Накануне старта Международного арктического форума глава Минтранса Максим Соколов рассказал в интервью корреспонденту «Известий» о развитии арктической транспортной системы России, перспективах Северного морского пути, строительстве новых атомных ледоколов и создании единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса в Арктике. Напомним, в ряде деловых мероприятий форума примет участие губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. ИА «Хабаровский край сегодня» публикует интервью с сокращениями.
— Государство уделяет приоритетное внимание транспортным проектам в арктическом регионе. Почему это так важно?
— Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из приоритетных государственных задач, и во многом ее решение зависит от уровня развития транспортной системы арктического региона.
Через территорию Арктики проходят морские, воздушные и наземные транспортные маршруты, развитие и навигационно-информационное обеспечение которых придает дополнительные импульсы для освоения ресурсов северных территорий, создает предпосылки для увеличения объемов и привлекательности перевозок по трассам Северного морского пути, а также будет способствовать улучшению условий жизни проживающего в Арктике населения.
— Расскажите о текущей ситуации с развитием аэропортовой инфраструктуры в Арктике.
— В Арктической зоне расположено 73 аэродрома, 12 из которых находятся на побережье акватории Северного морского пути: Мурманск, Архангельск (Талаги), Амдерм, Варандей, Нарьян-Мар, Бованенково, Сабетта, Диксон, Хатанга, Чокурдах, Тикси, Певек. Действующими редакциями федеральных целевых программ предусмотрена реконструкция восьми из них. Вместе с тем в связи с сокращением бюджетного финансирования в ближайшей перспективе планируется проведение реконструкции только аэропортов Чокурдах и Тикси.
Такая мера позволит нам обеспечить функционирование убыточных аэропортов, в том числе расположенных в арктическом регионе, что создаст благоприятные условия для развития авиации в Арктике.
— Какие проекты сейчас реализуются в сфере арктической железнодорожной инфраструктуры?
— Для развития железнодорожной инфраструктуры Арктики реализуется проект строительства пускового комплекса Томмо–Якутск. Его реализация позволит обеспечить круглогодичный бесперебойный завоз грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера. Крайне важным для развития транспорта в Арктике является проект создания железнодорожного Северного широтного хода. Он соединит Северную и Свердловскую железные дороги и сократит путь от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского бассейна. Основными участниками этого проекта выступают РЖД, «Газпром» и администрация Ямало-Ненецкого автономного округа. Они финансируют объекты собственной существующей железнодорожной инфраструктуры.
Кстати, в рамках Арктического форума планируется подписание соглашения по реализации проекта строительства Северного широтного хода между ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром», закрепляющего основные намерения сторон.
— Расскажите о планах развития Северного морского пути. Как вы оцениваете потенциал этого транспортного маршрута для перевозки грузов?
— Мы разработали и утвердили комплексный проект развития Северного морского пути, в рамках которого сейчас активно модернизируются морские порты. Общий объем перевозок грузов по этому маршруту в 2016 году вырос почти на 40% и составил около 7,5 млн т. Это немалый прирост. Основные перевозки — это экспорт добываемых в Арктической зоне природных ресурсов и поставки жизненно важных товаров на Крайний Север в рамках «северного завоза».
Всего в акватории СМП работают восемь линейных ледоколов — четыре атомных и четыре дизель-электрических. До 2025 года рассматривается возможность строительства двух универсальных атомных ледоколов проекта 22220 и атомного ледокола-лидера мощностью 110 мВт.
В течение последних лет мы провели большую работу по обеспечению безопасного плавания судов и защите морской среды от загрязнения в акватории Севморпути.
— С какой целью создается Единая защищенная информационно-телекоммуникационная система транспортного комплекса Арктической зоны? Что будет входить в ее функции?
— Это наше важнейшее направление работ на сегодня. Надежная информационно-навигационная среда является основой безопасной и эффективной работы транспортного комплекса Арктической зоны России.
В целях обеспечения национального суверенитета над информационными потоками в транспортном комплексе Арктической зоны министерством инициировано создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса в Арктике. Она будет охватывать всю без исключения территорию Арктической зоны нашей страны, включая арктическую акваторию, внутренние водные и сухопутные магистрали, кроссполярные авиатрассы, а также региональные транспортные направления и сети Арктической зоны России.
При этом национальная суверенность предоставления всех видов информационно-навигационных услуг является первоочередной задачей. Мы ориентируемся на ресурсы отечественных спутниковых систем и платформ «Гонец», «Меридиан», ГЛОНАСС и других. Кроме того, запланировано создание многопозиционных систем наблюдения на базе единого стандарта 1090ES автоматического зависимого наблюдения.
Работы по созданию системы будут согласованы с программой модернизации к 2020–2025 годам инфраструктуры ключевых морских портов и систем управления движением по Северному морскому пути, системы управления воздушным движением в арктических аэропортах и строительством новых железных и автомобильных дорог.
Всё вместе позволит наконец-то решить проблему создания надежной и устойчивой ведомственной среды передачи данных в Арктической зоне Российской Федерации, без которой невозможно представить себе безопасное и эффективное транспортное обеспечение.
— Будут ли в Арктике применяться беспилотные системы?
— Да, планируем применять. Комплексное внедрение беспилотных систем в арктический транспортный комплекс — это отдельная масштабная задача.
Как раз на базе единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы, о которой мы говорили, планируется развернуть перспективную систему управления движением беспилотных транспортных средств в Арктике, способных существенно расширить спектр выполняемых задач для арктического транспортного комплекса.
Фото: Известия