Сейчас государственный бюджет выделяет огромные средства на то, чтобы подтянуть социальную инфраструктуру «города Юности» к его промышленным возможностям. Интересно, что похожая, но еще более тяжелая ситуация сложилась в промышленной столице Дальнего Востока 80 лет назад, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
10 мая 1932 года к селу Пермскому прибыла первая тысяча строителей. К концу 1937 года население города, возникшего на месте села, насчитывало уже более 60 тыс человек, прибывших со всей страны. Весь начальный период строительства Комсомольска был периодом сплошного штурма. Самым важным показателем считались объемы и сроки промышленного строительства, и на него были брошены все силы и средства. Гражданское строительство оставалось далеко на втором плане.
К концу 1933 года город, чье население уже перевалило за 10 тыс, представлял собой отдельные островки из саманных бараков, шалашей, землянок, разбросанных в заболоченной тайге. Они соединялись пешеходными тропками и грунтовыми дорогами. В народе эти «поселки» назывались «Копай-город» и «Каттельград» по имени первого директора «Дальпромстроя» Ильи Каттеля, инициировавшего возведение «времянок». Но даже такого жилья катастрофически не хватало, его некому было строить, все силы были брошены на возведение заводов.
В начале 1934 года развернулось строительство первого в Комсомольске постоянного жилого квартала в районе нынешней улицы Кирова. Все дома здесь сооружались из бруса, поэтому поселок назвали «Брусчаткой». Впервые в городе в «Брусчатке» было проведено комплексное благоустройство: сооружен деревянный тротуар, соединяющий все бараки. Вскоре стали появляться и другие кварталы постоянного жилья.
В том же, 1934-м году вопрос о проекте планировки города был поставлен в Хабаровске, в крайисполкоме. Краевые власти поручили местным проектировщикам разработать генеральный план строительства Комсомольска-на-Амуре в расчете на 300–400 тыс человек. Вскоре появились первые наброски. Но оказалось, что параллельно разработкой генплана занимаются и другие организации.
В том же году Схема была утверждена в Москве и немедленно положена в основу строительства города. Вслед за Схемой и на ее основе появился ряд проектов застройки отдельных территорий для судостроительного завода, стройтреста № 36, горсовета и других организаций. Однако Схема не могла полностью заменить генеральный план города, к разработке которого стало возможным приступить только в 1939 году, когда завершились работы по изысканиям и топосъемке местности.
Первый полноценный генплан Комсомольска-на-Амуре был утвержден Постановлением Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) в том же 1939 году. Тогда же, согласно Постановлению Совнаркома РСФСР, Комсомольский горсовет организовал городскую архитектурную мастерскую в целях «приближения» проектирования к месту строительства. Первая группа специалистов для работы в мастерской прибыла из Москвы и других городов. Также было издано несколько распоряжений, обязывающих различные организации, подчиненные разным наркоматам, действовать в застройке согласованно.
Все это стало основой для быстрого и планового создания первого на Дальнем Востоке, как тогда представлялось, образцового города социалистического будущего. Немедленно развернулось масштабное строительство жилых домов и объектов соцкультбыта. Для города, чье население уже насчитывало более 60 тыс человек, это было жизненно необходимо.
Кстати, по первому генплану, разработанному Ленинградским отделением «Горстройпроекта», было предусмотрено строительство 8–10 высотных зданий с башнями и шпилями, формирующих силуэт города. Из трех воплощенных проектов первым стал ныне существующий жилой дом по проспекту Сталина (Мира) на пересечении с улицей Бульварной (Орджоникидзе).Для Комсомольска-на-Амуре было разработано 4 генплана, утвержденных в 1939, 1954, 1967, 1987 годах. Первые два были выполнены Ленинградским отделением «Госстройпроекта». Два других – ЛенНИИ градостроительства.