полицейских и многое другое. Выйдет несколько миллионов рублей! А вот если бы кто-то закурил настоящую сигарету, а это уже прямая угроза безопасности полета, то тут уже уголовная ответственность.
- Сказал я парням, что командир решил посадить самолет в Николаевске, посоветовал приготовить документы к встрече с полицией, а сам вернулся на свое место. На самом деле командиру ничего не сообщал, у него и так работа ответственная и напряженная, его отвлекать допустимо только в крайних случаях, - уточнил Юрий. - Через десять минут они прибежали, просили понять и простить. Говорили, что они молодые педагоги, которые летят в Хабаровск забрать дипломы об образовании. Удивительно! Я после долгих размышлений согласился, они долго благодарили, обещали, что курить бросят.
Подобные методы психологического воздействия – практически единственный инструмент работы с дебоширами на борту. Применение физической силы категорически запрещено законом. А ведь порой под угрозой оказывается безопасность самих бортпроводников.
- На заре работы «Дальавиа» летели в Москву. Было это во время Первой чеченской войны, везли молодого паренька, летел он во вторую командировку – из столицы России должен был держать путь до Моздока. На фоне переживаний выпил, начал пинать стюардесс, - вспоминает специалист. - Я позвал его на кухню под предлогом, что угощу алкоголем. Скрутил руки, чтобы не передавить, связал их через полотенце скотчем. Летел он так часов пять. Сейчас, конечно, такое невозможно, сразу привлекут к уголовной ответственности.

Повысить градус на борту

Но что делать, если человек находится в неадекватном состоянии, уговоры и объяснение грозящей ответственности на него не действуют?

Обычно, если повлиять словесно на человека не получается, командир дает команду совершить вынужденную посадку. При этом можно привлечь мужчин из числа пассажиров, чтобы те помогали придерживать буйного хулигана.

А еще на больших бортах пилоты порой используют такой прием по усмирению выпивших скандалистов. Они постепенно повышают температуру в салоне, обычно дебоширы засыпают. Затем температуру возвращают к стандартным показателям.

К счастью, проблему беспомощности экипажа по отношению к буйным пассажирам заметили на федеральном уровне. Минтранс России подготовил проект постановления правительства, утверждающий порядок действий членов экипажа при пресечении противоправных действий на борту. В качестве допустимых спецсредств сдерживания указали пластиковые наручники и нейлоновые ремни. Документ находится на общественном обсуждении.
- Это хорошее предложение, важно продумать, как его реализовать, - говорит Юрий. – Хорошо бы обучить бортпроводников приемам самообороны, которые позволят ограничить действия разбушевавшегося пассажира, но не причинить вреда.

Аэрофобы не сводят глаз

Кстати, работа бортпроводников не так уж проста, как может показаться. Если кто-то думает, что их задача проверять билеты да кормить обедами, тот ошибается. Так, в обязанности входит контроль над распределением грузов на борту согласно центровочному графику.

- Самолет своего рода качели, в котором центр приходится на шасси,- объясняет Юрий Гончаров. - Перегрузишь хвост - потянет назад при взлете, что может привести к падению. Поэтому каждый отсек загружается строго по графику. Бортпроводник знает вес грузов вплоть до килограмма.

А еще стюарды принимают оборудование, пледы, полотенца, подголовники и прочее. Они занимаются подготовкой питания для экипажа и пассажиров. Не только отслеживают наличие блюд, но и их качество, сроки годности. Раз в год специалисты проходят санминимум как работники пищевой отрасли.

 Пристальное внимание уделяется подготовке бортпроводников на случай возникновения аварийных ситуаций. Обучение экстренному освобождению борта проводят не только на тренажерах, но и на реальных бортах. К примеру, на Ту-204 и Boeing-757 в случае эвакуации последний пассажир должен покинуть борт через 90 секунд. Бригада работает слаженно.

Если во время аварийной ситуации возникла паника, стюарды имеют право общаться в приказном тоне, привлечь к себе в команду некоторых пассажиров. А еще должны сохранять хладнокровие. Это в теории, но как ни готовь человека, в реальных условиях реакция у всех разная.
- Полетел однажды в отпуск в Санкт-Петербург на Ту-154 со знакомым экипажем. В Омске сели вахтовики. Кто-то из них бросил окурок в комнату, где хранятся кислородные баллоны и технические дорожки. Материал начал тлеть, задымился, - вспоминает собеседник. - Стюардессы, несмотря на то что знали, как действовать, охваченные паникой из-за опасности взрыва, прибежали с криками: «Юра, мы горим!». Тогда от адреналина сорвал огнетушитель вместе с креплением. К счастью, удалось все оперативно потушить.

 Готовы бортпроводники оказать первую медицинскую помощь. К примеру, сейчас на борту частенько используют переносные кислородные баллоны. Имеются медикаменты вплоть до родового комплекта. Оказывают они и моральную помощь тем, кто боится летать. Аэрофобией в России страдает больше 30% россиян.
- Стараемся, если возможно, посадить пассажиров с аэрофобией дальше от иллюминатора. Знаем, что они не сводят с бортпроводников взгляда весь полет, следят за поведением и настроением, - отметил Юрий. - Поэтому важно быть спокойным и уверенным. Порой такие пассажиры садятся рядом и держат меня за руку во время пути. Говорят, помогает.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме