Главное
Общество, 13 февраля, 17:30

Как хабаровскому предпринимателю клиенты помогли спасти бизнес

Они обеспечили компанию заказами

Как хабаровскому предпринимателю клиенты помогли спасти бизнес
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»
У Марии и Евгения Масловых – настоящий семейный бизнес. За день до того, как Марии отправиться в роддом рожать второго ребенка, она подала заявление на регистрацию предприятия «Стирай-город». Почти одновременно родились девочка и своё дело. Как у них с мужем распределяются обязанности - Мария рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня».
Она ведет все бумажные дела, Евгений отвечает за техническую часть. Ни ей, ни ему не приходится объяснять друг другу, почему они задержались на работе. Мария Маслова - человек не из бизнеса, работала в крупных компаниях, в частности, менеджером по развитию персонала - набирала людей, руководила проектом по подготовке кадрового резерва известного банка. Проводила тренинги, советовала, что читать, много училась сама. Так сложились обстоятельства, что в какой-то момент надо было принимать серьезные решения. Мужа сократили, он остался без работы, при этом у них грудной ребенок и ипотека. Что делать? Искать работу? Они с мужем решили попробовать начать семейный бизнес. Вспомнила свою мечту. Будучи в командировке в Питере, Мария увидела прачечную, которая вдохновила ее своей душевностью, муж поддержал ее идею.
Они взяли несколько кредитов, достаточно дорогих, купили большие стиральные машины, абсолютно не понимая, что из этого выйдет.
- Год почти у нас ничего не получалось, - рассказывает Мария Маслова. - Поставить машины – еще не начать бизнес. Клиентов почти не было. Мы с мужем пошли подрабатывать бизнес-тренерами, чтобы содержать семью и свое дело. Решили держаться до последнего. Через полгода пришло понимание, что нам надо поменять стратегию своего развития. Беда была в том, что мы назвали себя прачечными самообслуживания, и это людей отпугивало. Они думали, что надо, как в Америке, приходить и стирать вещи самим. Боялись сделать что-то не так. Вот тогда мы и назвали себя прачечной экспресс-обслуживания. Объясняли людям, мол, мы все сделаем за вас или под вашим присмотрим. Время исполнения заказа – сутки или двое.
Мария помнит своих первых клиентов, некоторые с ними до сих пор. Так, все эти годы к ним в центр города ездит мужчина из Северного. Современный молодой человек.
- Спрашиваю: у вас машинки нет? Есть! Говорит, что ему нравится, как с ним общаются наши сотрудницы, - вспоминает Мария Маслова. – Гладят, все аккуратно складывают. И таких мужчин много, им приятно, что их встречает женщина, которая заботится о них. Они приносят рубашки, постельное белье. Женщины, а среди них тоже в основном молодые, скорее всего занятые, у них явно не остается времени на быт, просят постирать крупные вещи - одеяла, пуховики, игрушки, постельное белье. Им хочется, чтобы его не просто постирали, но и погладили.
Одна из заказчиц Марина признается, что давно бы выбросила свой красный пуховик в горошек, но его всякий раз так стирают, что он не теряет ни цвет, ни форму. Среди клиентов есть студенты. Социальные работники привозят то, что нужно постирать за больными людьми. С каждым из них в прачечной проговаривают: как вы хотите, чтобы постирали ваши вещи – все вместе или по отдельности? Можно принести свой порошок, если вы аллергик, или любимые ароматы для кондиционера.
Большая часть их клиентов - те, кто пришли по рекомендации друзей и знакомых. И это для Марии очень ценно. Два года назад в марте она полетела в Америку, ее пригласили на стажировку, которую она выиграла. Мария признается, что это было для нее счастьем. Они ездили по предприятиям, смотрели, как работает семейный бизнес в Америке. И тут им сообщают, что ситуация с ковидом обостряется, границы закрываются.
Они экстренно возвращаются домой. Мария вспоминает, что они почти сутки были в пути, понимая, что летят в другую страну. Ситуация резко изменилась. Муж позвонил, сказал, что он почти договорился с иностранными партнерами о покупке оборудования, но они все свернули. Мария две недели добровольно просидела на карантине. На всякий случай. А когда вышла, собрала коллектив и честно призналась: она не знает, что будет дальше. Возможно, придется закрывать точки, сокращать рабочий день. И добавила: если вы готовы пройти этот путь со мной, давайте пойдем. Если уйдете, пойму и ни на кого не стану держать обиду. Никто не ушел.
- К лету поток упал, и мы попросили помощи у своих клиентов, - замечает Мария Маслова. - Написали в Инстаграм, что из четырех адресов два закрыты, надо платить аренду, зарплату сотрудникам, а денег нет. И попросили: если можете, поддержите нас заказами. Не дайте нам закрыться! И люди стали выкладывать в своих аккаунтах картинки и отзывы о нас. И люди пошли! Пришла бабушка, спрашиваем: как вы о нас узнали? Внук сказал, что ребятам надо помочь. В общем, если у тебя есть что постирать, отнеси им. И она принесла. Одна из сотрудниц предложила мне деньги. Я не брала, говорю - они вам самой понадобятся, но она настаивала. Говорит: даже если вы закроетесь и я потеряю работу, буду знать: что-то сделала, чтобы спасти предприятие. Я не могу без слез говорить об этом.
Мария Маслова признается, что они воспряли духом. Помогло и государство. У них был кредит на покупку оборудования в краевом Фонде поддержки предпринимательства. На период пандемии им разрешили не платить кредит несколько месяцев, компания вносила только проценты. По ипотеке тоже удалось договориться с банком, и он на три месяца приостановил взносы. Сотрудникам платили минимальную зарплату, потому что все они официально трудоустроены.

