В День работников Гражданской авиации, который отмечается в России 9 февраля – именно тогда в 1923 году в РСФСР был официально создан воздушный флот – ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает об одной из самых незаметных, но крайне важных служб крупнейшего аэропорта Дальнего Востока – орнитологической безопасности.
Многие хабаровчане и гости краевой столицы при взлёте и посадке в местном аэропорту замечают вдоль полосы разгона какие-то странные зеркала. А между тем это очень важное оборудование для безопасности полетов – защита от птиц, стаи которых могут с таким же успехом привести к катастрофе, как и серьезные технические поломки.
Инновационное пугало
О том, что птицы и самолёты – вещи несовместимые, люди узнали ещё на заре авиации. Первый инцидент столкновения летательного аппарата с пернатыми был зарегистрирован в 1905 году. Один из двух знаменитых братьев Райт - Орвилл попал в птичью стаю во время пробного полёта над кукурузным полем. Тестовый образец самолёта получил сильные повреждения. А в 1912 году уже зафиксировали первую в истории человечества авиакатастрофу по вине птиц. При испытании новой модели самолёта в Калифорнии чайка попалась на пути тогда ещё не такого быстрого аппарата. От удара оказались перерублены тросы управления, самолёт упал в воду, пилот погиб.
Аэропорт Хабаровск от птиц защищают проверенными временем способами. На земле, вдоль взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек установлены особые устройства с зеркалами – блико-механические отпугиватели. Они вращаются от ветра. Создаваемые солнечные блики дезориентируют птиц, заставляют их держаться подальше от летной полосы аэродрома. Такие же блико-механические устройства установлены и на мачтах освещения, расположенных на перроне. Вообще, существует большое количество приспособлений для отпугивания птиц: чучела хищных птиц, воздушные змеи, напоминающие опасных пернатых, пропановые пушки. При появлении птиц такие пушки при помощи хлопка газа издают громкий звук, похожий на выстрел. Слышно его в радиусе полукилометра. На сегодняшний день аэропорт Хабаровск стремится усовершенствовать средства борьбы с птицами. Здесь постоянно ведется подбор новых приспособлений для отпугивания по рекомендациям эколого-орнитологического обследования территории аэродрома.
А вот хищных соколов, как в питерском Пулково или московских аэропортах, в Хабаровске не держат. При несложной орнитологической обстановке это слишком дорогое удовольствие, найти специалистов по соколиной охоте сложно, да и содержать таких элитных птиц хлопотно. Зато минувшим летом в Хабаровске появилась орнитологическая новинка для отпугивания ворон, голубей, сорок и других пернатых - биоакустическая установка «Аэро М4».
Страшнее птицы зверя нет
Обязательным для защиты от возможных столкновений с птицами остается регулярный покос травы, в которой пернатые вьют гнёзда, небольшие водоёмы вблизи аэродрома засыпают землёй, чтобы они не привлекали водоплавающих. Самое трудное - убеждать население ближайших к глиссаде посёлков не устраивать свалки бытовых отходов. Ведь это привлекает ворон.
Кстати, как заметил наш корреспондент, даже на площадке перед зданием терминала внутренних авиалиний обычных во всех районах Хабаровска голубей не видно. А вот воробьи, которые и раньше порхали по зданию старого аэровокзала, уже замечены в новом. Но угрозы авиационной безопасности эти птахи не представляют, да и на лётное поле они вылетать не стремятся.
До сих пор на слуху истории с чудесным спасением пассажиров и экипажей самолётов после столкновений с птицами в Московской области и в небе над США. В 2019 году Airbus «Уральских авиалиний» при взлёте с подмосковного аэродрома Жуковский в направлении на Симферополь пересекся с птичьей стаей, из строя вышли оба двигателя. Пилоты смогли филигранно совершить вынужденную посадку на кукурузном поле и спасли жизни всех 226 пассажиров. А в 2009 году американский Airbus при взлете из Нью-Йорка столкнулся со стаей казарок. Тогда лётчики сумели посадить борт с заглохшими двигателями на воду реки Гудзон. Обошлось без жертв.
Переселение бакланов
По информации авторитетного российского издания «Известия», начатые в советские годы целенаправленные исследования в области орнитологической безопасности полётов сошли на нет в 90-е годы прошлого века. А за несколько лет до нашумевшей истории с посадкой самолёта на кукурузное поле группу учёных-орнитологов в федеральном Госцентре безопасности полётов просто сократили.
Недавнее такое обследование аэропорта имени Г.И. Невельского проводил один из крупнейших на Дальнем Востоке орнитологов из Института водных и экологических проблем ДВО РАН Владимир Пронкевич.