В этом году в рамках нацпроекта поддержано более 120 бизнесменов
14 июня 2021, 10:35 0

 - Если ты честен, то и к тебе все поворачивается добром, - говорит Мария Маслова. - Мы думали, что все рухнет безвозвратно, но нет. Мы живы!
У Марии свое понимание, кто может быть сотрудником ее компании. Она берет женщин только предпенсионного и пенсионного возраста. Портрет сотрудника они с мужем составляли довольно долго. «Дорисовали» уже в процессе работы. Сначала просто выбирали опрятную женщину, которая бы умела общаться с гостями, так они называют своих клиентов. Не думали о возрасте, предпочитая молодых, истории эти заканчивались ничем. Выясняется, что те не дорожат работой, часто не очень приветливые и обходительные.
- Пришла к нам женщина, устроилась на работу по-честному, то есть официально, - рассказывает Мария Маслова. - Через неделю говорит: я ухожу. Спрашиваю, в чем дело? Нашла работу своей мечты. Интересуюсь, что это за мечта. Администратор в сауне. Но всякую мечту надо уважать. Распрощались. Через неделю звонит: примите меня обратно. Я не взяла, не наш человек.
На новый год Масловы решили подарить сотрудникам подарки. Дети у них давно выросли, но есть внуки. Мария попросила каждую бабушку рассказать о своих внуках, их успехах. Женщины просто светились от радости. Да, иногда и у них что-то идет не так. Но они всегда готовы извиниться и исправить ситуацию. Мария Маслова изучает негативный опыт по всей России, чтобы предвидеть, с чем они могут столкнуться.
Трудно ли вести бизнес? Мария говорит, что это интересно и энергично. Все время думаешь о работе. И, конечно, о семье. У них двое детей, которые хорошо знают, чем занимаются их родители. Когда их не с кем было оставить, Мария брала детей на смену. Мария – человек увлекающийся. Ей интересны многие проекты, например, сортировка мусора, потому что она хочет жить в чистоте в широком смысле этого слова, социальная помощь, по образованию она социальный педагог. Когда-то она даже пробовала себя на телевидении.
Так что она пока сама не знает, чем займется дальше. Но в любом случае, прачечные останутся. Это дело, которое сделало ее сильной и мудрой. От такого не отказываются.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме